Апокалипсис на ДЖД: Обитателям зоопарка зимой приходится не жить, а выживать

1274
0

Апокалипсис на ДЖД Обитателям зоопарка зимой приходится не жить, а выживать

За практически сорок три года существования запорожская Детская железная дорога переживала много взлетов и падений, однако за все это время она, пожалуй, еще не была в таком унылом состоянии, как сейчас. Один из первых запорожских зоопарков, который находится на ДЖД, пришел в упадок. И на фоне разрухи, царящей в зоологическом уголке, депутатские акции по типу «Накорми животных», которые прошли буквально накануне Нового года, выглядят не как благотворительность, а скорее как фарс.

Еще в далеком 1972 году по инициативе комсомольцев ЗЭРЗ и автозавода «Коммунар» в Запорожье появилась Детская железная дорога. Стоит отметить, Запорожская ДЖД стала одним из самых крупных предприятий подобного рода во всем Советском Союзе, поэтому сюда старались попасть туристы из самых разных советских республик. Детская железная дорога буквально за год обрела широкую известность. Согласно официальным данным уже в 1973 году станция смогла похвастаться рекордным количеством посетителей – больше 100 тысяч человек.

В 1976 году ДЖД обзавелась собственным зоологическим уголком. Животные в депо на станции Жовтневой поселились благодаря стараниям самих школьников. Изначально на ДЖД оборудовали небольшой уголок, в который дети приносили домашних животных – крыс, морских свинок и т.д. Первым диким обитателем зооуголка стал медведь. Ну а уже через пару месяцев компанию ему составили редкие птицы из одного из украинских заповедников.

Апокалипсис на ДЖД Обитателям зоопарка зимой приходится не жить, а выживать

Стоит отметить, что на тот момент на ДЖД уже функционировали всевозможные детские секции, в том числе и спортивная группа, фотокружок, вокально­инструментальный ансамбль и т.д. Тогда Детская железная дорога прекрасно справлялась со своим первоочередным заданием – профориентацией школьников. Около 80% воспитанников ДЖД связывали свою дальнейшую жизнь с железной дорогой и после окончания школы продолжали обучение в профильных учебных учреждениях.

В то время Детская железная дорога развивалась очень быстрыми темпами, но, увы, сегодня в ее работе наблюдается застой. За последние годы на станциях не обновлялось оборудование, не закупались новые вагоны и тепловозы. Больше всего нелестных комментариев получает в наше время зооуголок. Многие запорожцы до сих пор считают зоопарк на ДЖД если не главной, то  одной из самых интересных достопримечательностей Запорожья. Однако после посещения уголка у большинства горожан остаются не слишком приятные впечатления, ведь обитатели зверинца вызывают скорее жалость, чем восхищение.

Животные на ДЖД питаются обивкой теплотрассы

Конечно, ужасная обстановка в зоопарке – это не единственная проблема на Детской железной дороге, но именно она является «самой шокирующей», особенно в условиях суровых холодов. Буквально месяц назад в социальных сетях распространялись фото, на которых четко видно, как гордый красавец лесной олень пытается съесть обшивку теплотрассы. Естественно, такая ситуация не могла возникнуть сама по себе. Буквально на прошлых выходных журналист «Верже» решила наведаться в зоопарк, чтобы своими глазами увидеть условия, в которых проживают животные. Впечатления от сегодняшнего зооуголка можно бы описать одной фразой: лучше бы этих зверей выпустили на свободу или отдали в другой, более достойный зоопарк.

89

На улице гололед, снег и слякоть, так что тот же олень буквально погряз в луже растаявшего снега. Мало того, одному из самых красивых обитателей зоопарка даже не оборудовали дом. Сейчас в его «клетке» установлено лишь жалкое подобие навеса, не слишком­то внушительных размеров. Но как можно удивляться, что у оленя нет дома, если даже на калитке вольера отсутствует нормальный замок. Закрывается створка всего лишь на замочный крючок, перемотанный веревкой. Благодаря роскошным рогам и непростому нраву, олень подобный «замок» может снести в считанные минуты, при желании, конечно.

Не лучше обстоят дела и в других вольерах. Павлин стоит на одной лапе, чтобы согреть другую, осел делит свой драгоценный обед с голодными голубями и воробьями, свиньи плавают в «море» растаявшего льда и снега – в общем, выглядит  все очень печально.

А еще буквально несколько лет назад в зоопарке проживала целая семья оленей с малышом. Работники ДЖД сказали, что самку и ее детеныша отправили в другой зоопарк. В принципе, можно предположить, что из­за отсутствия условий. Хотя в те времена у оленей еще был нормальный, просторный дом.

Радует лишь то, что жующий обшивку теплотрассы «король леса», судя по всему, не остался незамеченным не только общественниками, но и властями. Правда, огорчает тот факт, что депутаты смогли помочь животным и привезти в зоопарк несколько тонн сена и корма лишь после того, как олень «угостился» синтетическим утеплителем. Впрочем, с данной ситуацией власть имущие свои «пожертвования» никак не связывают, а утверждают лишь, что просто сделали зверям подарок к новогодним праздникам.

ДЖД не беспокоится сегодня не только о своих подопечных, но и о самих посетителях. Прогуляться по зоопарку мне пришлось в ужасный гололед. Естественно, отправляясь на экскурсию, мы надеялись на то, что на железной дороге, предназначенной для детей, все дорожки будут хотя бы посыпаны песком. Но, увы, наши надежды не оправдались. Нам пришлось не идти, а буквально скользить по зоопарку, ведь в тот момент он был похож на каток. Особую опасность представляли железные ступеньки, ведущие к клеткам лисы и енота. Они были сплошь покрыты коркой льда и снега.

Апокалипсис на ДЖД Обитателям зоопарка зимой приходится не жить, а выживать

Что ждет Детскую железную дорогу в будущем?

С этим вопросом мы еще до посещения зоопарка решили обратиться к директору Запорожской ДЖД, Михаилу Черненькому. Однако начальник и сам затрудняется ответить, как же сложится дальше судьба одной из самых знаменитых во времена Советского Союза детских железных дорог. Михаил Черненький сказал лишь, что ДЖД ожидают перемены, но как именно будет реорганизовано учреждение, ему пока не известно. Лишь вскользь директор упомянул о том, что не исключено, что Детская железная дорога может превратиться в ПАО. Михаил Черненький объяснил, что сегодня их учреждение старается выжить за собственные средства, однако, судя по тому, как обстоят дела на станции, им это не очень­то удается. С другой стороны, переход на новую форму собственности, возможно, позволит привлечь на предприятие больше денежных вложений, однако не исключено, что бесплатных занятий и кружков для школьников на ДЖД уже не будет. И не станет ли реорганизация в ПАО основанием для «дележки» использованных под железную дорогу земель? Ведь на практике подобных случаев уже было немало.

Что ж, на этом этапе нам остается лишь догадываться и строить предположения касательно того, как в дальнейшем будет развиваться Детская железная дорога. По словам директора, все решится уже в течение месяца. Стоит отметить лишь, что до сих пор это учреждение остается важной частью воспитания детей и молодежи в Запорожье, а в былые времена – и их профориентации. Ведь вместо того, чтобы учится за углами «вредным привычкам», школьники проводят свои выходные, ухаживая за животными и растениями, осваивая навыки управления железнодорожным составом и т.д. Да и для горожан Детская железная дорога является одним из самых недорогих детских развлечений в выходные. Очень жаль, что сейчас ДЖД превратилась в унылое место, где животных содержат в негодных условиях, а посетителям не обеспечивают безопасный отдых.

АННА МАРИНЧЕНКО