Прошло уже четыре месяца после выборов в местные советы. Предвыборные страсти в основном улеглись. Депутаты приступили к своей деятельности. Редакция газеты обратилась к руководителям областных организаций политических партий, которые приняли участие в выборах депутатов областного совета, но не преодолели 5типроцентный барьер, ответить на ряд вопросов.
Сегодня наш собеседник — Андрей Гамов, руководитель областной организации партии «Сильная Украина»
— Андрей Николаевич! Удовлетворены ли вы результатами выборов кандидатов в депутаты от вашей партии? В чем причина довольно скромных результатов?
— Как известно, последние выборы проводились по новым правилам, на пропорциональной основе с открытыми списками. Что было новостью, как для избирателей, так и для партийных штабов, активистов, кандидатов в депутаты. Одни быстро сумели сориентироваться и адаптироваться к новым правилам игры, другие – с отставанием, в том числе, и мы. Очевидно, на результаты также повлияло и то, что мы не сумели повсеместно донести нашу программу, наши цели и пути их достижения. Не удалось нам обстоятельно представить избирателям наших кандидатов в депутаты. В своей повседневной деятельности и во время выборных кампаний, наша партия избегает популистских лозунгов, конъюнктурных заявлений, примитивного политиканства, черного пиара и прочих нечистоплотных действий. В основе нашей политики и действий прагматизм, то есть трезвая оценка ситуации и реальные механизмы решения государственных проблем. Таковы и наши кандидаты – они в своем большинстве самодостаточные люди, имеют весомый жизненный и профессиональный опыт и, самое главное, готовы пожертвовать чем-то личным ради общественных интересов. Для того чтобы разобраться в потоке, лавине предвыборной информации, избирателю нужно потратить много времени и усилий. Далеко не все готовы к осознанному выбору и при голосовании руководствуются субъективными факторами, порой, эмоциями. Таковы реалии.
В целом, более 100 тысяч избирателей области отдали свой голос за кандидатов нашей партии в советы всех уровней. Высокий уровень доверия избиратели проявили к представителям партии «Сильная Украина» в г. Энергодаре, Акимовском, Вольнянском, Веселовском, Запорожском, Мелитопольском, Приморском, Розовском районах, избрав их депутатами городского, районных, поселковых и сельских советов, в том числе, председатели городского, поселкового и сельских советов. Всего 10 территорий. И сейчас наша забота состоит в том, чтобы наши кандидаты максимально оправдали доверие избирателей.
— Прошло уже более ста дней, как сформированы новые составы советов, избраны городские головы, председатели сельских советов. На ваш взгляд, насколько эффективно они сегодня функционируют?
— Наблюдая за процессами, которые проходили и проходят сейчас в городских и районных советах, можно отметить общую проблему — это излишняя политизация организационных и даже технических вопросов, которые обязательны на начальном этапе. Накал предвыборной борьбы еще не остыл и продолжается. Особенно это заметно в городских советах, в частности, в г. Запорожье и Мелитополе. Безусловно, это издержки пропорциональной избирательной системы. В пылу партийной борьбы интересы громады ушли на второй план. Личные амбиции у ряда депутатов берут верх. Любой шаг городского головы, исполнительного комитета, подвергается жесткой и порой несправедливой критике. Уверен, ряд избирателей сегодня глядя на своих «протеже» в деле, сомневаются в правильности своего выбора. Но эти ошибки быстро не исправить. Нужно извне обществу влиять на депутатов и требовать от них конструктивной работы, искать компромисс, умерить личные амбиции.
— Не секрет, что коэффициент полезного действия исполнительных органов власти, депутатского корпуса весьма низок. В чем, на ваш взгляд, основные причины такого развития событий?
— Не так давно я два года отработал в исполнительной власти, был заместителем председателя облгосадминистрации. То есть, увидел эту «кухню» изнутри, прочувствовал на себе все коллизии местных полномочий ОГА и облсовета, взаимоотношений с государственными структурами в регионах, с городскими и районными органами власти. До этого я имел об этом совершенно другое представление. На конституционном и законодательном уровне заложены серьезные просчеты в регулировании и функционировании исполнительной власти. Размыта персональная ответственность. Коллективная ответственность трансформировалась в коллективную безответственность. Например: есть некое коммунальное учреждение, школа-интернат, которая является объектом коммунальной собственности громад области. Финансируется из областного бюджета. Оперативное, методическое управление осуществляет ОГА через свои структурные подразделения облоно, департамент финансов и другие подразделения. Курирует эту сферу один из зампредов ОГА. С другой стороны, директора освободить и назначить может только областной совет, в том числе и привлечь к дисциплинарной ответственности, то есть коллегиальный орган. Кстати, как правило, должность руководителя «хлебного места» (где большой, и очень большой бюджет) становится заложником сложной подковерной борьбы. По чьей-то рекомендации, формально на конкурсной основе, на сессии облсовета будет назначен директор. Допустим через год его привлекают к уголовной ответственности за коррупционные или другие действия. Понесет ли кто-то ответственность за то, что рекомендовал, голосовал и т.п. В наших реалиях, конечно, нет. И таких примеров десятки. В свое время зампред облисполкома курировал какую-то конкретную отрасль или сферу и нес за это персональную ответственность (партийную, административную). В то же время он имел и соответствующие полномочия — по кадровым назначениям, по распределению финансовых ресурсов, по логистике и т.п. На равнозначной должности сегодняшний зампредседателя ОГА не имеет и близко таких полномочий. Но спрос общества, моральный груз ответственности по-прежнему велик. Для того чтобы восстановить доверие народа к исполнительной власти, нужно на всех ее уровнях персонифицировать властные полномочия и персонифицировать ответственность. Коллегиальность в работе это хорошо, но у каждого действия или бездействия должны быть фамилия, имя, отчество. Это была одна из причин моей добровольной отставки с должности зампреда. Я не видел возможности себя реализовать в этих условиях.
— Децентрализация – насколько актуально на самом деле это направление? Нет ли здесь желания руководителей центральных органов власти переложить ответственность за крупные просчеты и провалы государственных структур на местные органы власти?
— Решение этой проблемы уже давно перезрело. Целый ряд вопросов обеспечения жизнедеятельности и развития регионов нужно отдать на места. Но для этого должен быть баланс властных полномочий, ресурсов и ответственности.
Глядя сегодня на правительство, Верховную Раду, слушая Президента, можно сделать вывод, что чем больше они говорят, забалтывают эту тему, тем меньше реальных полномочий, а главное, ресурсов, будет на местах. Не хотят они с этим расставаться. Очевидно, чтобы этот процесс реально состоялся, нужна перезагрузка Верховной Рады и соответственно, правительства
— Как вы можете оценить эффективность работы депутатов ВР от Запорожской области?
— К сожалению, я не располагаю как избиратель, как житель Запорожской области полной информацией о их деятельности в Верховной Раде. Какие совместными усилиями они решают или решили вопросы в интересах области, какие проекты лоббируют в настоящее время.
Судя по всему, они разбрелись по фракциям и отстаивают узкопартийные, корпоративные интересы. И общее у них только местная прописка. Хотелось бы ошибаться, но, увы…
— Ваши пожелания избирателям, читателям нашей газеты и сайта.
— Наша партийная жизнь после выборов не заканчивается. Мы готовы подставить свое плечо и свой интеллектуальный ресурс на проведение реформ, на конструктивные действия местной власти, на созидание. Партия «Сильная Украина» была есть и, надеюсь, будет активно участвовать в общественном процессе государственного строительства. При любом раскладе мы своих избирателей не подведем и про них не забудем.
Роман ПРЯДУН