Почему автопробеги за чистый воздух только ухудшают качество воздуха – и как каждый водитель помогает загрязнять окружающую среду. Чем проблемней работает общественный транспорт в Запорожье, чем больше рисков заболеть в толпе, тем больше запорожцев хотят обзавестись автомобилем. Поэтому из гаражей вытаскивается совсем старая рухлядь, которой самое время на металлолом…
В автоцентрах стоят очереди из желающих приобрести новый автомобиль! Такая ситуация по всей стране. Многие автодилеры хвалятся небывалым ростом продаж в 2021 году. Так, за 8 месяцев 2021 года украинцы приобрели 76,1 тыс. новых легковых автомобилей – на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В частности, в сентябре украинцы приобрели 9,4 тыс. новых авто, что на 10% больше, чем в августе, и почти на 25% больше, чем годом ранее, сообщает «Укравтопром». И подобная тенденция наблюдается по всему миру.
За семь месяцев 2021 года реализация автомобилей в мире составила 48,53 млн. единиц, что на 22,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным LMC Automotive. Боясь заразиться коронавирусом, горожане отказываются от общественного транспорта, куда ранее их начали заманивать экологически сознательные муниципалитеты и экологи. Но автомобили – это растущий риск для окружающей среды, который угрожает украинцам и планете с каждым годом все больше. Судите сами.
Автомобили теснят заводы
В одном из соседних городов экоактивисты регулярно устраивают автопробеги с лозунгами борьбы за чистый воздух – на автомобилях, которые еще больше загрязняют воздух. И запорожцы привычно ругают владельцев заводов, а сами массово приобретают старые автомобили, не соответствующие экологическим стандартам, и заправляют их дешевым бензином и дизелем. К сожалению, украинцы мало знают об опасности автовыхлопов. Расскажем о самом важном, что необходимо знать.
Украина занимает 5-е место в Европе по показателю смертности на 100 тыс. человек от загрязненности воздуха. Украина также заняла восьмое в Европе и 43-е место в мире среди стран с наиболее загрязненным воздухом в 2020 году.
Три города в топ-25 самых загрязненных городов Европы входят Киев, Одесса и Днепр. Согласно отчету World Air Quality Report 2020 года, Киев — на 39-м месте по загрязненности воздуха среди городов мира (в 2019 году город был на 49-м месте). Киев – город не промышленный, около 90% выбросов вызваны именно транспортом.
«В Украине есть два основных источника загрязнения воздуха – транспорт и промышленность. Их соотношение по стране разное. В Киеве на автотранспорт приходится 90% загрязнения, а на промышленность – 10%», – отмечает Марина Ратушная, эксперт по вопросам промышленного загрязнения «Экодия».
Именно автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей атмосферного воздуха в Украине. «В среднем на территории Украины выхлопные газы автотранспорта вызывают 40-45% загрязнения воздуха, но в городах они дают более 50% загрязнения воздуха, причем в больших городах (от 500 тыс. до 1 млн. жителей) на их долю приходится от 55% до 70%, а в очень больших (несколько миллионов жителей) городах – более 85% от общего объема загрязнения атмосферного воздуха», – говорится в «Національній доповіді про стан навколишнього природного середовища» за 2019 год.
Мы привычно видим на дорогах множество старых автомобилей. Средний возраст парка легковых автомобилей в Украине — 22,7 года. Это в два раза старее, чем в ЕС (11,5 лет). А старые машины на дороге – это повышенное потребление бензина и, соответственно, повышенное количество выбросов в воздух. Если 2016 году в Запорожье были официально зарегистрированы 233 тыс. автомобилей, то уже в 2021 году – почти вдвое больше, 395 тысяч. Адекватно этому вырос и их негативный вклад в атмосферу.
В Запорожской области в 2020 году транспорт стал источником 79,278 тысяч тонн выбросов, по официальной информации Запорожской облгосадминистрации. При этом автомобили на «евробляхах», наводнившие улицы, вообще не зарегистрированы на территории Украины, а потому их выбросы не учитываются в статистике.
Выбросы автомобилей – это не просто мелкодисперсная пыль PM2.5, в которой много канцерогенов и которая проникает прямо в легкие и кровь. В составе отработанных газов автомобильных двигателей насчитывают сотни вредных веществ, которые круглосуточно вдыхают жители городов. Это в первую очередь опасный угарный газ, оксид азота NOx, оксида углерода CO, сажа, тяжелые металлы, диоксид серы SO2, бензапирен, формальдегид.
Следствием становятся такие проблемы со здоровьем, как болезни сердца и легких, бронхит, астма и ранняя смерть. Бензапирен, среднегодовые концентрации которого в Запорожье регулярно превышают ПДК, – это опасный канцероген. Медицинские исследования также доказали связь между высоким уровнем загрязнения воздуха и смертностью от коронавируса и других вирусных заболеваний: белые кровяные тельца теряют способность атаковать и уничтожать вирусы, которые быстрее распространяются в легких и организме, а вирусный материал выводится из легких гораздо медленнее.
«Здоровые люди, даже кратковременно подвергшиеся воздействию высоких концентраций PM2,5, подвергаются более высокому риску серьезных или смертельных инфекций COVID-19», — говорится в исследовании. Именно выбросы ТЭС и автотранспорта являются главными источниками PM2.5.
Как ЕС борется с автовыхлопами
По данным Международного совета зеленого транспорта, в 2018 году транспорт был ответствен за 29% общих выбросов парниковых газов в ЕС. При этом наибольшая доля всех выбросов парниковых газов принадлежит легковым автомобилям и фургонам — 18%, автобусы и грузовики выбрасывают 5%. По данным Кадастра выбросов парниковых газов Украины 2019 года, 12% парниковых газов в Украине производятся транспортом. И ситуация с автовыхлопами в XXI веке ухудшалась, несмотря на экологические настроения.
«По сравнению с 1990 годом, выбросы от транспорта выросли на 33%, хотя другие сектора промышленности уменьшили их количество», — говорится в публикации ФАУ. Сейчас автомобили — крупнейший источник выбросов (около 71% в 2018 году) среди других видов транспорта, отмечает Европейское агентство защиты окружающей среды. К решению проблемы загрязнения воздуха от автомобилей Европа подходит комплексно. Например, во многих районах с высоким уровнем загрязнения воздуха от транспорта создают зоны с низким уровнем выбросов и внедряют налоги на пробки. Ужесточаются экологические стандарты выбросов: экологические нормы выбросов уже достигли Евро 7, растут и требования к качеству топлива.
Согласно требованиям Европейского Зеленого курса European Green Deal, к 2030 году выбросы CO2 от новых легковых автомобилей должны снизиться на 37,5% по сравнению с 2021 годом. В планах ЕС – транспорт без выбросов или с минимальным их количеством. С 2035 года все проданные в ЕС новые автомобили должны быть без выбросов. Это будут электромобили и авто на водородном топливе. Для этого строят и инфраструктуру – сеть зарядных станций для электромобилей. И вводят различные льготы для покупателей электромобилей.
Доля продаж такого транспорта за год выросла аж в три раза — от 3,5% в 2019 году до более 11% в 2020 году. Результаты такой экологической политики уже заметны. За год средние выбросы CO2 от новых легковых автомобилей, зарегистрированных в Европе, уменьшились на 12% по сравнению с 2019 годом. Ведь электротранспорт создает в среднем в три раза меньше выбросов СО2, чем аналогичные дизельные или бензиновые автомобили.
Уменьшаем количество выхлопных газов
В сентябре этого года ВОЗ опубликовала обновленные рекомендации по качеству воздуха. Повышены требования к содержанию PM2.5, PM10, оксиду азоту – и отмечено, что главным источником этих загрязняющих частиц являются ТЭС и автотранспорт.
«Во многих частях мира в 2020 году произошло беспрецедентное, но кратковременное улучшение качества воздуха, поскольку ограничения, связанные с пандемией Covid-19, вызвали резкое падение потребления ископаемого топлива», — отмечает Лаури Мюллювирт, ведущий аналитик Центра Research on Energy and Clean Air (CREA), в отчете IQAir. – Это улучшение качества воздуха означало десятки тысяч предотвращенных смертей от загрязнения воздуха. Перейдя на чистую энергию и чистый транспорт, мы сможем добиться тех же улучшений на постоянной основе».
Пока Запорожская областная администрация предлагает перенаправить поток транзитного транспорта за пределы населенных пунктов. Горсовет должен оптимизировать маршруты транспорта, обеспечить надежность и безопасность движения общественного транспорта, создавать пешеходные улицы без автомобилей. Важны зеленые коридоры для удобного передвижения пешеходов по городу, зеленые бульвары и скверы.
Водителям, которые хотят жить в городе с чистым воздухом, рекомендуется тоже оптимизировать маршруты и на короткие расстояния ходить пешком. Важно поддерживать исправное техническое состояние автомобиля, регулировать карбюратор, поставить нейтрализатор отработанных газов, заправляться качественным топливом.
Общества жителей многоквартирных домов, если хотят дышать более чистым воздухом и открывать окна, имеют право ограничить въезд автомобилей во двор и запретить въезд на детские площадки. Огородить парковку стоит живой изгородью из кустов, которая будет задерживать пыль и газы, вылетающие из выхлопных труб. Ну, и обязательно сохраняйте высокорослые деревья под окнами – это ваша защита от выбросов и автомобилей, и предприятий.