Гарвард, Оксфорд, Кембридж: в Украине появится Президентский университет, который будет готовить людей будующего

8123
0
Президентский университет должен появиться на ВДНХ. «Мы хотим свой Гарвард, Оксфорд, Кембридж». Так министр образования Сергей Шкарлет объясняет, почему в Украине должен появиться новый президентский университет, проект стоимостью в 7,2 млрд. гривен.

Возведенный с нуля на территории ВДНХ уже через год этот университет должен «готовить людей будущего» — специалистов по искусственному интеллекту, нанотехнологиям и кибербезопасности, пишет Позиция.
Там должны быть большие зарплаты, большие стипендии, и вообще — все бесплатно. Просто рай для обучения, в который, не верят скептики на фоне нынешней реальности украинского образования.
И заплатить за это должен преимущественно бизнес.
Что стоит за этой идеей? Что будет с ВДНХ после этого строительства и нужен ли Украине такой университет.

Университет будущего?

Лучшие ученики со всей Украины, которых будут учить лучшие преподаватели в новых просторных и светлых кампусах — так возвышенно президент Владимир Зеленский на образовательном форуме «Украина.30» показывает презентацию своего амбициозного проекта. И демонстративно прямо на сцене подписал указ о создании университета.
Похоже, что идея о создании такого учебного заведения пришла именно из Офиса президента. И, хотя существует она пока только на бумаге и в виде презентации, но все президентское окружение продвигает ее очень пафосно и активно.
Депутаты, министры и даже ректоры университетов в едином порыве приводили громкие аргументы, почему Украине очень нужен именно такой университет — инновационный и научный центр, где будут готовить лидеров для стратегических отраслей государства.
Преподавание хотят сделать по направлениям — информационные технологии, кибербезопасность и искусственный интеллект, нанотехнологии, аэрокосмические, энергетические технологии, биотехнологии и науки о здоровье, глобализация и международные коммуникации.
Вот, что известно сейчас об этом проекте:
  • построят на 16 га ВДНХ;
  • там появится 11 зданий высотой в 4-14 этажей;
  • площадь всех помещений — более 25 тыс. кв. м.;
  • у каждого направления должен быть отдельный корпус.
Обучение должно начаться 1 октября 2023. В первый набор примут 120 человек (по 20 студентов на каждое из направлений), а в ближайшие 5 лет количество студентов должно вырасти до 600, а со временем достигнет 2500 человек.
Начать строить планируют в 2022 году, обучение должно начаться 1 октября 2023, а стоить это будет 7,2 млрд. гривен.

Кто будет учиться?

В университет хотят отбирать лучших выпускников. Первый набор составит 120 человек (шесть направлений по 20 студентов), а в ближайшие 5 лет их количество должно возрасти до 600.
«Мы будем стартовать с внешнего независимого оценивания (ВНО) как элемента ранжирования — по математике или иному предмету. Но это только начало, когда со всей трёхсоттысячной армии выпускников мы выберем 20  самых талантливых», — рассказывал о жестком отборе студентов министр образования Сергей Шкарлет.
По его словам, через ВНО отберут 1-2 тыс. человек. Далее будут другие этапы отбора, чтобы выделить 20 человек. Хотя сейчас главная идея ВНО — чтобы университеты не могли устраивать дополнительных экзаменов, которые могут нести угрозу коррупции.
«Самой главной привилегией будет наличие нестандартного мышления, углубленных знаний, креативности, способности доказать, что человек является лучшим», — сказал министр.
Нынешний министр образования Сергей Шкарлет много лет до назначения осенью 2020-го был ректором одного из черниговских вузов. Владимир Зеленский сам выбирал кандидата на должность в министерство и теперь господин Шкарлет будет развивать современный президентский университет.

«Красивая обертка»

«Это больше выглядит, как красивая пиар-обертка, чем системная поддержка сферы образования. И многим людям это напоминает больницу будущего — так и непостроенный проект времен президента Виктора Ющенко», — критикует инициативу Владимира Зеленского Анна Новосад. Еще совсем недавно она была частью команды президента и возглавляла Минобразования в 2019-2020 годах.
По мнению госпожи Новосад, для поддержки высшего образования в Украине нужно не строить новые университеты, а делать нечто другое — развивать уже существующие.
Например, выбрать 2-4 лучших вуза и инвестировать в их научные исследования, на заработную плату преподавателей, в развитие образовательного пространства.
«В Украине уже есть хорошие университеты, в которые стоит инвестировать. Мы не настолько богаты, чтобы позволить строить нуля», — говорит Новосад.
По состоянию на 2019 в Украине было 327 высших учебных заведений, а общее количество студентов — 1,3 млн.

«Такое количество университетов на такое количество студентов — это многовато. Небольшие средства на образование мы размазываем тонким слоем по всей сети. Преподавателям платят копейки», — говорит госпожа Новосад.

Похожее мнение относительно амбициозного президентского проекта высказывает и Сергей Квит — экс-министр образования, а ныне глава Нацагентства по обеспечению качества высшего образования.
Господин Квит был вторым ректором «Киево-Могилянской академии», которую создавали с нуля десятилетиями после обретения независимости, и которая стала одной из самых престижных в Украине.
«Очень беспокоит подход к созданию такого университета. Где обычно возникают такие проекты? Это Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Россия», — говорит господин Квит.
По его мнению, первоочередными задачами в образовании пока является развитие научных исследований, проводимых в нашей стране, которые поддерживаются на уровне сохранения инфраструктуры, реформированием университетов, введения финансовой автономии.
«Такое впечатление, что хотят создать некую идеальную ситуацию, высшее учебное заведение, свободное от социальных проблем, которые сейчас есть в высшем образовании. Есть много вопросов, связанных с реформированием образования, которые нужно решать. Или этот проект будет вместо реформирования высшего образования Как вообще возникла эта концепция? Откуда возьмут деньги? Здесь очень много вопросов», — говорит Квит.
«Использование слова «президентский» в названии указывает на вероятность того, что одной из целей этого учебного заведения является улучшение имиджа его инициатора Владимира Зеленского», — отмечает Иван Вербицкий, директор аналитического центра Cedos в колонке, посвященной президентском университета.
Есть риск, что после смены власти проект потеряет политическую поддержку, говорит аналитик, а значит его могут недостроить, а это может привести к неэффективному использованию бюджетных денег.
Эксперт напоминает, что подобная судьба постигла идею экс-президента Грузии Саакашвили создать в Батуми Технологический университет. Для этого в 2012 году даже построили самый высокий в стране небоскреб. Но университет так и не заработал.

Что будет с ВДНХ?

Еще одним поводом для беспокойств по университету стало место, где его планируют построить — это 16 га «Выставочного центра» в Киеве.
Это одна из немногих сохранившихся зеленых территорий столицы.
Что будет с ВДНХ после такого строительства, будут ли там вырубать деревья?
«Есть большое опасение по строительству на ВДНХ. Это может привести к уничтожению этого места, это прекрасные парки, это важная территория для Киева», — говорит Анна Новосад.
Согласно озвученным планам, президентский университет займет довольно значительную территорию ВДНХ — площадь застройки должна составлять 25 800 кв. метров.
Это 11 помещений в 4-14 этажей — пять научных корпусов, гостиницы для преподавателей и студентов, больница и лаборатория, подземный паркинг, офисы иностранных компаний;
Для президентского университета планируют использовать и часть старых помещений ВДНХ, которые хотят отремонтировать.
«Все то, что есть, будет вписано в общий архитектурный ансамбль. Но корпуса университета будут новыми. Также будут новые коммуникации», — рассказывает Игорь Гарбарук, заместитель министра образования, который курирует этот проект.
По опасению об уничтожении парков отвечает категорически: «Ни одно дерево не должно пострадать. Это четкая позиция президента. Мы можем только досадить деревья».
«Президентский Университет — это новая вершина в истории ВДНХ, Киева и Украины!» — сделал громкое заявление в Facebook Евгений Мушкин, гендиректор ВДНХ. По его словам, концепция развития ВДНХ, составленная на 40 лет, предусматривала развитие культурно-просветительского парка в Экспоцентре, а будущий университет станет его частью.
Университет планируют построить в северо-восточной части Экспоцентра, на землях так называемой «общественной застройки», которые не являются частью лесной зоны, рассказали в администрации ВДНХ.
«Это площадь, на которой уже размещаются заасфальтированные площадки, бетонные конструкции, несколько старых зданий, в частности недостроенный павильон №42. Поэтому могу всех успокоить: для создания университета дерева вырубывать не будут, их там просто нет», — заявил Евгений Мушкин.
Это не первый раз, когда на ВДНХ хотят свести масштабные проекты. В 2019 году ексмер Александр Омельченко представил Зеленскому план переезда офиса президента на ВДНХ. Но офис так никуда и не переехал.

Откуда деньги?

В президентском университете обещают высокие стипендии и заработные платы, а обучение полностью бесплатным.
Создание этого проекту и первые годы существования, по предварительным оценкам, должен стоить 7,2 млрд. гривен.
Это огромные деньги для украинского образования. Ежегодно на все школы в Украине выделяют примерно по 1 млрд на внедрение реформы образования.

Бюджет на образование на 2021 составляет 139,5 млрд. грн, большая часть которых идет на выплату заработной платы.

Так где возьмут деньги на президентский университет?

Как видно из презентации, финансироваться вуз будет из трех источников — госбюджет, международные доноры и бизнес.
При этом, как уверяет заместитель министра образования Игорь Гарбарук, «государственных средств в проекте будет минимальное количество», а основные деньги придут из бизнеса.
«Государство начинает этот процесс. Но ключевое — должны прийти люди из реального сектора экономики и профинансировать те направления, за которые они отвечают. Бизнес будет инвестировать деньги, чтобы получить специалистов высокого качества. За эти инвестиции бизнеса могут предоставляться какие-то преференции», — говорит чиновник.
Например, финансирование строительства биокластера, по его словам, будет происходить за счет компаний, работающих в медицинской и фармацевтической отраслях.
На критику, почему бы не вложить эти деньги в уже существующие вузы, чиновник отвечает так: «Если бы в нашем образовании все было в порядке, такие бы проекты возможно и не возникали бы. Высшее образование нуждается в кардинальных изменениях и, просто реставрацией того, что есть, нового результата достичь трудно».