Сколько просуществует Народная рада?

860
0

IMG_6720_0

Корреспонденты «Верже» пропустили через себя весь эмоциональный накал народных заседаний в Запорожье, чтобы сделать свои выводы о том, в каком состоянии находится местная революционная демократия

Сторонний наблюдатель, хотя бы раз посетивший заседание запорожской Народной рады, вряд ли захочет повторить этот опыт. Созерцание попыток организовать в большинстве дезорганизованных людей причиняет лишь страдания. Оно вызывает чувство неловкости сродни тому, которое появляется у многих при просмотре телевизионных шоу талантов, где откровенно бесталанные под смех миллионов пытаются сделаться шутами, не имея для этого ни должной смекалки, ни вдохновения. Тем больнее смотреть на стремление до сегодняшнего дня не легитимизированного майданного органа принимать участие, контролировать, проверять, предлагать, утверждать и требовать.

 

Дворовая демократия

 

В минувшую среду Народная рада обсуждала кандидатуры на пост начальника областного ГАИ. Данный пост является одним из ключевых в области, так как он позволяет среди прочего контролировать и бизнес перевозок, объемы которого ежемесячно исчисляются миллионами наличных гривен. Выбирать пришлось из четверых кандидатов. Причем один из них, Игорь Пожидаев, не пришедший на заседание рады, уже являлся исполняющим обязанности главы УГАИ. До обсуждения говорили о том, что назначение Пожидаева уже согласовано на областном уровне, поэтому голосование будет подтасовано. Такие опасения не напрасны. На заседаниях Народной рады в малом зале ОГА голосуют все присутствующие, и обеспечить дополнительное количество рук в нужный момент не представляет труда, для этого просто нужно завести в зал своих людей, которые в нужный момент поднимут руки. Чтобы избежать подлога, председательствующий в раде Олег Ткаченко очертил круг имеющих право голоса — по три человека от каждого комитета — и попросил их пересесть в первые пять рядов, не обращая внимания на то, что там уже сидели люди. Это тут же вызвало возмущение невошедших и лишенных права голоса. С места начали подниматься представители «Правого сектора», заявившие, что при таком курсе Народной рады они вынуждены поставить на следующем Майдане вопрос о ее легитимности.

Под общий шум зала не менее десяти присутствующих одновременно начали громко высказывать свою позицию. Кто-то требовал дисциплины, кто-то начала обсуждения, кто-то — соблюдения положений о Народной раде, не предусматривающих голосования особыми делегатами. «Да помолчи ты, твою мать!», — оборвали на полуслове одного из обритых наголо представителей «Правого сектора». Ткаченко стучал в неработающий микрофон, тщетно призывая всех к порядку. На трибуну поднялся один из кандидатов и произнес: «Если хотите своего Пожидаева, голосуйте, живите дальше в коррупции, мне тут нечего делать!» Одна из присутствующих женщин, устав спорить, вышла из зала, выкрикнув в сторону представителей «Правого сектора»: «Совесть потеряли совсем!» В образовавшейся паузе слово взял член президиума, который призвал всех помириться и аккапелла на высоких нотах запел гимн Украины. Весь зал встал и подхватил. Исполнение патриотической песни несколько усмирило присутствующих. Начались заявленные выступления членов Народной рады и кандидатов. Их речь прерывали с места вопросами: «Когда исчезнет коррупция в ГАИ?», «На какие средства вы живете?», «Покажите вашу декларацию!», «Когда в маршрутках перестанут брать стоячих?» Наивные вопрошания перемежались с открытыми обвинениями. Спустя пару часов, голосованием все же был избран Пожидаев, обогнав преследователей Грянистого и Даниленко на четыре голоса. Подтасовка, о которой говорили отдельные Майдановцы, удалась, а дворовая демократия, видимо, показала свою неготовность противостоять манипуляциям.

Под крылом власти

Время романтиков революции ушло безвозвратно, на смену пришли прагматичные пожинатели ее плодов. Правящие круги местного уровня, используя свой опыт подковерной борьбы, отлично управляются с Народной радой, обеспечивая для себя нужные решения с ее стороны. Это значит, что любое назначение на городском или областном уровне всегда сможет сопровождаться заявлением о том, что кандидат прошел люстрационную процедуру Майдана и чист перед народом. И, конечно, это не всегда будет так на самом деле. А Народная рада, поддерживая таких кандидатов, понемногу будет растрачивать свой и без того мизерный авторитет. Энтузиасты и люди с улицы по определению не могут владеть навыками обращения с государственным аппаратом, их функция на сегодня сводится лишь к освещению того краешка властных игр, который эта власть соизволит приоткрыть.

 

Туманные перспективы

 

Для выработки конструктивных решений, необходима конструктивная дискуссия. А для нее нужны правила общения — собственно, то, что во всевозможных коллегиальных органах называется регламентом. С его соблюдением есть ряд трудностей в Верховной Раде. А что говорить о собрании, члены которого еще вчера стояли на улице, выкрикивая лозунги? В такой ситуации у Народной рады два пути: либо постепенно рассосаться по прикормленным комитетам при департаментах и управлениях, либо превратится в легальную организацию с четкими положениями для работы и критериями для вступления в свои ряды, которые дадут право голоса. Похоже, что сейчас такая цель не стоит, иначе как объяснить тот факт, что спустя почти три месяца после образования, Народная рада так и не определила для себя в каком правовом поле она действует?

Говоря о необходимости ввести во власть новых людей, в том числе и с Майдана, нужно признать, что для этого уже есть вполне цивилизованный и наработанный механизм — выборы в местные органы самоуправления. Для многих нынешних народнорадовцев сегодняшние заседания могут быть трамплином к будущим выборам, но нужно признать, что болото дезорганизации, скандалов и интриг может убить любые их перспективы. Проще говоря, участие в Народной раде само по себе будет в будущем отталкивать избирателя, если данный орган и дальше будет действовать в таком ключе.