Хотел искупаться в озере… с крокодилами – запорожский путешественник Владимир Супруненко

1921
0

Совсем недавно завершилась трёхмесячная экспедиция «TERRA АМЕРИКА» известного запорожского путешественника и писателя Владимира Супруненко. Это было непростое, но захватывающее и познавательное странствие по Американскому континенту. Во время путешествия запорожец проехал около 10 тысяч километров по Мексике, Гватемале, Сальвадору, Гондурасу, Никарагуа, Эквадору, Перу, Бразилии, Парагваю и Аргентине. Везде, где позволял ландшафт, исследователь перемещался на велосипеде.

О том, как это было, мы поговорили с самим путешественником.  

— Владимир, в вашем багаже уже множество путешествий. Вояж по Латинской Америке какой по счёту?

— Трудно сказать, какой точно по счёту, но думаю, что уже за 40 перевалило и подбирается к половине сотни экспедиций.

— Какое место в данной экспедиции вас больше всего вдохновило,  по ощущениям получили то, за чем отправились? 

— Передо мной всегда стоит вопрос, достигнута ли цель экспедиции. Для меня – вполне. Название экспедиции определило и цель ее. Все места на планете картографированы и описаны. Белых пятен не осталось. Но лик планеты все время меняется, с людьми тоже происходят различные метаморфозы, меняется и наше представление об окружающем мире. К тому же, я уверен, каждый землянин, приходя в этот удивительный земной мир, по-новому для себя вновь и вновь открывает его. Неизменной остается лишь его красота и зовущая вдаль дорога. Вот ее я и выбрал, и прошагал-проехал по ней, сколько смог осилить, сколько отмеряно временем и судьбой. Мне хотелось увидеть и рассказать, что из себя сегодня представляет Латинская Америка. И, конечно, главная цель для меня – наблюдать за человеком в дороге – тем самым странником. Понять, как двигаться, что есть, где остановиться на ночлег, как общаться с людьми и так далее.

— Вы будете делиться своим опытом?

— Конечно. Сейчас много людей путешествуют. Не все делают это, как я, каждый выбирает свой способ, но, тем не менее, путешественников становится всё больше. Потому, мне кажется, мои путевые заметки, исследования будут интересны многим даже в практическом смысле.

— Вам всегда удавалось находить «общий язык» с местными жителями? Как-то готовились заранее, изучали язык?

— Перед поездкой я немного подучил испанский. Местные жители не демонстрируют каких-то особенных крайних проявлений и вполне дружелюбны. В плане гостеприимства всё умеренно. С враждебностью я не столкнулся нигде. Несколько раз меня приглашали на праздники, я с удовольствием принимал участие и даже танцевал.

— Часто сталкивались с опасностями в пути?

— Ну, смертельных опасностей не было, но напряжённые моменты присутствовали, потому что природа Латинской Америки для нас непроста – это тропические ливни, пересеченная местность, Кордильеры и так далее. Один раз, правда, хотел искупаться в водоёме, но меня вовремя предупредили местные жители, что делать этого не стоит, потому как там обитают крокодилы. А вообще смотрел-наблюдал: если вижу, что купаются где-то люди, то и сам купался.

— Брали какое-то специальное снаряжение, о котором следует знать путешественникам-неофитам?    

— Уж очень специального снаряжения не было. Москитная сетка нужна точно, потому что москиты есть везде, а еще необходима накидка от ливня. Тёплой одежды почти не брал, потому как там тепло – рядом экватор, ниже +20 не бывает. Но приходилось искать навесы от дождей на ночь: где-то это была бензозаправка, где-то ранчо, где-то вокзал, хижина и так далее.  Также перед поездкой я сделал прививку от жёлтой лихорадки, потому как в эти страны без соответствующего сертификата не пускают.

— Чем питались в пути?

— То, что брал с собой на несколько недель – это наш главный национальный продукт – сало (у меня был 1 кг). Кусочек сала съешь с хлебом, и уже силы есть отправляться в дорогу. Конечно, я сам готовил. В конце дня у меня был горячий ужин, состоящий из воды, крупы (рис, овсянка) и местных овощей – чаще всего это была кукуруза, поскольку она там везде растет, и картошка, бананы. Всё это варится в кулеш, или кондер – основное блюдо всех путешествующих людей.

— Как перемещали велосипед, когда было неудобно ехать на нем?

— По-разному. Когда перебирался из Мексики в Гватемалу, например, на лодке переправлялся и велосипед брал с собой в лодку. Также и на автобусе, и в самолёте. Там, кстати, очень удобные большие автобусы, так что легко закатить велосипед в багажное отделение.

— Сколько лет вашему велосипеду, как вы его готовили к передвижению по пересеченной местности?

— Моему велосипеду уже более 7-ми лет. Брал с собой запасную цепь, некоторые инструменты. Для путешествия должен быть усиленный багажник, покрышки, ну и общий техосмотр следует провести перед дорогой. С годами я заменил всю ходовую часть, так что от прежнего велосипеда осталась только рама.

— С радостью возвращались домой?

— После возвращения всегда разные чувства присутствуют: и радость, и печаль. С одной стороны, радостно вновь увидеть близких, друзей, родную Хортицу, Днепр, тихую золотую осень в Запорожье, а не бушующий океан. Не нужно тревожно просыпаться, испытывая постоянно напряжение, например, от мыслей, не украли ли твой велосипед. С другой стороны, окунаешься в бытовые вопросы на месте, наваливается местный информационный поток – политические реалии и так далее. В путешествии, как вы понимаете, всё это отпадает, о неспокойной ситуации в стране просто забываешь, а здесь невозможно жить вне этого.

— Какие итоговые работы от вас можно ждать по результатам путешествия?

— В пути я снимал фильм, его нужно смонтировать и можно будет представить. Серию очерков, конечно, тоже планирую. Возможно, в будущем они войдут в книгу. Сегодня, например, работаю над своим словарём с 50-ю словами, которые обязательно нужно знать путешественнику, чтобы общаться с местными жителями. Там представлены слова и пояснительная записка к ним — что к чему, почему именно эти слова. Здесь я основываюсь на собственном опыте.

— Вы всегда путешествуете в одиночку или бывает в компании, с напарниками?

— Бывает по-разному, в зависимости от цели путешествия и условий пути. Чаще, конечно, один. Но вот на лодке нужно вдвоём. В следующем году есть план отправиться на север – в Скандинавию на лодке. Здесь как раз хотелось бы с напарником спланировать экспедицию. Пока всё это в планах, так что рано говорить и анонсировать.

— Какие пейзажи и мгновения запомнились больше всего?

— Их было много. Например, один кактус посреди пустыни – это красиво. И, кстати, съедобно. Кактусы я пробовал, но нужно знать, какие можно.

— Что хочется переварить и осмыслить с философской точки зрения после путешествия? 

— Осмыслить предстоит многое. Один из итогов экспедиции (может  быть, самый главный) — надпись на английском языке на мексиканской обочине: «You are exactly where you need to be». По-русски это звучит так: «Ты находишься точно в том месте, где ты должен быть!». Дорога и определила это место. Так надпись стала своеобразным девизом. Может быть, даже всей жизни.

Ева Миронова, фото Владимира Супруненко