Инфекционист: в конце сентября школы закроются, в ноябре получим ситуацию, как в Италии

1519
0
Обучение в школах таки началось. Правда по новым правилам и с ограничениями.

Среди обязательных нововведений: САНИТАЙЗЕР на входе в учебное заведение, ограничение присутствия родителей в стенах учебного заведения, обязательное проветривание классов на каждой перемене и мытье полов дезинфицирующими средствами дважды в день.

Однако достаточно ли этого? Кандидат медицинских наук, руководитель Национальной экспертной группы по инфекционному контролю, инфекционист Андрей Александрин убежден, что наша власть просто списала правила, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. Они полезны, но не помогут избежать распространению вируса в учебных заведениях. И вот почему …

Дети пошли в школу. Как вы оцениваете уровень подготовки школ и реально ли на практике придерживаться всех ограничений, утвержденных Минздравом?

Во всей ситуации вокруг подготовки школ есть много непонятных моментов. Хочу обратить внимание, что функционально за противодействие распространению Covid-19 отвечает главный санитарный врач Украины — сейчас это Виктор Ляшко. Давайте вспомним: первое постановление главного санитарного врача по детских учебных заведений вышло 30 июля, то есть за месяц до начала учебного сезона. Документ содержал временные рекомендации. А вот конечное постановление главного санитарного врача вышло 22 августа. Скажите, возможно ли за неделю подготовиться к учебному сезону?

Например, в США Центр контроля за заболеваемостью (CDC) издал соответствующие рекомендации еще в середине января 2020 года. Зато наш главный санврач «ждал чего-то» полгода.

Хотел бы также обратить внимание на то, что главный санитарный врач возложил ответственность за заболеваемость детей на руководителей учебных заведений. Это смешно. Руководители детских учреждений не имеют ни человеческого, ни финансового ресурса для того, чтобы создать эти условия. Роль государства — не запрещать, а помогать создавать необходимые условия. А главный санитарный врач и Центр общественного здоровья МЗ за это время ничего не сделали.

Что должно быть сделано?

Мы говорим о детских заведениях. Самое главное, что надо там создать, — это хорошую систему вентиляции помещений, установить контроль за температурой воздуха. К слову, она в пределах 19-21 градусов. Это очень важно. Кроме того, крайне необходимо контролировать влажность воздуха, особенно в отопительный сезон. Она должна быть от 40% до 60%, а у нас во время отопительного сезона в детских учреждениях едва достигает 20%. Дети дышат сухим воздухом, в них пересушиваются слизистая оболочка и организм становится благоприятный для развития всех ОРВИ: гриппа, риновируса, аденовируса, Covid-19 и так далее. У нас идеальные условия для распространения патогенов ежегодно, проблема возникла не сейчас.

Поэтому за пол года Covid-19, время, когда мы были на жестком карантине, государственная система вообще ничего не сделала для детских учреждений. В школах и садиках все в шоке, потому что они не понимают, откуда брать средства, как выполнять это постановление главного санитарного врача.

Я стараюсь никогда не лезть в политику, но я просто четко понимаю как специалист, что у нас страна с такими извращенными правилами. Никто не пытается решить проблему.

Как вы вообще оцениваете нынешние рекомендации МЗ?

В принципе, все эти рекомендации правильные, большинство из них переписаны с международных рекомендаций — ВОЗ или ЮНИСЕФ. Но! ВОЗ и ЮНИСЕФ дают широкую картину, начинают с воздуха, его влажности и температуры, вентиляции. У нас об этом никто не говорит. И когда немного похолодает и в классах позакрывают окна, риск распространения не только коронавирусной, но и любой инфекционной болезни станет огромным. Денег, которые были в «Коронавирусном фонде», хватило бы для того, чтобы за полгода подготовить школы и детские сады к новому учебному году. Но вместо этого строим дороги.

Скажем, мыть руки после каждого урока — очень правильная рекомендация. Вопрос в другом: созданы для этого соответствующие условия? Везде есть жидкое мыло (так другое не подходит), везде закуплены именно бумажные полотенца? Может, вас это удивит, но далеко не во всех школах в сельской местности вообще есть вода — холодная, о горячей вообще не идет! Поезжайте в Закарпатскую область, посетите школы, больницы, там нет воды никакой. О какой инфекционной безопасности можно говорить?

«Все наше население рано или поздно переболеет Covid-19»

Насколько начало обучения в школах может ухудшить ситуацию с коронавируса?

Детское население является одной из движущих сил распространения ОРВИ, в том числе и Covid-19. И в ближайшее время рост заболеваемости за счет детского населения пойдет еще больше, потому что хоть дети и не являются группой риска, они являются носителями. Дети могут заражать своих родителей, бабушек и дедушек. Я уверен, ситуация будет такой: 1 сентября ребята пошли в школу, в конце сентября все школы закроются.

То есть, стоит снова готовиться к жесткому карантина просто потому, что все заболеют?

Во-первых, население очень расслабилось. Оно не доверяет центральной власти.

Во-вторых, по моим наблюдениям, сейчас огромная проблема — внутренне коллективные вспышки. Один больной человек пришел на работу в крупное предприятие, там попчихал-покашлял, всех позаражал, и через несколько дней получил лабораторное подтверждение Covid-19. Вот вам и вспышка.

Я не хочу пугать, но просто как инфекционист понимаю: в конце октября — начале ноября мы получим точно такую ​​ситуацию, как была весной в Италии или Испании, когда в больницу свозить огромное количество больных, и медики вынуждены будут из трех пациентов выбирать одного, чьи шансы на выздоровление высоки, и лечить его.

У нас не толерантное общество, оно не законопослушное. И я его понимаю, потому что обществу нельзя только запрещать, с ним нужно постоянно вести диалог, объяснять, отвечать. И сухого ежедневного фактажа о количестве больных и умерших ежесуточно недостаточно. Нужно объяснять логику ограничений, к примеру, какого черта действительно нужно одевать маску в закрытых помещениях, такие как супермаркеты; для чего нужно хранить полутораметровую дистанцию; зачем качественно намыливать руки в течение 20 секунд и зачем вытирать руки одноразовым полотенцем в офисе. К слову, также необходимо разъяснять эпидемиологические особенности Covid-19 — жизнь показала, что основные эпидемические представление с этим вирусом не срабатывают. Например, общество ожидало, что летом произойдет снижение количества больных, как это бывает с гриппом, но этого не произошло.

Только из-за этого? Ведь гриппа летом нет: эпидсезон условно начинается в октябре и заканчивается в начале мая.

Не только в этом. Вспомните, когда в 2009 году в мире и в Украине циркулировал грипп штамма H1N1, смертность от него была высокой — в частности, в Украине за сезон погибли около 1700 человек. Люди были тоже напуганы. В то же время тогда, во-первых, была вакцинация от этого гриппа. Правда, в нашей стране охват вакцинированных тогда составляло менее 1%, и сейчас оно несущественно изменилось. Тогда был реальный инструмент защиты, просто им не пользовались. Во-вторых, тогда появились препараты для лечения этого гриппа — «Тамифлю», который реально помогал и имел доказательную базу. За счет него вытащили огромное количество больных с пневмонией. От Covid-19 нет ни вакцины, ни специфических противовирусных препаратов. Вся профилактика — это соблюдение мер инфекционной безопасности.

«Никакую вакцину от коронавируса за год невозможно разработать»

Мировые фармпроизводители анонсируют появление вакцины в ближайшие месяцы: в Германии обещают уже в конце 2020 года, китайская вакцина находится на последней фазе тестирования …

Знаете, это для обывателя звучит эффектно: «вау, третья фаза исследований». Я чуть не каждую неделю слышу, что американцы или израильтяне изобрели вакцину против СПИДа или других заболеваний. Проходит время, а вакцина не появляется. Это просто информационные вброс. Если какая-то компания заявляет, что вот-вот выпустит вакцину, ее акции поднимаются, инвестиции увеличиваются. А вакцины так и нет. Люди зарабатывают деньги.

Как инфекционист могу вас заверить: ни о какой вакцине от коронавируса за год, а тем более — о качественной, просто не идет. Это невозможно. То, что россияне что-то зарегистрировали, не выдерживает никакой критики. По международным канонам, каждая вакцина должна пройти три этапа испытаний. Россияне в декабря 2020 года должны только закончить второй цикл. Но они уже заявили, что вакцина готова. Понимаете, иммунно-биологический препарат — это не шутки. Даже если вакцина покажет свою эффективность, она может быть опасной. Пока же она не будет безопасной, ни Всемирная организация здравоохранения, ни ЮНИСЕФ, ни другие организации не возьмут на себя ответственность за нее. Это же геноцид.

Я в это не верю.

Человечество уже сталкивалось с коронавирусом в 2002 году был SARS (Severe Acute Respiratory Syndrome, тяжелый острый респираторный синдром — «Главком»), в 2006-2007 гг. Был MERS (Middle East respiratory syndrome coronavirus, ближневосточный респираторный синдром — «Главком») и вот прошло уже 18 лет, потрачены миллиарды долларов, а вакцины пока нет. За год же точно сделать вакцину от коронавируса невозможно. По моему мнению, в лучшем случае вакцина от Covid-19 появится в конце 2021 года. Лично я больше надеюсь на то, что фармкомпании смогут в ближайшее время разработать эффективные противовирусные препараты, которые реально помогут снизить смертность. При этом я убежден: все наше население рано или поздно переболеет Covid-19.

И еще я хотел бы сказать об организации всего процесса. Вы знаете, что нет ни одной больницы, специализирующейся на коронавирусной инфекции, в том числе частной, где бы не ощущалось нехватки персонала? Даже в столичной Александровской больнице (главная коронавирусная больница Киева — «Главком»). Вы знаете, почему сейчас заметное снижение заболеваемости среди медиков? Потому что они уже все переболели.

источник