МОСТОПАД – НАРОДУ, ДЕНЬГИ – ЧИНОВНИКАМ!

779
0

Сегодня Запорожье знаменито не островом Хортица и казацким прошлым, а как это ни прискорбно, своими недостроенными мостами. Запорожский долгострой стал символом несостоятельности в строительстве инфраструктуры всех, кто был у власти за годы независимости, ­ отмечает депутат Запорожского областного совета Владимир Величко

– Мало кому известно, что в 2017-­м году группа международных экспертов провела экспресс­-обследование всех мостов вдоль русла Днепра. Вывод неутешительный: все находятся в критическом состоянии и требуют немедленного ремонта. Но рекомендации специалистов, похоже, спокойно лежат под правительственным сукном. Инфраструктура Украины, построенная еще в 50­60­х годах, рушится на глазах. По словам профильного министра Владимира Омеляна, в стране насчитывается около 9 тысяч аварийных мостов, а 4,5 тысячи мостовых переходов подлежат немедленному ремонту. Проблема заключается в том, что у нас огромное число конструкций, которые уже пережили гарантированный срок эксплуатации. Их надо менять, радикально обновлять. Иначе любая из них может рухнуть в одночасье. Но за годы независимости в Украине появился всего лишь один мост – Дарницкий в Киеве. Да и он до конца не доведен – нет спуска на левобережье, движение идет по временной развязке, ­ говорит Владимир Величко.

Правый и левый берега Запорожья связывают всего две транспортные артерии – автодорога на плотине Днепрогэс и Преображенский мост, пропускная способность которых исчерпала себя еще в 90­е годы. Уже тогда было понятно, что существующие мосты не справляются с транспортными потоками. А ведь с каждым годом количество автомобилей только увеличивалось. Мосты Преображенского построены еще в 1949­1951 годах и имеют всего две полосы движения. Сегодня их загруженность транспортом в разы превышает норму, поэтому даже мелкое ДТП на несколько часов парализует город. Да и техническое состояние мостов находится не в идеальном состоянии – они уже давно выработали свой ресурс и нуждаются в масштабной реконструкции. Так же обстоят дела и с плотиной, где разрушается не только дорожное покрытие, но и собственно конструкция гидросооружения.

В 2004 году началось строительство новых многополосных автомобильных мостов, которые должны проходить параллельно с Преображенским. По первоначальному проекту предполагалось, что через Новый Днепр возведут вантовый мост, а через Старый Днепр – арочный. Но за торжественным стартом не последовали масштабные работы, и вскоре строительство заморозили. Сдачу мостов перенесли сначала на 2012, потом на 2014 и на 2016 годы, но уже 2019, а строительство не движется. Так, подчеркивает В. Величко, долгожданная альтернатива – наш недостроенный мост, стала визитной карточкой украинской экономики, которую нужно демонстрировать на всех инвестфорумах и флешмобах украинских политиков. Причем желательно в сопровождении деклараций их доходов, выросших в геометрической прогрессии за время каденций. Если мы не можем достроить один мост длиной 700 метров, значит, наша экономика – банкрот.

Сегодня общая сметная стоимость всего проекта 8,04 млрд гривен. Объем капитальных инвестиций на завершение автотранспортной магистрали по состоянию на 1 января 2018 года (ориентировочно) составлял 5,4 млрд гривен. Стоимость этого «призрака» растет с каждым днем. Даже если стройка стоит. В качестве сравнения В. Величко приводит опыт Китая. В 2009 году китайцы дали старт грандиозному проекту по сооружению моста через океан, который связывает Китай с Гонконгом. Уже в феврале 2019 года по мосту запустили транспортное движение. Длина моста – 55 километров! 7 из них – туннель под океаном. Обошелся он Китаю в 20 млрд. Почувствуйте разницу!

Еще один вопрос – зачем нужен новый проект моста? В апреле прошлого года ГАСИ Украины запретила проводить строительство на данном объекте. Причина – работы, которые выполняли на мосту через старое русло Днепра, не соответствовали проекту. Специалисты утверждают, что на этом участке изначально планировали построить мост в виде так называемой «бегущей лани», но затем мостостроители решили, что металлическую конструкцию, длиной 340 метров будут надвигать. Надвижку завершили в феврале. Однако в сам проект изменения так и не внесли. А зачем? Строим по наитию, на авось. Вот теперь ждем когда проектант ГП «Укргипродор» внесет корректировки. А куда спешить? В пробках ведь запорожцы страдают. 15 лет терпели – еще столько же подождут!
И все же, главную причину такого ужасающего положения дел с мостами, да и всей дорожной инфраструктурой Владимир Величко видит в бесхозяйственности и неиссякаемой алчности наших чиновников. Да, в бюджете денег мало. Причина – не работающая экономика и системная деиндустриализация страны, связанная с политикой Нацбанка и налоговой системой. Но ведь все эти без малого 30 лет мы набирали огромные займы. 89 млрд долларов, из которых кредиты МВФ на поддержание золотовалютных резервов – чуть больше 30 млрд. Мы брали и берем в долг у различных международных финансовых учреждений. А отдает долги бюджет, то есть мы с вами.

Поэтому, что удивляться ситуации с мелкими объектами, которые финансируются из местных бюджетов. Бесконтрольность, порожденная общей системой, приводит к тому, что у нас годами строят и ремонтируют тридцатиметровые мостовые переходы и переезды. Такие, как многострадальный отрезок моста у «Днепроспецстали», или рокадный сорокаметровый мост в сторону аэропорта. При этом качество ремонта ужасающее. Там уже не могут проехать даже грузовые машины.
Владимир Величко предлагает в срочном порядке поднять перед Президентом вопрос достройки мостов и обозначить его как приоритетный национальный проект, и не дай бог никого не подпускать на пушечный выстрел из местных чиновников от исполнительной власти, которые, аккурат неподалеку от строящегося моста, застроили виллами и особняками заповедное побережье!

На днях Президент внес в Верховную Раду законопроект о гражданской конфискации в пользу государства незаконных активов должностных лиц. В частности, документ вводит новый механизм конфискации коррупционных активов ­ их будут взимать в гражданском порядке по искам Национального антикоррупционного бюро, при согласовании со Специализированной антикоррупционной прокуратурой. Чтобы подобные дела рассматривали объективно и беспристрастно, законопроект предлагает отнести их к юрисдикции Высшего антикоррупционного суда. Также документ предусматривает возобновление уголовной ответственности для чиновников всех уровней за незаконное обогащение, которое будет караться лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Принятие подобных законов, по мнению Владимира Анатольевича, приближает нас к реальной борьбе с коррупцией, когда и топ­чиновники будут нести наказание за незаконное обогащение. В ближайшем будущем мы уладим этот вопрос!