22 февраля в Запорожье, в концертном зале им. М. Глинки выступили харьковские артисты труппы «Roman Panchenko Theater company» с комедией «Те еще зайчики» и подарили зрителю прекрасный театральный вечер, полный искрометного юмора и положительных эмоций. Спектакль в нашем городе состоялся благодаря запорожскому театральному агентству K> Entertainment Group LTD, которое организовало эти гастроли. Харизматичные актеры оставили яркий след в памяти запорожского зрителя, правда, его огорчил тот факт, что не смог приехать заявленный в афишах этого спектакля заслуженный артист Украины Дмитрий Лаленков, у которого накануне случилось недомогание по состоянию здоровья. Но так, как постановка имеет два состава – вместо него выступил заслуженный артист Украины – Игорь Мирошниченко, игра которого не дала шансов усилиться немного расстроенным чувствам публики.
Пьеса поставлена по мотивам произведения французского комедиографа Марка Камолетти «Играем в дружную семью или Гарнир по-французски». Она пережила тысячи постановок по всему миру, несколько экранизаций, в том числе французскую с Мариной Влади и украинскую с Юлией Рутберг. Эта пьеса является классической комедией положений, в которой герои постоянно попадают в курьезные, смешные ситуации и на протяжении всего действа происходят непредвиденные стечения обстоятельств. Вот и запорожский зритель получил возможность насладиться нашумевшей комедией Камолетти в постановке харьковского режиссера Олега Русова.
Взору зрителя предстают муж и жена – Жаклин (Людмила Мельникова) и Бернар (Сергей Гусев), которые приехали отдохнуть в свой загородный домик от шумного города. На вид они – приличная семейная пара, однако, стиль комедии не был бы классическим французским без адюльтера. Поэтому, ожидая, что супруга на пару дней уедет к маме, Бернар приглашает к себе любовницу Сюзанну (Вера Ужик). Когда она вышла на сцену, сердца мужчин в зрительном зале забились быстрее, а дыхание участилось. Шикарная длинноногая блондинка – фотомодель, которая не пилит и не выносит мозг, одним словом – не ведет себя так, как свойственно женам в многолетнем браке. Всем своим видом она призывает к любовным утехам, ну и по классике своего статуса – всего лишь жаждет шуб и бриллиантов.
Для того, чтобы начать все эти нагромождения сюжета, нестыковок и запустить зрителя в водоворот интриг и лжи, конечно, нужно добавить в постановку сложностей, поэтому жена передумывает ехать. И Бернар вынужден позвать на помощь друга — Роберта (Игорь Мирошниченко), который должен обеспечить алиби и заявить, что Сюзанна на самом деле – его любовница. Но так, как Роберт ее ни разу не видел, то принимает за любовницу друга внезапно появившуюся кухарку Сюзетту (Елена Оларь), которую Жаклин пригласила приготовить ужин. Вот именно с появлением неподражаемой кухарки и начинается самая настоящая комедия, которая с каждой минутой повышает градус заливистого смеха публики.
Естественно, когда кто-то начинает врать, то вынужден дальше это делать все изощреннее. Поэтому кухарку просят постоянно притворяться и выдавать себя поочередно то за любовницу, то за племянницу, то за фотомодель и т.д. Она же умудряется не только отлично справляться с каждой из этих ролей, но и прилично на всем этом безумии заработать, вымогая у завравшихся авантюристов побольше денег. Зрителя практически ежеминутно ждут новые интересные перипетии и веселые нюансы. Особенным открытием станет факт того, что Роберт на самом деле уже давно любовник жены Бернара – Жаклин, а у кухарки оказывается есть ревнивый муж-качок Джордж (Антон Ковалев), которому рассказы о том, что она чья-то любовница вряд ли придутся по душе и он запросто может начистить пару мужских лиц…
Одним словом, комедия ни на минутку не дает заскучать, а, наоборот, дает такой заряд смехотерапии, которого запорожцам, посмотревшим спектакль, хватит, чтобы провести остаток зимы в приподнятом настроении. У постановки быстрый темп, постоянная смена диалогов, динамичный и эксцентричный сюжет. Сама пьеса – тот случай, когда приходишь в театр отдохнуть, в ней нет никаких дополнительных подтекстов и глубоких смыслов. Она, словно легкий роман, который мы берем с собой в дорогу, чтобы «отключить мозги» и расслабиться. Однако, подобная легкость в восприятии, очень непросто достигается актерами, для которых комедия всегда считалась самым сложным жанром. Ведь на протяжении двух часов нужно удерживать темп, ритм, динамику, да еще и постоянно веселить публику. Все актеры живо и интересно играли, чувствовалось, что они сами получают большое удовольствие от своих амплуа и наслаждаются постановкой. Однако, хочется выделить двух персонажей, которые, судя по реакции зрителя, стали в этот вечер фаворитами зала – это кухарка Сюзетта и друг Бернара — Роберт.
Кухарка в исполнении Елены Оларь – великолепна! Девушка в образе «рубаха-парень» — без осанки и светских манер непринужденно приковывает к себе внимание и симпатию публики. Предприимчивая, энергичная, активная и всегда веселая, одним словом – человек-праздник! За игрой артистки очень интересно было наблюдать, образ получился ярким и запоминающимся. Как говорят о Елене коллеги, она — мастер импровизации и может на сцене пошутить так, что даже самим артистам становится сложно сдержать улыбки, что уж говорить о зрителе!
Магнетически удерживал внимание публики и заслуженный артист Украины Игорь Мирошниченко, который сыграл Роберта – друга Бернара и по классике французского адюльтера — любовника его жены. Харизма и актерское мастерство помогли актеру превратить своего персонажа в яркий и запоминающийся образ, вызвали неподдельный интерес и признание запорожской публики. После спектакля нам удалось познакомиться ближе и пообщаться с артистом:
— Игорь, как Вам запорожская публика?
— Прекрасно! Сразу возникло ощущение, что мы как дома. Разные бывают ситуации и на гастролях всегда есть риск того, что не примут. Ведь одно дело играть дома, где у тебя есть постоянные почитатели и другое – приезжать туда, где тебя не знают и оценивают критично. Однако в Запорожье с первой минуты стало понятно отношение зрителя, и я почувствовал, что не будет никаких проблем и все будет замечательно. У вас очень красивый зал, приятно было работать на его сцене.
— Насколько сложно сыграть комедию и рассмешить зрителя?
— Комедия – сложный для артиста жанр, но когда играешь, не нужно думать о том, чтобы рассмешить зрителя. Нужно просто играть и делать свое дело в удовольствие. Нужно не врастать корнями в сцену, словно ты во МХАТе, а веселиться самому. Если ты на сцене кайфуешь, то это обязательно передается залу. А вот если специально думать о том, чтобы рассмешить, например «вот сейчас я сяду мимо стула…» — то ничего не получится. Сегодня было много импровизаций и у меня, и у других актеров – они должны быть в подобном жанре, это освежает пьесу и веселит публику, но все должно быть естественно.
— У Вас сегодня был финальный монолог-обьяснение всей этой лжи, закрученной другими персонажами. Это, видимо, тот случай, когда нет места импровизации, а нужно выучить текст?
— Да, именно этот отрывок очень тяжело учится, там так все запутанно, что мне необходимо было его просто зазубрить. Я когда читал, то думал – а понимает ли сам автор, что он написал (смеется – ред.) Вообще все подобные французские комедии очень многословны – это такой характерный жанр, которым не всегда владеют славянские актеры. Это только кажется, что ели взять пьесы Марка Камолетти или Рея Куни, то нужно их просто прочитать и повторить – это абсолютно ложное впечатление, на самом деле здесь много работы.
— Чему лично Вас научил этот спектакль, и какой опыт из работы над ним вынесли?
— Опыт очень серьезный, ведь я до этого большие спектакли подобного жанра не играл (Игорь Мирошниченко – артист Харьковского театра кукол – ред.). Это мой первый основательный опыт — вариться от начала до конца в такой постановке. Почему-то бытует мнение среди многих режиссеров, что комедии положений французских драматургов – это низкий жанр и якобы серьезные режиссеры за них не берутся. Хочется сказать – ребята, а вы попробуйте их поставить! Я с уверенностью могу сказать, что плох тот актер, который ни разу в жизни не сыграет в пьесе Камолетти или ему подобных! Этот опыт просто бесценен! Тут познается партнерство, и ты можешь ловить дыхание зала и почувствовать, что, например, сейчас можно что-то добавить, сымпровизировать, немного пошалить. Я уверен, что если актер не может себе позволить шалить на сцене, то зачем тогда вообще этим заниматься?
Что ж, можно с уверенностью сказать, что комедия действительно получилась шальная, с легкой яркой подачей и интересным прочтением, за что отдельный респект режиссеру Олегу Русову. Теплая встреча зрителей и зажигательная игра харьковских актеров согрели холодный февральский вечер и подарили массу эмоций и впечатлений всем присутствующим. Артистов не хотели отпускать, наградили их овациями, цветами и возгласами «Браво!».
Ксения Шаповалова, фото автора