Децентрализация глазами политических сил

1308
0

децентрализация порошенко стратегия 2020

Политики наперебой призывают к усилению власти местного самоуправления. Но большинство политических сил попросту «забыли» — видимо, в пылу предвыборной борьбы — объяснить самим себе и своим избирателям, что такое децентрализация и как Украине к ней прийти. «Рецепты» потенциальных парламентариев приходится собирать буквально по строчке

Тема децентрализации власти — передачи бОльших прав и возможностей регионам — была с энтузиазмом взята на вооружение практически всеми политиками еще весной этого года. Кто-то увидел в ней сильный аргумент против федерализации и сепаратизма, а кто-то как раз умело прикрывал сепаратистские лозунги разговорами о правах регионов.

Логично предположить, что более других о децентрализации власти должны говорить политические силы, оппозиционные к нынешним президенту и правительству. Это и бывшие «бело-синие», и «красные», и вновь прибывшие в оппозиционный стан персоны без определенной политической окраски. Как бы то ни было, ядро их электората находится на юге и востоке страны, где традиционно любят поговорить об идеях передачи власти на места. Однако вопреки ожиданиям оппозиционеры далеко не едины в своем желании отобрать власть у столицы.

Достаточно четко свои планы сформулировала «Сильная Украина». В своих программных документах партия предлагает позволить городам и районам распоряжаться «большей частью» бюджетных средств, собранных на своей территории, и влиять на назначение руководителей мест-ных правоохранительных и контролирующих органов. Громадам на уровне областей политическая сила хочет разрешить избрание исполкомов и их председателей — очевидно, заменив ими облгосадминистрации и губернаторов, назначаемых из Киева; а также определение ставок местных налогов. Регионам предлагают также самостоятельно определять принципы языковой и культурной политики. Контролировать исполнение законов на местах, по мнению «Сильной Украины», должны представители президента.

Пребывая недавно в Запорожье, лидер «Сильной Украины» Сергей Тигипко проговорил те же самые тезисы вслух — выступая перед трудовым коллективом ЗАЗа. Также нар-деп высказал мнение, что регионы могут вести собственную политику не только в гуманитарной, но и в социальной сфере — например, платить бюджетникам больше.

«Оппозиционный блок», не упускающий возможности представить себя «голосом юго-восточных регионов», в своей избирательной кампании оказывается весьма далеким от вопроса децентрализации власти (а равно и федерализации страны). Программным документом оппозиционеров на данный момент выступает короткая «Резолюция», никаких пояснений децентрализации не дающая.

Не спешат говорить о своих рецептах по расширению прав в регионах и первые лица партии: лишь очень скромная доля их выступлений и комментариев в СМИ вообще касается данного вопроса: «Оппозиционный блок» в основном опирается на темы борьбы власти с оппозицией (т. е. с самим блоком), скорейшего мира и… «приближающейся холодной зимы».

«Блок Петра Порошенко» все еще пользуется программой под лозунгом «Жити по-новому», которая, как нетрудно догадаться, была принята до майских президент-ских выборов. В ней необходимость децентрализации прописана отдельным пунктом. Ее реализацию пропрезидентская политическая сила видит, как и «Сильная Украина», в создании областных исполнительных комитетов, которые будут назначаться областными советами. Хотя в программе этот пункт не детализирован, в своих выступлениях Петр Порошенко и его соратники говорили также о том, что данная схема будет распространена и в отношении районных администраций.

В своих предложениях об изменении Конституции нынешний глава государства предлагал создать вертикаль префектов — представителей президента на местах, которые будут следить за соблюдением законов и блюсти целостность и суверенитет Украины.

В конце сентября Петр Порошенко представил «Стратегию реформ — 2020» (или просто «Стратегию-2020»), которую многие политические эксперты в открытую предлагают считать не столько программой реформ государства, сколько предвыборной программой «Блока Петра Порошенко». Из основных ее тезисов только один касается децентрализации: к 2020 году добиться доли местных бюджетов в общем бюджете в 65% (сейчас — 31%). Таким образом, наполнение местных бюджетов планируется увеличить более чем вдвое.

В вопросах построения децентрализованной системы власти ВО «Батьківщина» не отличается оригинальностью — планы партии и Юлии Тимошенко созвучны и планам «Сильной Украины», и предложениям «Блока Петра Порошенко»: ликвидировать областные и районные государственные администрации; заменить их исполнительными комитетами; формировать в регионах муниципальную милицию. В гуманитарных же вопросах «Батьківщина» вы-двигает очень размытые и неоднозначные тезисы: наделить регионы широкими правами для решения языковых и культурных вопросов, а также обеспечить «особый подход» к национальной истории с учетом «традиционных представлений и убеждений» каждого региона!

Впрочем, еще более «достойной» формулировкой сторонники Юлии Тимошенко определяют перераспределение финансов (приведем на языке оригинала): «Бюджет та автономія регіонів, яка дозволить регіонам отримати платоспроможний бюджет».

Партия Анатолия Гриценко «Громадянська позиція» поддерживает общий тренд на ликвидацию администраций и их замену исполкомами, однако в целом политическая сила в своей программе не особенно щедра на обещания регионам — никаких «своих языков», никаких «своих памятников».

Тем не менее позиция лидера партии о необходимости расширения полномочий мест-ной власти последовательна — и к этой теме народный депутат обращается регулярно. Весной Анатолий Гриценко даже консультировался по данному вопросу с нобелевским лауреатом, экономистом Роджером Майрсоном.

В своих личных выступлениях лидер партии подчеркивал, что расширенные полномочия должны получить советы самого нижнего уровня — сельские, поселковые, городские. Тогда реальные власть и финансы действительно получат местные громады, а не «парламенты» областей, зачастую полностью подконтрольные местным олигархам.

«Радикальная партия» Олега Ляшко пока идет в парламентской гонке второй, поэтому ее позиция по децентрализации, возможно, будет сильно влиять на общую позицию новой Верховной Рады. Сторонники РПЛ используют термин «избранный глава громады», которому определения нет, но по контексту нетрудно понять, что речь идет о «губернаторе» (или, возможно, его должность будет называться иначе), которого будут избирать на прямых выборах либо в областном совете. Олег Ляшко акцентирует внимание на том, что «глава громады» сможет принимать решения относительно местных вопросов полностью самостоятельно, без оглядки на Киев и вне зависимости от распоряжений из Киева.

Для большинства политических сил идеи децентрализации стали своеобразным предвыборным кладом: граждане давно и с радостью откликаются на простой лозунг «У Киева заберем — вам отдадим». Проблема в том, что государственная политика — это не только лозунги, но и конкретные действия или, по крайней мере, планы действий. С конкретикой у украинских политиков оказалось не все так хорошо.