Олег Великий о 5-й горбольнице и медицине непраздничной

2902
1

16 июня отмечают День медицинского работника. Он учрежден в СССР с 1980 года, да так и остался во многих постсоветских государствах. И несмотря на то, что ситуация в здравоохранении и вокруг него все чаще вызывает лишь тревогу, мы не остались в стороне от праздника. А раз так, то появилась идея рассказать о настоящем флагмане запорожской медицины ­ 5­й горбольнице

Единственные в области…

Заметим, что с недавних пор официальное ее название: «Комунальне неприбуткове підприємство «Міська клінічна лікарня екстреної та швидкої медичної допомоги Запорізької міської ради» (ГКБЭ и СМП). И там нам сразу порекомендовали встретиться с Олегом Великим.

Наша справка. Великий Олег Иванович, заместитель главного врача по хирургической помощи с 1996 года. Выпускник Запорожского мединститута 1976 года (с отличием). В больнице — с 1978 года. С 1998 по 2006 годы был депутатом Запорожского горсовета и облсовета. Врач высшей категории по организации и управлению здравоохранения, а также по травматологии и ортопедии. Имеет министерские отличия и региональные награды.

­ В 2016 году мы отметили 50­-летие 5­-й городской клинической больницы, ­ рассказывает Олег Иванович. ­ Она начала работу с 16 февраля 1965 года. Тогда под руководством хирурга Федора Григорьева было организовано 120 хирургических коек, кроме того, в состав больницы вошли терапевтическое и кардиологическое отделения. Первым же главврачом стала Зоя Козлова.
Не могу не сказать еще о двух легендарных главврачах. Герман Балашов возглавлял больницу 10 лет — до 1983 года, при нем состоялось объединение нашего стационара со скорой помощью. Также в эти годы был построен и вошел в строй травматологический корпус. Анатолий Дубовский стал главврачом в 1989 году. В 1990 году его избрали народным депутатом 1­го созыва. В том же году, благодаря А. Дубовскому, больница стала Областным центром экстремальной медицины и скорой помощи. Это была не просто смена названия, а реализация планов создания единого центра оказания экстренной медицинской помощи с мощным стационаром и с объединением всей службы скорой медицинской помощи области. При нем было начато строительство новых корпусов больницы, которое, к сожалению, так и не завершили.
Ныне за год только через стационар у нас проходят около 20 тысяч пациентов, ежегодно производят около 12 тысяч оперативных вмешательств. Еще примерно 22 тысячи пострадавших принимает круглосуточный травматологический пункт. Количество пациентов в нем растет из года в год, потому что из­за реформирования первичного звена сокращается количество травматологов и хирургов в ЦПМСП (поликлиниках). В больнице развернуты 710 коек, плюс 60 внебюджетных коек интенсивной терапии. У нас работают 1569 сотрудников, из них 348 врачей. Этого достаточно, чтобы оказывать круглосуточную экстренную медицинскую помощь всему населению Запорожья.
Добавлю, что челюстно­-лицевая хирургия, отделения торакальной травмы (грудной клетки), ожоговой травмы и отделение сочетанной травмы — единственные в области. В больнице также оказывают экстренную медицинскую помощь при всех острых хирургических, урологических заболеваниях, черепно-­мозговых травмах. Кардиологическая и неврологическая патологии (инфаркты, инсульты) ­ тоже наш профиль.
Травматологический пункт работает, естественно, без выходных и праздничных дней. Сейчас здесь реализуют специальную городскую программу бесплатной медицинской помощи, принятую депутатами горсовета.
Впрочем, изменение статуса ­ «неприбыльное предприятие» ­ пока никак не сказалось в плане финансирования. Мы как были «на бюджете», так и остались, дополнительных поступлений в настоящее время нет, но с нового года ожидаем дополнительное финансирование из Национального центра здоровья Украины за каждый пролеченный случай.

«Мир социализма»

­ А вообще, ситуация в отрасли очень сложная, ­ сетует Олег Великий. ­ В настоящее время финансирования крайне недостаточно. Так, на лечение одного больного, на медикаменты и предметы медицинского назначения на одни сутки ­ в расчете на койку ­ в отделении травматологии и политравмы выделяют 24 грн, в отделении интенсивной терапии – 144 грн. Естественно, этого мало. Кроме того, когда в отделение травматологии поступает пациент, ему, как правило, нужны металлоконструкции для проведения операции стоимостью от 10 ­14 тыс. грн или эндопротез стоимостью от 30 тыс. грн.
Да и на питание больного выделяют 5,27­5,53 грн в день. Как за такие деньги можно прокормить человека? На участников АТО, инвалидов ВОВ и приравненных к ним категориям пациентов по Постановлению Кабмина выделяют 65 грн на медикаменты и предметы медицинского назначения на одни сутки, на питание – еще 55 грн, которых тоже недостаточно. Хотя, казалось бы, всем очевидно, что больницу экстренной и скорой помощи должны финансировать на все 100%…
Но, по сути, мы как были, так и остались страной Советов. Только предприятия типа «Запорожсталь», «Мотор Сич» и другие живут уже при капитализме, а мы, бюджетники, и население в целом ­ при социализме.
Хотя система здравоохранения для государства и общества принципиально важна. Вот на Кубе взяли за основу советскую систему здравоохранения. При их нищете приоритетно развивали образование, здравоохранение и армию. И получилось, что уровень медобслуживания на Кубе даже выше, чем в США. А у нас сферу медицины все еще финансируют по остаточному принципу.
Словом, и мы, и наши больные стали заложниками системы, и основные расходы на лечение ложатся на плечи самих пациентов и их близких. Но как быть с людьми, которых нашли на улице без денег и документов? Мы обязаны оказывать им помощь! Кроме того, сейчас очень много больных, к которым вообще никто не приходит и которым просто некому помочь. Получается, что их содержат и лечат за счет других больных или благотворительных фондов.
Есть и пациенты, которых никто не может опознать. Не редкость, когда люди умирают у нас и «уходят» на судебно-­медицинскую экспертизу как неизвестные…
В больнице существуют городские программы бесплатной медицинской помощи ­ проведение тромболизиса при инфарктах и инсультах, проведение гемодиализа, программа эндопротезирования, бесплатное оказание медицинской помощи в травмпункте. Программа гемодиализа в прошлом ­ это почти половина бюджета больницы, но сейчас мы получаем диализаторы и расходный материал централизованно. У нас в этом плане все на высшем уровне — только одноразовый диализатор, система очистки воды для диализа, новая аппаратура, поэтому у больных с хронической почечной недостаточностью несравненно больше шансов продлить свою жизнь.
По программе эндопротезирования тоже впервые в этом году будут финансировать не только стоимость самого эндопротеза, также будет медикаментозное обеспечение соответствующей операции.
Для эффективного лечения инфарктов миокарда и сосудистой патологии головного мозга необходим ангиограф. Мировой стандарт — это ангиография сосудов сердца при инфаркте миокарда или при инсульте мозга и при необходимости установка стента, проведение малоинвазивных оперативных вмешательств. Хорошо, что на майской сессии горсовета решили вопрос финансирования и приняли решение приобрести ангиограф для нашей больницы, а также выделить средства на реконструкцию помещения под его установку.
Не могу не сказать и о порочной, на мой взгляд, системе с обращениями граждан. Есть у меня знакомый, который обратился в Администрацию Президента с просьбой оказать помощь для проведения операции в размере 32 тыс. грн. Мол, он возглавлял избирательный штаб П. Порошенко и просит поддержки. Это письмо из АП переслали в Минздрав, дальше по цепочке ­ в областной и городской департаменты, а потом к нам. Но деньги, естественно, никто не выделил…
Тут вот что важно! Все жалобы на самый «верх», в министерства и департаменты, в конечном счете возвращаются к нам с указанием решить возникшие проблемы на месте за существующие и очень скудные бюджетные средства. Словом, система непробиваемая.

АТО: волонтеры и госпиталь

­ Сейчас уже волонтеров нет, ­ продолжает Олег Иванович. ­ Это благородное движение, которое сыграло огромную роль в возрождении нашей армии и обороноспособности Украины, в значительной степени, как говорится, «ссобачилось», появилось очень много аферистов на этой почве. Кроме того, в Запорожье оно было слабым. В Днепре Игорь Коломойский в свое время «построил» бизнесменов и сказал: «Либо вы работаете с волонтерами, либо не работаете совсем». Мы ездили в больницу Мечникова, как раз в разгар Иловайской трагедии. Там был организован волонтерский пост с круглосуточным дежурством. Когда поступали раненые, давали списки необходимого и максимум через 2 часа собирали пакет медикаментов и всего, что требуется.
У нас по сравнению с Днепром все было организовано на несколько порядков слабее. Мы выделяли комнату волонтерам, они помогали, в основном, питанием и добрым словом, немного медикаментами. Это очень важно, но недостаточно. В нашей больнице прошли лечение около 300 человек, пострадавших в АТО.
Скажу свое мнение по поводу госпиталя. То, что его восстанавливали, нерационально. Лучше бы эти деньги вложили в нас, как в больницу, которая в состоянии оказывать экстренную медицинскую помощь всем, в том числе и раненым военнослужащим.

О достижениях и проблемах

­ Нашим главным достижением является то, что мы 24 часа в сутки 7 дней в неделю оказываем экстренную медицинскую помощь, ­ говорит Олег Великий. ­ Но проблем в больнице хватает. Есть компьютерный томограф (КТ), но его мощности недостаточно. Как минимум, нужен еще один. КТ, кстати, это далеко не исчерпывающий метод, МРТ лучше, ибо на томографе мы не видим многие виды патологий мягкотканных структур. Но должен сказать, власти города в последние годы с бОльшим пониманием относятся к нашим проблемам. С приходом нового главного врача (ныне директора) Дмитрия Ивченко рабочие визиты городского головы Владимира Буряка, его заместителей и руководства профильного департамента приносят видимые результаты.
Еще одна проблема — отток врачей и медсестер за границу. Уезжают лучшие! Ведь за эти копейки никто работать не хочет. Молодой врач по окончании университета получает, как и санитарка, 4173 грн. А ему надо семью кормить. Пока государство не понимает, что нужно достойно финансировать этот труд, о перспективах говорить не приходится.
Общались на днях со студентами медучилища. Пригласил их летом на практику, чтоб могли подработать. Они же ответили, что поедут мыть посуду или работать официантами на Азовское море, и в 10 раз больше заработают. Людям нужно жить, а не выживать.
Что хочу сказать в заключение? Реформировать сферу здравоохранения необходимо, но процесс этот очень непростой. Поэтому в городе к этой проблеме, кроме профильного заместителя городского головы и специалистов нашего департамента, привлекают главных врачей ведущих лечебных учреждений города. Цель одна ­ совместно и согласованно подходить к вопросам реорганизации отрасли и делать все возможное для финансирования ее самых неотложных потребностей…

* * *
Вот такой не совсем праздничный рассказ получился. Хотя нам искренне хотелось поговорить только о приятном, а главное ­ больше о самом Олеге Великом, книголюбе и рыбаке, ценителе искусства, туристе, альпинисте, посетившем Памир, Алтай, Кавказ, Карелию, Полярный Урал, Карпаты. Но об этом, наверное, уже в другой раз. А пока поздравляем Олега Ивановича и его коллег с праздником в надежде, что когда­то наступят времена, когда в статьях на медицинские темы будет значительно больше оптимизма…

Светлана Третьяк