Алло, мы ищем собеседника! Телефон доверия спасает запорожцев от одиночества и насилия

1539
0

Безымянный

Когда десять лет назад в Запорожье открылась первая телефонная линия доверия, горожане еще не были разбалованы общением в соцсетях, форумах и чатах. Тогда психолог «по ту  сторону»был единственной надеждой на возобновление счастливой и полноценной жизни. Теперь времена изменились. Но, на удивление, популярность телефона доверия не упала. Люди по-прежнему звонят консультантам, чтобы поболтать о политике, пожаловаться на жизненные трудности, защитить себя от насильников или просто скрасить одиночество

А психологи с железной выдержкой выслушивают их проблемы. И что самое интересное, они не при каких обстоятельствах  не кладут трубки, даже если оттуда раздается откровенная брань. Как им это удается? Об этом и о многом другом  в теме  номера.

Мобильный телефон доверия

За прошлый год в телефон доверия поступили 3,5 тысячи звонков. Таким образом, на каждый месяц выпало примерно 10-12 обращений. В основном «обрывали линию» женщины. Это связано с природной эмоциональностью  слабого пола. Этой информацией с нами поделилась руководитель отдела информации городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи  Яна Самура.

— Помимо психологических услуг, центр проводит информационные консультации, — говорит она. –При необходимости, делаем переадресацию на другие ведомства. У нас есть полная база данных не только госстурктур, но и общественных организаций и благотворительных фондов.

По ее словам, в прошлом году запорожцев чаще всего интересовали проблемы здоровья, взаимоотношения в семье, в частности проблемы супругов, адаптация детей после развода, взаимоотношения между родственниками. Также психологи сталкивались со звонками, которые касались насилия, как физического так и эмоционального.

96089115c0a6254e5c733288f9d2c144Более простые, на первый взгляд, проблемы волнуют местных пенсионеров. Они звонят психологам,  чтобы поговорить о погоде, политической ситуации в стране, «ворчливой соседке Гале», котах и многом другом. Но если  копнуть глубже, то вся эта милая болтовня – показатель одиночества, которым часто страдают люди преклонных лет.

Например, позвонил мужчина средних лет, у которого более чем странные отношения с супругой. Психологи «Телефона доверия» относят подобные звонки к категории «экономическое насилие в семье». Жена – работник одного из подразделений правоохранительных органов. Живет пара в квартире мужа, который жаловался на то, что властная жена несколько лет назад отобрала у него паспорт и регулярно забирает всю зарплату. Любые попытки мужа отстоять свой статус-кво — уехать, развестись, разменять квартиру – заканчиваются неудачей. Паспорта нет, жизнь под полным контролем жены. Как ему вырваться из замкнутого круга — с этим мужчина и обратился к психологам. Ему дали выговориться, что явно сняло напряжение, а затем дали несколько дельных советов. Ведь прежде всего должен быть дан выход эмоциям клиента, а затем уже советы и совместный поиск решений.

 

Позвонила одинокая женщина лет сорока, которая жаловалась на то, что ее не так воспринимают в обществе, «поэтому она не может найти себе пару». Она уже и прическу меняла, и стиль одежды, но ситуация не меняется. Психолог постепенно начала выяснять обстоятельства. Женщина привела примеры из жизни. Оказалось, что у дамы всегда нет настроения и она всем своим видом это показывает. Консультант спросила: захотелось бы ей общаться с таким человеком в компании? Ведь она изначально идет к людям, ожидая от них агрессии и негативного к себе отношения. Женщина осталась довольна помощью и пообещала полностью пересмотреть свои отношения с окружающими.

Бывало, на телефон доверия звонили люди, решившие покончить с собой. Одна из психологов рассказала свежий случай. Позвонил мужчина, у которого не складываются отношения с женщинами. Звонок был поздним, и абонент явно находился в состоянии истерики. Первым делом мужчина сообщил, что решил ровно в 21.00 выброситься из окна квартиры. Психолог начала выяснять причины такого радикального шага, дала мужчине возможность рассказать все, поддерживала беседу профессиональными советами. И постоянно смотрела на часы. Мужчина так увлекся рассказом о своих бедах, что прозевал час Ч. Психолог воспользовалась этим и в шутку заметила, что если 21.00 уже позади, значит, не судьба ему покончить с собой. Выговорившийся мужчина рассмеялся, поблагодарил консультанта за общение и пообещал не думать больше о суициде. Спустя пару недель он позвонил и снова поблагодарил консультанта за советы и помощь…

teen8Но это далеко не первый случай такого своеобразного экстремизма

— Бывает,к нам звонят в неадекватном состоянии алкогольного опьянения: вот, я стою на девятом этаже, собираюсь покончить с собой. Но нужно делать скидку на то, что люди, которые, действительно, хотят свести счеты с жизнью, никому перед этим не звонят. Если же человек звонит на телефон доверия, значит,  он обращается за помощью, — прокомментировал заместитель директора городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи  Владимира Кукина.

Но не все запорожцы, ради решения проблем, идут на радикальные методы. Многие из них предпочитают разбираться с трудностями по мере их поступления:

— Как-то к нам позвонила девушка, которая была родом из Запорожья, но проживала в столица. Там она училась в университете. Когда запорожанка приехала на родину, то обратилась за помощью на телефон доверия. После того, как психологи оказали содействие в развязании жизненных трудностей, девушка поинтересовалась, можно ли звонить землякам  из столицы. Вот тогда и возникла идея создать мобильные номера доверия, — повествует Владимир Кукин.

История ясеня и тучки

Но, откроем секрет, до этого додумались не только городские структуры. Некоторые запорожцы, ради развлечения создают собственные линии доверия. К примеру, 27-летний Иван несколько лет назад организовал такой себе «ночной канал». Психологического образования парень не имел, зато его бабушка и мама дипломированные специалисты в этой сфере. И они частенько давали родственнику дельные советы. К тому же проблемы, с которыми клиенты обращались на импровизированную линию доверия обращались с проблемами взаимоотношения в семье.

Иван по профессии программист ,и поэтому вынужден работать по ночам. Поэтому, чтобы скрасить свое одиночество, он стал посещать форум, где посетители активно обсуждают межличностные трудности.

— Мои советы там попадали в топ-лучших и мне подсказали открыть свою горячую линию, — вспоминает молодой человек. –У меня тогда только появился мобильный телефон. И я разместил свой номер в Интернете. Первый звонок не заставил себя ждать. Своим клиентам я представлялся просто: Иван.

В-чем-разница-между-проблемой-и-задачейОдин из самых ярких случаев  в психологической практике запорожца случился с семейной парой. Их имен Иван не знает. Говорит, парень подписывал себя на форуме, как «ясень», а его благоверная именовалась «тучка».

Первым на линию доверия обратился муж. Он был родом из Москвы. Его супруга – уроженка Бердянска. Проблемы у пары начались с первого дня совместного проживания.

— Они не могли найти общий язык, сыпались на бытовых проблемах, ссорились, засыпали по одиночке, — вспоминает Иван. – Мужчина жаловался на это около 2-3 месяца.

Затем по счастливой случайности на линию доверия позвонила его жена. Дело было вечером. Ей стало скучно. И тогда она в телефоне мужа нашла заветный номер. Женщина заставила взглянуть Ивана на проблемы этой семьи другими глазами.

Причем, по словам консультанта, супруги прежде всего искали в его лице поддержки, а не советов.

— Я их помирил, объяснил взгляды друг друга В промежутке между разговорами поднимал профессиональную литературу, читал о похожих случаях, — говорит специалист,  — В один прекрасный вечер я посоветовал женщине: хватит со мной тут разговаривать, иди к нему под одеяло и миритесь!

После этого пара пропала из поля зрения консультанта. Чуть позже он узнал, что они переехали в Россию. И там «тучка» родила малыша.  Его решили назвать Иван, в честь спасителя новой семьи.

telefon-doveriyaПсихологи «Телефона доверия» утверждают, что во взаимоотношениях между людьми главное – доверие. Нельзя держать в себе обиды, а тем более носить их в себе долго. Нужно выражать свои чувства и проговаривать проблемы, то есть говорить партнеру о своих мыслях и подозрениях. Работа консультантов «Телефона доверия» сложная, но благодарная. Все психологи службы сказали, что в основном люди звонят потом с благодарностью: за поддержку в конкретный момент, за квалифицированную помощь, за совет, да и просто за уделенное время, в которое любой обратившийся может просто с ними поговорить…

— Около 40% людей страдают различными психическими расстройствами. Наиболее часто встречаются Тревожные расстройства, которые проявляются или в виде особой тревожности беспокойства необоснованного волнения, мнительности, — поделился с нами своим профессиональным опытом психолог Антон Карцев. — Это может сопровождаться различными физиологическими симптомами(сердцебенте, повышение и перепады артериального давления, потливость, онемение конечностей, сухость во рту, дрожь в теле и др.) которые люди, часто принимают за симптомы телесных болезней. Так же тревожные расстройства могут проявляться в виде острых приступов страха, страха смерти, страха сойти с ума или потерять контроль над собой, боязнью выходить на улицу, находится в супермаркетах, в толпе людей, далеко удальтся от дома, ездить в транспорте, лифте. Нередко тревожные расстройства проявляются в виде различны болей и дискомофорта в теле, которые люди также принимают за соматические заболевания. Нередко люди фиксированы на своем состоянии здоровья, прислушиваются к своим ощущениям, выискивают у себя болезни. Часто люди могут испытывать очущение нереальности, неестественности происходящего, что также в большинстве случаев является признаком тревожно-депрессивных расстройств.

Депрессии, нередкая проблема сопровождающаяся сниженным настроением.упадком сил, потерей вкуса жизни и удовольствий. Сопровождается всевозможными соматическими симптомами, включая разнообразные боли в теле, снижение памятии т.д.

Появление подобных симптомов требует обращения к психиатру-психотерапевту.

Психологической помощью в Запорожье занимаются 4 квалифицированных специалиста.

Еще несколько лет назад телефон доверия в Запорожье в основном штурмовали школьники. Ситуация изменилась после того, как почти во всех учебных учреждениях появились персональные психологи.

Интересно

Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого века. Весной 1906 г. в Нью-Йорке протестантского священника Гарри Уоррена разбудил звонок. «Умоляю о встрече, у меня безвыходная ситуация», — услышал он из телефонной трубки и ответил: «Завтра церковь открыта с утра». Наутро святой отец узнал, что звонивший повесился. Потрясенный случившимся, священник дал объявление в газете: «Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток».

В 1958 (по другим данным в 1952) году в Лондоне заработал первый телефон доверия. Его основатель, англиканский священник Чад Вара, прочитал в газете о росте количества самоубийств и подумал, что этим людям не с кем было поговорить и поэтому они решились на такой отчаянный шаг. Тогда он дал объявление в газету с номером своего телефона и приглашением поговорить. Ему часто звонили. С тех пор телефоны доверия работают во всем мире.

Справка

Сотрудники службы «Телефон Доверия» напоминают, о возможности получить консультацию не только по стационарному телефону 15-84, но и по телефонам мобильных операторов: 095-84- 515-84, 067- 615-15-84, 063-404-92-84.

Воспользоваться услугами «Телефона Доверия», как и ранее, можно с 09.00 до 21.00 без выходных и праздничных дней, анонимность гарантируется.