Как Эрдоган сорвал план Путина посадить Европу на газовую иглу

776
0

Капитальные расходы «Газпрома», в частности, на газотранспортную инфраструктуру, только растут, а выручка с каждым годом падает. Однако в 2020 году она станет катастрофически малой, и составит не более 50% от того, что удавалось собрать «национальному достоянию» России в предыдущие годы из-за потери более 20% объема поставок на европейский рынок. По «Газпрому» ударит не только снижение объема, но и падение цен на газ.

Из сверхдержавы в придаток

Владимир Путин проиграл энергетическую войну, которую сам же и начал. План по созданию «энергетический сверхдержавы», о котором было объявлено в 2007 году, обернулся для российского президента и его команды полным фиаско. И это несмотря на то, что первое время все складывалось для Владимира Путина удачно. Кремль мастерски шантажировал Украину, Беларусь и даже Польшу, сумел подписать выгодные для него долгосрочные контракты на поставку и транзит газа, вынудил Киев продлить контракт на аренду базы для Черноморского флота ВМФ России в Севастополе, которая в дальнейшем стала плацдармом для оккупации Крымского полуострова, а также нарастить мускулы для последующей военной экспансии на территориях независимых Грузии, Украины, Сирии и Ливии, сообщает GuildHall.

Но 2020 год поставил точку на амбициозных планах Владимира Путина. Спрос в ЕС на газ на минимальных значениях, потребление в период карантина упало и теперь уже Россия, как «энергетический придаток Европы», а не «энергетическая сверхдержава», вынуждена демпинговать и снижать цены, лишь бы продать свой природный газ. К концу лета европейские хранилища газа заполнятся практически на 100%, и тогда цены на российский природный газ могут повторить историю нефти американской марки WTI и уйти в глубокий минус. Даже после окончания карантина спрос еще долго будет восстанавливаться, так как ведущие экономики стран ЕС потеряют от 7 до 12% ВВП.

Не Европой единой

Подобные тенденции прослеживаются не только в ЕС, но и в остальных странах, куда «Газпром» продает газ. Еще один партнер России, Турция, отказался покупать российский природный газ. Кремль потратил миллиарды из федерального бюджета на то, чтобы построить «Турецкий поток», а после его торжественного запуска получил пустой газопровод. Анкара отказалась покупать природный газ у «Газпрома», заменив его на дешевый СПГ из США, Алжира и Катара, тем самым нарушая контрактные обязательства перед «Газпромом». Долг Турции перед «Газпромом», по данным издания The Wall Street Journal, составляет более $2 млрд по долгосрочному контракту, который предусматривает известный принцип «бери или плати». В свою очередь, турецкие компании практически полностью отказались от закупок российского газа, снизив прокачку газопроводами «Газпрома» до 10–15% всех мощностей.

Все идет к тому, что «Турецкий поток», который ввели в эксплуатацию всего полгода назад — 8 января 2020 года, в очередной раз остановится якобы на профилактические работы. Для обывателей вся эта история может показаться достоверной, но даже слегка осведомленные люди понимают, что Турция относится к контрактным обязательствам перед Россией абсолютно наплевательски. Реджеп Эрдоган насмехается над Владимиром Путиным, который лично запустил очередной проект по выкачиванию денег из карманов российских налогоплательщиков. Путин планировал посадить Турцию, а с ней и Европу, на газовую иглу, а в итоге попал в ловушку Эрдогана, который усвоил уроки европейских стран. И теперь Турция шантажирует Россию, в частности, тем, что перекроет «Турецкий поток», как только возникнут конфликты в Сирии и Ливии.

Примеру Турции могут последовать другие страны. И не только «мятежная» Беларусь, которая еще с начала 2020 года пытается выбить у «Газпрома» скидку на газ, ведь Минск вынужден покупать его дороже, чем покупает Берлин. Дискриминационной ценовой политикой «Газпрома» откровенно недовольны все партнеры России по ЕАЭС. Долго ли они будут слушать отговорки Москвы, но бесконечно держать в заложниках государства, у которых нет выхода к морю и, соответственно, СПГ-инфраструктуры, вряд ли получится. Рано или поздно «Газпром» потеряет рынки этих стран, к тому же, попутно развалив ЕАЭС.