Запорожские трамваи принесли в жертву ради новой дороги (ФОТО)

7544
1

Несколько дней назад в Запорожье с помпой открыли новую дорогу. Однако,  как это часто бывает, не обошлось «без потерь». В нашем случае таковым стал электротранспорт, обеспечивающий экологичную доставку пассажиров в один из районов города — собственно, находящийся в зоне экориска по количеству заводских выбросов.

Речь идёт о Заводском районе (Павло­-Кичкасе), где комбинат «Запорожсталь» активно осваивает шлаковые отвалы, называемые в народе «Чёрной горой». Предприятие построило дорогу для прохождения грузового и пассажирского транспорта, дабы обеспечить замену участка Северного шоссе, по которому курсирует транспорт (в том числе и трамваи) сейчас. На этой земле уже в 2019­-м году «Запорожсталь» начнёт строить новый кислородно­конвертерный цех (ККЦ), а значит, трамваи в спальный район и к заводам более ходить не будут. По крайней мере, в обозримом будущем.

Зачем нам трамваи?

Узнав о таком решении, которое принималось, хоть и законно, но «по­тихому», многие запорожцы возмутились и бросились отстаивать дорогой сердцу коммунальный транспорт, не наносящий вред и без того ужасной экологии родного города. По этому поводу была создана петиция о наложении моратория на ликвидацию трамвайного сообщения в Заводском районе. Однако эту петицию городская власть, где большая часть правящей верхушки – бывшие и действующие сотрудники того самого предприятия, не поддержала. Собственно, иначе и быть не могло.

«За решение, которым предлагалось временно наложить мораторий на снос трамвайных путей на участке между «Запорожогнеупором» и Северным шоссе в связи со строительством конвертерного цеха «Запорожстали», проголосовало всего 25 депутатов. Примечательно, что в полном составе решение не поддержали мэр Владимир Буряк и фракция «Оппоблока», в том числе депутаты избранные от Заводского района – Людмила Круглая, Павел Михайлик, Андрей Кривцов, Александр Николаенко», ­ писали тогда СМИ.

В официальном ответе городского совета на наш информационный запрос говорится, что трамваи после открытия новой дороги через «Чёрную гору» на Кичкас ходить не будут.

«Что до организации транспортной инфраструктуры данной территории, сообщаем, что на сегодняшний день, согласно информации, предоставленной Управлением по вопросам транспортного обеспечения и связи Запорожского городского совета, закрытие движения трамвайного маршрута №8 и сокращение трамвайного маршрута №16 до кольца Северного шоссе и ул. Диагональной не планируется. Участок ул. Северное шоссе от ул. Диагональной до ул. Оптимистической обслуживают автобусные маршруты №51 «Станция «Запорожье­-Левое» ­ ул.Республиканская», №70 «ТЕЛ, «Амстор» ­ Павло­-Кичкас» общим количеством 20 единиц техники. После пуска в эксплуатацию новой автодороги, указанные маршруты будут направлены по нему», ­ говорится в документе.

Это значит, что конечный пункт трамвая будет на кольце Северного шоссе, где сейчас пока ещё нет трамвайного кольца, но его смонтируют, чтобы трамвай мог развернуться и отправиться обратно в город.

Далее, в жилой район и к другим заводам будут ходить только маршрутки (по новой дороге через «Чёрную гору»).

­ Это возмутительно. Жители района в шоке, сотрудники других заводов тоже… Если сейчас 70­я маршрутка, которая ходит каждые 15 минут, но которая забита до отказа, ­ и это при том, что работает трамвай, ­ то представьте себе, что будет, когда трамваев не станет. И кто это решил? «Запорожсталь»? И «заводская» городская власть, которая также = «Запорожсталь»? Экологичный транспорт и без того в неблагоприятном от заводских выбросов и автомобильных выхлопов городе уже не нужен?! В то время, как во всех цивилизованных странах люди на него переходят, у нас от него запросто отказываются, принося в жертву благосостоянию одного­единственного предприятия, которое «держит» в заложниках весь город, ­ говорит коренной житель Заводского района Игорь Дементьев.

И несмотря на то, что городской голова В. Буряк в комментариях журналистам заявил, что трамвайное сообщение после строительства конвертерного цеха будет проложено вновь, никаких сроков строительства названо не было. В документах, предоставленных «Запорожсталью» и городским советом, НИГДЕ не упоминается о проектировании трамвайных путей на новой дороге. То есть вообще в планах трамваев там нет. Если велодорожка есть, то электротранспортом и не пахнет. Так что устные слова чиновников о том, что рано или поздно трамвай в район вернут, можно считать не более, чем попытками усыпить бдительность запорожцев.

Когда земля «уходит из-под ног»

Итак, землю по Северному шоссе, которая является прилегающей территорией к комбинату «Запорожсталь», а также дорогой для трамваев и автотранспорта, предприятие получило от города в аренду.

«На сегодняшний день в Запорожье действует Генеральный план, утвержденный решением Запорожского городского совета от 15.09.2004 №4 с изменениями, утвержденными решением Запорожского городского совета от 27.09.2017 №31 (далее ­ Генеральный план Запорожья).

Согласно Пояснительной записке к Генеральному плану Запорожья, предусматривается восстановление перспективных/резервных площадей производственных территорий в пределах Центрального промышленного района в части наращивания мощностей ОАО «Запорожский металлургический комбинат «Запорожсталь», расширение производства, изменение транспортной сети промрайона (изменение трассы Северного шоссе). Следует отметить, что вышеупомянутые проектные решения (расширение территории комбината «Запорожсталь») неоднократно рассматривались в генеральных планах Запорожья и предусматривались к реализации на долгосрочный период.

Мероприятия, которые должны обеспечить реализацию переноса трассы Северного шоссе, включают строительство магистрали вдоль северной границы земельного отвода ОАО «Запорожский металлургический комбинат «Запорожсталь» и в створе ул. Финальной с выходом на существующий участок Северного шоссе», ­ говорится в ответе, предоставленном «Верже» мэрией.

Если спросить у первого встречного жителя нашего города, знал ли он о таком плане, договоре аренды, мы наверняка получим отрицательный ответ. И на вопрос, согласен ли он с таким решением, может статься, ответы будут отрицательные. Кто в этом виноват? Вопрос риторический. Запорожцы доверили городские дела избранной власти. Власть эти дела делает. Несогласие с решениями жителей города, подтверждённого общей петицией, правящая верхушка игнорирует, поскольку «всё уже договорено» ­ процесс запущен.

«По земельным участкам, которые находятся в аренде того или иного предприятия, сообщаем, что согласно информации, предоставленной Управлением по вопросам земельных отношений Запорожского городского совета, решением сессии городского совета от 28.11.2018 №38/37, №38/38, №38/39 ОАО «Запорожсталь» предоставлены в аренду, сроком на 10 лет, земельные участки (кадастровые номера 2310100000: 02: 016: 0049, 2310100000: 02: 016: 0050, 2310100000: 02: 016: 0051) общей площадью 8,8396 га и решением сессии городского совета от 28.02.2019 №88/45, сроком до 28.02.2029, земельный участок (кадастровый номер 2310100000: 02: 016: 0053) площадью 2,8954 га в районе Северного шоссе для строительства транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства (дороги). На данные земельные участки между Запорожским городским советом и ПАО «Запорожсталь» заключены договоры аренды», ­ говорится в ответе городского совета на вопрос «По какому праву?».

И, к сожалению, данные договоры дают предприятию право не только пользоваться городской землёй, не меняя ландшафта, а использовать её по своему усмотрению, то есть всячески распахивать, зонировать, отделять и застраивать.

«Вся проектная документация разработана согласно действующему законодательству Украины и соответствующим нормативным актам. Земельный участок, на котором расположена дорога Северное шоссе, отведен комбинату на основании договора аренды земли от 09.03.2010 г., заключенного с Запорожским городским советом, для строительства конвертерного цеха.

Строительство новой дороги выполняется в рамках программы комплексной экологической модернизации предприятия, предусматривающей реконструкцию сталеплавильного передела со строительством кислородно­конвертерного цеха (ККЦ) и отказа от мартеновского способа плавления стали. Сегодня меткомбинат занимается подготовкой площадки под строительство цеха и строительством новой автомагистрали», ­ говорят на комбинате.

Неадекватная замена

Как же устроена новая дорога через известные «копи» местных металлистов – заводские шлакоотвалы?

«Четырехполосная дорога в Заводский район протяженностью 2,8 километра позволит вдвое увеличить пропускную способность Северного шоссе и соединит кольцо по ул. Диагональной с ул. Финальной. Кроме того, новое Северное шоссе получит велосипедную дорожку и современную систему отвода ливневых стоков. На данный момент объемы собственных инвестиций комбината в строительство новой дороги составили 250 млн гривен. Новая муниципальная автодорога построена без привлечения бюджетных средств, полностью за средства бизнеса», ­ поведали нам в пресс-­службе комбината «Запорожсталь». Как видим, предприятие ничего не упоминает о строительстве на данном участке трамвайных путей.

Очередной важный вопрос – безопасность данной местности для постоянного курсирования по ней городского транспорта.

­ На моих глазах насыпалась эта самая «Чёрная гора». Потом на моих же глазах это годами копалось. А теперь на этой 325 раз перерытой горе построили дорогу! Мне бы очень было интересно пообщаться с проектантом! Он не боится, что вся эта «красота» может со временем осунуться от вибрации и похоронить заживо людей, по ней ездящих?! В любом случае, лично я буду пользоваться другой дорогой, ­ говорит жительница Заводского района, журналист и актриса театра «Vie» Елена Крапивка.

«По вопросу возможных оползней на территории, предусмотренной под строительство данной дороги, отмечаем, что противооползневые мероприятия должны быть предусмотрены разработчиком проекта и определены в утверждаемой части проектной документации на строительство объекта.

Относительно предоставления детальной информации по строительству на данной территории, сообщаем, что согласно плану зонирования территории Запорожья, утвержденному решением Запорожского городского совета от 28.02.2018 №75, территория, расположенная в пределах проектной и существующей трассы Северного шоссе, относится к зоне В­3 ­ зона предприятий III класса вредности и зоны В­2 ­ зона предприятий II класса вредности», ­ комментируют в городском совете.

Однако проект решения ни застройщик, ни горсовет не показывают и технических выводов об исследовании занимаемой дорогой местности тоже не предоставляют.

«По вопросу предоставления копии проекта решения о строительстве нового шоссе, сообщаем, что на сегодняшний день, согласно информации, предоставленной департаментом архитектуры и градостроительства Запорожского городского совета (далее ­ Департамент), проектная документация по строительству дороги от ул. Демократической к Северному шоссе в городе Запорожье на регистрацию в отдел градостроительного кадастра Департамента не давалась. В связи с этим, предоставить копию проекта по строительству нового шоссе не представляется возможным», ­ отмечают в мэрии.

Кто будет обслуживать данную дорогу пока тоже не известно.

«К вопросу по обслуживанию указанной дороги, в частности в зимний период, отмечаем, что предоставить конкретную информацию, какими именно службами будет осуществляться обслуживание данной дороги, можно будет после введения данного объекта строительства в эксплуатацию и определения балансодержателя указанной дороги», ­ отвечают чиновники.

Возвращаясь к самой значимой потере – районных трамваев, отметим, что на сегодняшний день замену электротранспорта даже вместительными автобусами, а не то, чтобы маршрутками типа «Дельфин», нельзя считать адекватной.

­ Трамвай вообще очень значим для истории многих городов, не только Запорожья. Ведь чаще всего именно трамвай становился самым первым массовым видом общественного городского транспорта. Те же  троллейбусы, например, появлялись позже. Так и в Запорожье было ­ трамваи ходили с 1932 года, а троллейбус только в 49­м появился. К заводам трамвайчики ещё до войны начали ходить, то есть бегают к ним уже 80, а то и чуточку больше,  лет.  Да, понятно, что электротранспорт у нас сейчас переживает не лучшие времена. Не знаю, существует ли сейчас подобная статистика, но у меня есть данные на самый пиковый в истории запорожского трамвая 1988 год. 15 маршрутов, 314 вагонов, общая длина трамвайных линий ­ 115 километров!  Тогда за один год услугами запорожских трамваев в общей сложности воспользовались 87 миллионов человек! Грандиозные цифры! Могу предположить, что сейчас все гораздо-­гораздо скромнее.  Я вот могу где­-то объяснить демонтаж трамвайных путей на проспекте – остановки посреди проспекта были небезопасны, увеличилась проезжая часть для автомобилей, жителям домов вдоль проспекта стало комфортнее, да и сами исторические здания не страдают больше от соседства с трамвайной линией.  В случае с Павло­-Кичкасом даже не знаю – много ли там пользы извлекут от демонтажа трамвайных линий? Думаю, в первую очередь надо поинтересоваться мнением местных жителей и учесть его, ­ убеждён запорожский краевед Роман Акбаш.

Но о том, к какому месту приложили мнение местных жителей городские власти, мы уже знаем.

Ева Мироновафото автора