Весенние новшества, вступившие в силу в качестве законной действия новой редакции Закона Украины «О публичных закупках» предусматривают немало изменений в самой системе Прозорро. Тендер на сайте госзакупок на сумму до 200 000 гривен теперь проводится по новой упрощенной процедуре, а обе стороны договорных отношений получили дополнительную ответственность, больше возможностей и защиты. Самые интересные и свежие из них будут описаны ниже.
Прямой, но не очень прозрачный
Прямой договор в публичных закупках не предусматривает применения ЕСЗ в качестве посредника для определения подрядной организации или поставщика. Но публикация отчета по всем заключенным договорам была и является обязательной в системе. Но достаточно ли такой отчетности для здорового функционирования экономики?!
На помощь реформационным упрощениям создано приложение в виде государственного интернет-магазина–ПрозорроМаркет. В новых условиях, это хорошие возможности для малого и среднего бизнеса. Поскольку регулярные закупки государственными структурами продукции текущего потребления предварительно занимали очень много времени именно из-за долгих и кропотливых процедур. Поэтому из практических соображений (и не только практических) большинство заказчиков заключали прямой договор на поставку канцтоваров, топлива, медицинских аптечек и пр., что не давало возможности другим участникам определенного сектора проявить здоровую конкуренцию и только усиливало коррупционную составляющую. По словам директора ГП «Прозорро» Василия Задворного, скрытый в предыдущие годы рыночный потенциал указанных мелких расходов составляет около 23 млрд. гривен, который теперь будет доступен для конкурентных диалогов со всеми предпринимателями.
Для успешной регистрации в ПрозорроМаркетв качестве предпринимателя поставщика нужно пройти единоразовую квалификационную процедуру в Администрации ресурса, что в дальнейшем выступает как гарант безопасного использования заказчиком государственных денег.
Уполномоченные лица или тендерные комитеты?
Уполномоченное лицо, согласно последним законодательным новостям, должно отвечать за упрощенную процедуру закупки. Такое распределение значительно разгрузит тендерный комитет, а сам факт упрощенной процедуры — ускорит сам процесс закупки.
Согласно статье 11 Закона в новой редакции Уполномоченное лицо должно быть привлечено только в качестве трудовых отношений или при распределении имеющихся, а привычное заключение коммерческого договора о предоставлении услуг невозможно — о чем говорится в консультационных ответах поддержки команды Прозорро. Вводить в штатное расписание УО имеет смысл лишь при имеющихся в годовом плане закупок, которые сегодня подпадают под маркер «упрощенных». Заказчик должен учитывать подготовительные условия и сроки для такой персоны. Обучение, квалификация и наличие электронной подписи — предпосылки к началу работы. Даже предыдущий двухлетний опыт в сфере закупок является чистой рекомендации и не имеет обязательного характера.
Зарплата уполномоченного лица будет определяться по усмотрению Заказчика, должна учитывать объем работы, особенно когда человек занимает несколько должностей и учитывая экономию бюджета предприятия в условиях такого совмещения.
Новый критерий — жизненный цикл
Про критерий оценки жизненного цикла и целесообразности его использования при принятии решения относительно будущего исполнителя, пишет авторитетный партнер известной юридической фирмы LegalHouseGroup — Руслан Редька. По примеру закупок в цивилизованном мире и из опыта успешного хозяйствования, экономически выгодное предложение — это не всегда просто низкая цена. Как говорят англичане, — «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Теперь эта поговорка находит практическое отражение в нововведениях системы Прозорро, что является хорошим сигналом для здорового функционирования хозяйства любого формата.
Покупка очевидно дешевых и гораздо худших вещей ежедневного употребленияставит вопрос ее реальной экономичности по существу. Хороший пример дает Руслан по поводу закупки ламп различного типа — энергосберегающих «зеленых» или ламп накаливания Эдисона, которые были изобретены еще в начале прошлого века и находят романтический отзыв у хозяев почтенного возраста. То есть, этот самый жизненный цикл одних ламп является гораздо более длительным, чем у других, а также низкий уровень употреблению электроэнергии при высоких показателях света (люмен) может стать причиной предпочтения энергосберегающих технологий даже при более высокой цене, которая первой бросается в глаза. Поэтому, использование такого критерия при проведении государственных закупок говорит о сознательном практическом подходе действительно целевого освоения государственных средств.
Водяные знаки по диагонали
С 19-го июня 2020 в системе заработала функция наложения «водяного» обозначения на электронных копиях личных документов пользователей. Целью такого обозначения является дополнительная защита персональных данных, которые после представления предложения доступны общественности. Такие отметки делают невозможным мошенническое использование документов или, к примеру, несанкционированное копирование конкурентами справок, с целью создания аналогичных личных при создании необходимого пакета документов.
Такой водяной знак будет указывать код ЕГРПОУ предприятия и текст «для участия в закупках», которые наносятся по выбору участника во время загрузки сканированной информации в ПДФ-формате. Такая практика является распространенной в аналогичных закупочных системах европейских стран и была создана по инициативе и через запросы непосредственных пользователей системы. Закон Украины «О публичных закупках» не исключает возможности использования таких знаков, а потому всем участникам процесса рекомендуется использовать данную функцию.
«Белые» хакеры в системе
Руководство ЕСЗ приняло решение о привлечении специалистов IT-сферы для конструктивного аудита системы и определения ее уязвимости к компьютерным атакам. Поисковый инструмент BugBounty начал работать уже 1 июня 2020 года. Подобная «боевая» практика станет бесценным опытом, ведь лучшие хакеры имеют возможность поработать с копией центральной базы данных и полным пространством Прозорро, включая кабинеты АМКУ и Держаудитслужбы. Цель данного тестирования на кибербезопасность системы заключается в усилении защиты персональных данных такого стратегически важного центра информации государственного уровня. Такие меры не являются нарушением правового поля пользователей, что директор предприятия объясняет тестовым характером среды.