От сюжета до замысла: запорожцам рассказали, как знакомить детей с искусством (ФОТО)

890
0

На днях в Запорожье прошло беспрецедентное мероприятие – семинар «Вход в искусство», где слушатели имели возможность не только понять, как знакомить детей с искусством, но и буквально восторженно увлечься всевозможными играми в залах Запорожского художественного музея на выставке картин Марии Приймаченко.

Отметим, что семинар вела Катерина Окремова – культуролог, автор и преподаватель междисциплинарных образовательных проектов по истории искусства в учреждениях альтернативного образования и музейных учреждениях с более 10-летним опытом работы, мама троих детей.

После такой вдохновляющей встречи нам очень захотелось ещё раз поговорить с киевской гостьей о важном – обсудить нюансы введения ребёнка в мир искусства.

Катя, что такое искусство и зачем оно нужно детям?

— Искусство и походы в музей даёт эстетическое переживание, которое возникает от созерцания картины является самодостаточным переживанием и составляющей общечеловеческих потребностей. Даже нескольких.

Во-первых, через объект искусства мы общаемся с автором (похожее чувство может быть при чтении книги), соотносим свой опыт с его опытом. Это может насытить потребность в общении. Если смотреть шире (или глубже), то и потребность в принадлежности к группе, эпохе, сообществу, ноосфере, культуре (выбирайте, что ближе). Может быть, во время игры «хэштег» вы могли что-то похожее почувствовать.

Во-вторых, мы углубляемся в познание, исследование многообразия мира. В-третьих, удовлетворяем эстетическую потребность в том, чтобы смотреть на красивое, гармоничное, любоваться чем-то, которую тоже никто не отменял.

И наконец, в сотворчестве с автором или своем творчестве, когда мы вдохновились чьим-то потоком, а потом создали что-то свое, мы реализуем потребность в творчестве.

Однако не стоит забывать, что все вышеперечисленные потребности стоят гораздо выше базовых. То есть, если вы голодны, плохо себя чувствуете, не спали несколько ночей, потому, что кормили малыша (и ваши телесные чувства и когнитивные способности притуплены) — вам может быть просто не до этого) и это нормально.

Объекты искусства обращаются к нашим органам чувств напрямую, даже не зная искусствоведческих подробностей, глядя на работу, мы можем чувствовать ее «телом». Это очень важная составляющая, на которую опирается уже наш эмоциональный отклик от работы и мысли, которые она рождает.

Чувства нуждаются в заботе и взращивании, и развивать их нужно и можно не только в детстве, но и в течении всей жизни.

С какого возраста можно (рационально) знакомить детей с искусством?

— Важно, что Вы имеете в виду под «знакомить с искусством». Если посещение музеев и галерей, то вполне возможно и рационально посещение с пяти лет. В этом возрасте ребёнок уже видит, впитывает, говорит, задаёт вопросы. Даже в самом младшем возрасте можно знакомить детей с искусством: вот буквально с того момента, как ребёнку интересно рассматривать любые книги, любые картинки.

Например, Франсуаза Барб-Галль в своей книге «Как говорить с детьми об искусстве» рекомендует ходить с детьми в музеи в возрасте 7-8 лет, после того, как малыш освоит свою «малую родину» — улицу, дом, магазинчики, площадки. Тогда ему станет интересно выйти за пределы этого своего круга, например, отправиться в город и зайти в музей.

Опять-таки, смотря что иметь в виду под словом «искусство». Если это живопись и искусство в музеях, то это одно, но мы часто встречаем объекты искусства просто в быту – скульптуры в парке, дизайн одежды, всевозможные логотипы и прочее. Если ребёнок этим заинтересовался, то почему бы с ним об этом и не поговорить?

На семинаре мы играли во всевозможные интересные игры с теми же картинами Приймаченко. Но, в зависимости от возраста детей, наверное, это будут разные игры?

— Да, конечно. Здесь можно рассмотреть подробно возрастные особенности детей: что они могут и любят и какие игровые задания можно пробовать давать на примере наблюдений Барб-Галль из её книги + мои наблюдения и опыт проведения занятий с детьми в музеях.

Что можно делать с 5-7-летними детьми:

— познавать телом (повторять движения изображенных фигур, животных и мифических существ в том числе, «музейный» крокодил, живая скульптура)

— воображать рабочий процесс художника (подражать в движениях, как было сделано, нарисовано или слеплено, или вырезано)

— придумывать истории (не сдерживайте полет фантазии, совершенно не важно, насколько близко или далеко эта история от «реальных событий», изображенных на картине)

-замечать выразительные детали (зарисовывать и охотиться на них)

— открывать для себя музеи (особенно музее современного искусства — где телесно можно чувствовать связь арт-объектов с пространством, как это бывает при созерцании инсталляции)

-«укладывать» по-своему экспозицию (кто найдет самую большую картину, квадратное полотно, геометрическую фигуру, животных без хвостов, что угодно?)

-выбирать произведение, которое понравилось больше (можно сделать фото с ним, зарисовать и т.д.)

8-10 лет:

— уже можно воспринимать замысел художника, уловить настроение от потеков краски (об этом уже можно понемногу начать говорить, делиться впечатлениями, узнавать у детей)

— учитывать все органы чувств, к которым апеллирует произведение

— находить повторяющиеся элементы в разных произведениях художника

— искать одинаковые формы у различных художников, которые означают разное (крест, шахматная доска)

— детям нравятся героические персонажи, монстры, сюжеты о противостоянии добра и зла (можно делать скетчи того, что могло бы помочь герою победить, или решить конфликт).

— информация для самостоятельной работы, автономия от рассказов взрослого.

— можно поиграть в квесты, арт-детективы

— интересоваться «как это сделано?» знакомство с многообразием художественных практик

Общая рекомендация — можно адаптировать любую игру, которая нравится под музейный формат, например «есть контакт», любую викторину. И конечно, дискуссии в стиле методики стратегий визуального мышления заходят в этом возрасте, как и в подростковом.

11-13 лет:

— в этом возрасте детей может заинтересовать личность художника, яркие эпизоды его биографии

— зрительные иллюзии (перспектива)

— технические приемы — как создается впечатление движения, что делает портрет гармоничным?

— сколько времени уходит на создание работы

— символы

— сопоставление произведений одного художника разного периода, с идентичными сюжетами

— связь с историческим периодом

— сколько стоит произведение

— образы и логотипы (искать первоисточник)

— понимать связь между произведениями и их названиями

— сравнивать разные подходы к одной теме.

Еще заметила, что подросткам интересны действительно сложные и неординарные вопросы, а также они не «воспринимают» искусство, если подавать им только под серьезным и возвышенным соусом, они нуждаются в шутках, текстах из «желтой прессы», приколах. Это поколение, которое ценит юмор (если не стёб). Есть вещи, которые им заходят. Есть запрос на эмоциональный интеллект, самопознание и самовыражение. Здесь, конечно, хорошим опытом является участие в публичных перформансах, как, например, всевозможные игры ля этого возраста.

Какое нужно настроение для посещения музея?     

— Обращаясь к той же Франсуазе Барб-Галль: она рекомендует ходить в музей в погожий день, если с вами маленький ребенок, то лучше, чтобы музей был недалеко (иначе вы можете слишком утомиться и не получить должного удовольствия от вашей «культурной прогулки»). Если в самом музее нет кафе, то лучше присмотреть место, где вы утолите голод перед или после посещения музея. Иногда лучше просто посмотреть книгу с репродукциями дома под пледом с чашечкой горячего чая.

Катя, самый распространённый вопрос от родителей: как всё-таки заинтересовать ребенка, если ты привел его, скажем, в галерею, при этом видишь, что ему не очень интересно (несмотря на все твои попытки привлечь его внимание исследованием сюжета и деталей картины)?

— Ничего особенного не следует делать в этом случае. Вполне возможно, что ребёнку может быть просто не очень комфортно в пространстве, куда Вы его привели впервые. Здесь важна частота посещений и спокойный несуетливый взрослый рядом, у которого нет завышенных ожиданий. Второй момент: мы на самом деле не знаем, что ребёнок успел заметить и почувствовать в экспозиции. Если малыш бегает и суетится, то это вовсе не значит, что он ничего не заметил. Не делайте поспешных выводов, потому что мы о конца не знаем, что он воспринимает. Я приведу свой семейный пример. Когда моему сыну было 8 лет, я начала вести программу в галерее Пинчука и брала его, естественно, с собой. Он просто бегал там и играл с этими оранжевыми пуфиками. Со стороны казалось, что он ничего не делает и ничто его не включает. Как потом оказалось, он запоминал многих художников в экспозиции и детали их творчества. Мы обсуждали это на уроке в нашей семейной школе («БеркоШко») через полгода и он выдал мне много всего интересного.

То главное для родителей? Не ожидать от ребёнка, не навязывать своё в случае, если кажется, что «искусство не проникает»?

— Моя основная рекомендация – не делать поспешных выводов. Не поддавливать, не стараться остановить ребёнка и силой «впихнуть в него» информацию. Это не оставит у него приятного впечатления, а скорее просто травмирует. Также, возможно, стоит поискать тот вид деятельности, который нравится вашему малышу.

Какие ошибки делают взрослые, пытающиеся познакомить ребёнка с живописью или скульптурой?

— Ошибки примерно то, о чём мы уже говорили – это завышенные ожидания. Очень странно, например, хотеть, чтобы ваш ребёнок чувствовал то же, что и вы. Это делает поход в музеи некомфортным и нежеланным.

Важен ли замысел автора картины зрителю?

—  Искусство очень многослойно и воспринимать его можно по-разному. Если провести аналогию с музыкальным произведением, то искусство, как и музыку, мы тоже можем воспринимать телесно и находить какой-то эмоциональный отклик. Но, если, предположим, мы слушаем какую-то и мы знаем кое-что об авторе: в какой период жизни он её написал, и с чем это было связано, какие он использовал приёмы, какое место это произведение занимает в истории музыки, тогда, возможно, наше впечатление от этого произведения будет глубже и многогранней. То есть, кроме непосредственного восприятия музыки, будут накладываться ещё и дополнительные смыслы. Однако такое восприятие может позволить себе уже достаточно зрелый человек. Если же говорить о детях, то к замыслу мы подберёмся уже ближе к подростковому возрасту. Хотя, это зависит от эмоциональной и даже интуитивной зрелости ребёнка.

Как знакомить детей с концептуальным искусством? 

— Это становится интересным в определённом возрасте – затронуть данный слой. В целом, хочу сказать, что обучение детей искусству начинается с отношения взрослого к этой теме, потому что при рассматривании репродукций в альбомах и походах в музей, дети сильно чувствуют, насколько искренний интерес у взрослого к этой теме и насколько она вошла в его жизнь. Ребёнок видит, как взрослый ведёт себя в музейных пространствах – он открыт или он насторожен. Кроме того, очень важны, казалось бы, второстепенные детали, которые могут иметь важные последствия. Например, мои родители были инженерами и у нас не было непосредственного соприкосновения с искусством. Но мой папа такой человек, которому интересны разные сферы жизни и я очень хорошо помню, что у нас дома висели в золочёных рамочках вырезки из журнала огонёк Мона Лиза и кто-то ещё, были и другие репродукции. И было понятно, что в нашем доме выделено под это место. Папа любил посещать галереи и даже купил себе краски, чтобы писать – копировать работы великих мастеров. В музее папа делился со мной своими впечатлениями.

Ева Миронова, фото с образовательной программы «Соберемся вместе» в ПинчукАртЦентре.