На днях Запорожский ТЮЗ представил на суд зрителя премьеру остросюжетную комедию «Мафия и sentiments». Автор пьесы – современный французский актер и драматург Люк Шомар, который в 2010 году создал классическую комедию положений «Мафия и нежные чувства»
Французская комедия – любимый во всем мире жанр, ее любят за легкость, наивность, шарм и блеск! При умелом обращении и мастерстве это лакомый кусочек для режиссера благодатная почва для создания искристой водевильной истории, насыщенной приключениями. Поэтому, когда театралы нашего города узнали, что главный режиссер ТЮЗа, заслуженный деятель искусств Украины Геннадий Фортус возьмется за пьесу Шомара – стали томимы ожиданием и еле дождались премьеры, которая состоялась при полном аншлаге и имела оглушительный успех! Итак, обо всем по порядку…
Как и положено в классической комедии положений – сюжет строится на постоянно сменяющих друг друга непредвиденных ситуациях не то сказал, не так понял, не за того принял… Действия происходят в просторной квартире Этьена – именно здесь в один день собрались несколько человек и по стечению обстоятельств произошла протечка в ванной в квартиру соседа.
Этьен – преуспевающий адвокат возраста «за сорок», влюблен в девушку чуть более двадцати лет отроду Стефани, которая по совместительству дочь его лучшего друга Карлоса крестного отца сицилийской мафии. Ну, конечно, как типичный мафиози, Карлос вооружен и очень опасен! Он замечен в различных махинациях и контрабанде. При этом очень любит свою дочь и готов порвать на части любого ради нее. Совсем недавно Карлос узнает, что у дочери появился любовник, поэтому хочет его застрелить. С этой мыслью мафиози приходит домой к Этьену, у которого в этот момент как раз свидание со Стефани… Также в эту квартиру попадает сосед снизу Буддист с жалобами на протечку и испорченные трубы. О, конечно, бедолага оказался не в том месте и не в то время… Но ведь так и задумано! Все в стиле жанра!
Перед тем, как перейти к амплуа артистов, мне бы хотелось остановиться на общей стилистике постановки – признаюсь, она меня впечатлила. Зрительскому взору предстает квартира с элитным дизайном и «дорогой» мебелью. Ведь хозяин квартиры – не просто статусный адвокат, он еще и дружит с мафиозными структурами. Диван и стулья в бирюзовых тонах, лаконичные формы, торшеры стилизованы под автомат Томпсона – томмиган, ножка под абажуром полностью повторяет гангстерское оружие. Сам Этьен расхаживает по квартире в дорогой шелковой пижаме, покуривая сигары и воркуя с молодой любовницей. Согласитесь, отличное решение для создания атмосферы остросюжетной истории с привкусом богатой жизни, грязных денег и пороков. Но больше всего впечатляет кресло! Дада, именно кресло я бы назвала еще одним действующим «лицом» этой комедии! Выполненное в стиле известного в кругах дизайнеров гениального архитектора Ле Корбюзье кресло стало пародией на элемент престижа и статуса. Его образ умышленно утрирован жутко неудобное, похожее на стоматологическое, постоянно двигающееся, и, я бы сказала, «живущее своей жизнью» кресло стало удивительно смешным и удачным акцентом этой истории. Это тот случай, когда обыграны желания иметь пусть неудобные, зато статусные дизайнерские вещи. Весь этот прекрасный антураж продуман до мелочей художникомпостановщиком, членом Национального Союза художников Украины Татьяной Власенко, с которой нам удалось пообщаться:
Этьен – эстет, который любит все красивое, престижное, поэтому было важно подчеркнуть это состояние. При этом была задача не отвлекать внимание зрителя от действия, а, наоборот, дополнять его, в связи с чем квартира выполнена в лаконичных решениях. Также нужно подчеркнуть комедийный жанр, убрать серьезность я добавила яркие бирюзовые и другие сочные акценты, поделилась Татьяна Власенко.
В постановке режиссер задействовал два состава артистов: Этьен (заслуженный артист Украины Юрий Драненко/артист Максим Игнатьев), Карлос (заслуженный артист Украины Максим Березнер/артист Евгений Дзыга), Стефани (Яна Новицкая/Дарья Чебаненко), Буддист (Олег Абакуменко/Назар Баранников). В который раз зритель имел возможность убедиться – насколько всегда точное попадание в цель при выборе артистов у режиссера Геннадия Фортуса. Оба состава получились яркие, при этом каждый со своими изюминками. А еще на сцене эпизодично присутствует помощник Карлоса – Альберто (в обоих составах – Михаил Графский), который, несмотря на безмолвную роль, выглядит колоритно, напоминая одного из братьев Гавз из знаменитых «Утиных историй». Мы побывали на спектакле с участием Максима Игнатьева, Евгения Дзыги, Дарьи Чебаненко и Назара Баранникова и готовы поделиться своими впечатлениями.
Адвокат Этьен в исполнении Максима Игнатьева с первых минут вызывает симпатию. Он влюблен в Стефани, однако знает, на что способен Карлос, поэтому начинает бояться за свою жизнь. Артист ярко раскрывает романтичность своего героя, в их отношения со Стефани «веришь», страсть и чувства переданы профессионально. Кстати, интересное совпадение – между артистами разница в возрасте составляет также 22 года, как и между их героями в пьесе. Максим Игнатьев прокомментировал работу над ролью:
С самого начала мы получили от режиссера задачу: все происходящее – очень серьезно, ведь это история про мафию решаются вопросы жизни и смерти. Поэтому никакого комичного поведения на сцене быть не должно. В этом направлении и работали, и моя задача была максимально правдиво показать переживания и волнения Этьена, который любит Стефани, но опасается, что его могут убить. С партнерами по сцене было очень комфортно взаимодействовать, роль многому меня научила – и в профессиональном, и в межличностном планах.
С ролью мафиози Карлоса блестяще справился Евгений Дзыга – таким артиста зритель еще не видел! Он четко передал эстетику поведения настоящего крестного отца итальянской мафии – жесткий и вспыльчивый, но обладающий определенным кодексом чести. И, конечно, он напомнил зрителю, что настоящий мафиози, как представитель криминальной элиты это образец стиля. С достоинством и шиком Евгений носил костюм из «дорогой» гладкой ткани в полоску, в стальных оттенках, красную «шелковую» рубашку, начищенные до блеска ботинки, увесистый сапфир на пальце, шелковый галстук и, конечно, шляпу. Евгений в этом амплуа смотрелся органично настоящий криминальный авторитет, каким мы его знаем по кинематографу. Артист поделился впечатлениями:
Когда я готовился к роли, мне пришлось «выдавливать» из себя гуманитария, учиться мафиозной «масти» и «породе». Я вдохновлялся образом Роберта де Ниро и подсматривал интересные моменты в американской комедии про мафию «Анализируй это». Особенно мне пригодились идеи, когда мафиози проявляет слабость, отступает от образа убийцы и вершителя судеб и трансформирует это в качества человечности и семейные ценности.
Дочь Карлоса прекрасная Стефани в исполнении Дарьи Чебаненко, думаю, с первых минут пленила своей красотой и обаянием сильную часть зала. Кокетливая, страстная, при этом хорошо воспитанная и интеллигентная, в этой истории она – словно яркий и свежий цветок! В такую девушку однозначно может влюбиться мужчина любого возраста! А еще в ее сумочке, как у представительницы клана, непременно должен быть дамский… пистолет! Выстрелит ли он? В этом лучше убедиться, посмотрев спектакль. О том, как это быть дочерью мафиози, мы поинтересовались у артистки:
Дочь мафиози – это в первую очередь определенный статус, мне было важно ему соответствовать. Необходимо постоянно держать планку высокого социального уровня, который соблюдается даже в экстремальных ситуациях. Я получила колоссальное удовольствие от работы!
Яркой в прямом и переносном смысле фигурой этой постановки является Буддист, характер которого сочно передал Назар Баранников. Чтобы подчеркнуть комичность персонажа, его образ намеренно гиперболизирован. Думаю, в этом и состояла задумка режиссера – показать собирательный образ человека, религиозность которого скорее наносная. Такой человек, как правило, состоит не столько в конкретной религии, сколько в своем представлении о ней и желании казаться, а не быть! При таком подходе чем больше намешано – тем лучше, и весь внешний вид – некий маскарад, за которым легко прятаться. Здесь и буддистские оранжевые одеяния как символ смирения и аскетизма, и неожиданно соседствующие с буддизмом дреды на голове, и тканевая сумка хендмэйд, мешочки с успокаивающими травами, пестрые штаныалладины, браслеты, бусы, сандалии, косички… Одним словом – «религиозный» с головы до ног! Но как только вопрос коснулся возможного обладания большой суммой денег, аскетизм и праведность нашего героя улетучились в одно мгновение! Не иначе, как по велению богов! А что? Все средства хороши для очистки кармы, особенно чужой! Надо срочно спасать богатого человека от греха, забрав у него чемодан с большой суммой денег! Назар Баранников в который раз удивил метаморфозами – ему всегда удается быть разным и интересным. Он поделился с нами комментарием:
Для меня как артиста очень важно, чтобы мои герои в спектаклях не были похожими друг на друга. Сегодня я постарался показать буддиста, который на самом деле не такой уж праведный. Мы с Олегом Абакуменко, который играет это же амплуа в другом составе, много обсуждали этот образ, узнавали о стилистике, изучали мантры, особенности поведения – хотели сделать образ максимально ярким и запоминающимся.
Образы героев действительно получились яркие артисты неожиданно раскрылись с новых сторон, а сама история вышла объемной и многогранной. Конечно, определяющая заслуга в этом режиссера и художественного руководителя Геннадия Фортуса. Мы обратились к нему за комментариями:
Образ мафиози для актеров и режиссера – очень привлекателен. Мы экспериментировали в этом направлении и сделали своего «крестного отца». Карлос попадает в разные ситуации, зачастую тупиковые, мы даже музыку подбирали серьезную – как в настоящих историях про мафию. Мне также было важно показать наших новых актеров Евгения Дзыгу и Максима Игнатьева (артисты ранее работали в театре им. Магара – ред.). Они работают на высоком интеллектуальном уровне, обладают ценными для артиста качествами. Оба состава артистов во время репетиций работали очень дружно, вдохновлялись игрой друг друга, все происходило в духе содружества, а не соперничества. А еще мы ввели в постановку новый персонаж, которого сами придумали, его нет в пьесе – Альберто его играет Михаил Графский. Очень приятно, что публика так тепло его встретила. Надеемся, у нас получилась хорошая комедия.
Что ж, комедия заслуживает того, чтобы быть увиденной, она подарит зрителю прекрасное настроение, положительные эмоции, скрасит пасмурные дни театральным уютом и интересным сюжетом! Что ждет наших героев в финале, сработает ли теория о том, что если на сцене показали оружие, то оно обязательно выстрелит? Будут ли жертвы и останутся ли влюбленные вместе? На все эти вопросы вы получите ответы, посмотрев театральную новинку. Но могу сказать точно эта история однозначно будет пользоваться популярностью среди зрителей!
Ксения Шаповалова, фото автора