Топливный насос высокого давления исполняет одну из самых ответственных задач во всей системе. Он подает в цилиндры под определенным давлением точно рассчитанную порцию горючего (преимущественно дизель) именно в тот момент, когда этого требует нагрузка на коленчатый вал. Насос ТНВД за своими функциями схож с карбюратором, однако главное отличие заключается в точном дозировании горючего. Это приводит к уменьшению количества используемого топлива и увеличения КПД техники.
Топливные насосы высокого давления нашли широкое применение в сельскохозяйственной (тракторы «МТЗ», «ЮТЗ», «Т-25», «Т-40»), крупной строительной (погрузчики «ЯМЗ», «КАМАЗ»).
Виды насосов ТНВД
ТНВД не являются однообразными устройствами. Существует несколько типов их квалификации. Один из них – по способу впрыску. Здесь различают насосы непосредственного действия и с аккумуляторным впрыском.
- Привод плунжера (поршень цилиндрической формы) осуществляется механическим путем, а нагнетание и впрыск происходят параллельно друг другу. Нужное количество топлива подается в каждую секцию цилиндра отдельно, а само давление создается в этот же момент движением плунжера.
- Привод плунжера во втором типе происходит с помощью сил давления газов в двигателе или за счет специальных пружин. Как правило, такие системы идут с гидравлическими аккумуляторами, а процессы подачи дизеля и нагнетания давления протекают не одновременно, а поочередно.
Последний тип насосов высокого давлению в виду дороговизны и сложности конструкции не получил широкое распространение.
Также существует классификация в зависимости размещения секций внутри насоса ТНВД. Выделяют:
- Рядный. Состоит из пар (поршень + цилиндр), размещенных друг за другом каскадом. плунжерная пара может обеспечит подачу горючего в один цилиндр. Плунжер приводится в действие движением кулачкового вала. Перемещаясь вверх, он создает давление во втулке. Оно открывает нагнетальный клапан и горючее через него подается к форсунке. Главным недостатком такой системы выступает ее размер.
- V-образный или многосекционный. Изначально топливо накапливается в топливной рампе и лишь затем подается на форсунки. Также, как и предыдущий тип, приходит в действие от кулачкового вала. При воздействии кулачков непосредственно на плунжер, он перемещается вниз, давление падает, открывается впускной клапан и начинается процесс подачи топлива. При движении плунжера вверх давление растет и клапан закрывается, а топливо заходи на рампу. Закрытие и открытие клапана регулируется электроникой.
- Распределительный. Плунжер такого типа двигается не вертикально, а вращается по часовой стрелке и обратно одновременно с вращением кулачковой шайбы. Горючее в цилиндры попадает именно за счет вращения плунжера. Два плунжера располагаются один на против одного, а расстояние между ними зависит непосредственно от создаваемого давления.
Подбор типа и вида нового насоса ТНВД должен происходить строго от типа техника. Неправильно подобранная система приводит к повышенному расходу горючего.
Причины поломки и профилактика
Наиболее часто насосы высокого давления выходят из строя по следующим причинам:
- попадание посторонних примесей в систему;
- физический износ отдельных деталей;
- загрязнение фильтров;
- неправильная установка и настройка;
- завоздушивание.
Обнаружить неисправности достаточно легко. Начинают возникать посторонние шумы, трудности при запуске двигателя, повышается расход топлива, увеличивается количество выхлопных газов.
Чтобы насосы ТНВД работали долго и правильно, необходимо использовать топливо, соответствующее системе и вовремя проводить ее техосмотр.