Бюджет на 2015 год, принятый под давлением МВФ и в условиях войны, предлагает украинцам в очередной раз приготовиться к плохому, чтобы не допустить худшего
Нет ничего более постоянного, чем временное. Глава президентской фракции в парламенте Юрий Луценко назвал принятый бюджет временным и пообещал его пересмотр по итогам первого квартала. Однако уже сейчас наметились основные тенденции экономико-финансового регулирования в Украине: непрозрачность и сумбурность принятия решений (иначе — подковерность), приоритетность установок МВФ (сокращение социальных расходов), отсутствие реальных механизмов по сдерживанию олигархов. Приходится констатировать и продолжающийся популизм со стороны нардепов. Только ленивый избранник не высказался в духе «правительство решает свои задачи за счет простых людей», рассчитывая заполучить их симпатии. Все же без урезаний не обойтись. Денег нет, и получить их можно только от Запада, а там требуют именно сокращения социалки.
Знакомый мотив
Бюджет нужно было успеть принять до приезда миссии МВФ в Украину. Это было одним из условий получения новых кредитов. Спешка исключила возможность системного подхода. Премьер-министр Яценюк сделал акцент на том, что залогом эффективного (в нынешних условиях) бюджета является принятие целого ряда изменений в налоговом, финансовом и социальном законодательствах. Кабмин предложил депутатам на рассмотрение 44 закона, которые должны предшествовать бюджету. Стоит ли говорить, что в тонкостях предложенных реформ вряд ли кто-то успел разобраться. В результате часть из них была отклонена, что заложило будущие трудности: неурегулированность законов в наших реалиях не только затрудняет выполнение бюджета, но и создает предпосылки для ловли рыбы в мутной воде, то есть коррупции.
И все же парламент заставили голосовать. 233 голоса подписались под фактически неоконченным документом, оставив за правительством Яценюка возможность вносить новые правки и дополнения на свое усмотрение. Это уже не «крепкое хозяйствование» правительства Азарова (многие участники коалиции готовы добиваться своей правды), но и далеко не желанный европейский формат. Ручное регулирование передано главе правительства, который по новой Конституции в экономических вопросах фигура более значимая, чем президент.
Только цифры
Для понимания того, насколько будет благополучным для украинцев год, следует обратиться к основным финансовым прогнозам принятого бюджета. А это падение ВВП на 4,3%, рост инфляции на 13,1%, сокращение объемов внешней торговли, сокращение реальных зарплат на 4,4% и извечный рост дефицита Пенсионного фонда. Эта дыра разрастется минимум до 90 млрд гривен при том, что доходная часть бюджета определена в 475,2 млрд гривен.
На рост цен повлияет не только инфляция, но и введение новых акцизов. Правительство намерено пополнить бюджет, увеличивая сборы с сигарет и алкоголя, что должно пополнить местные бюджеты, а также вводя 7%-й акциз на импорт. Это значит, что подорожают бытовая техника и одежда, а также все товары, для производства которых используется импортное сырье.
Еще одним требованием МВФ является повышение стоимости коммунальных услуг. Они подорожают в два этапа, сначала на 60%, а затем на 40%. Для тех, кому такой груз не по силам, оставили возможность оформить субсидию. Остальным предлагается индульгенция в виде отсутствия пени и штрафов за просрочку платежей за ЖКХ.
Спекулятивными темами стали налоги на жилплощадь и пенсию. Согласно новому законодательству, дополнительному налогообложению подвергаются владельцы квартир площадью более 60 кв. м и домов более 120 кв. м. Возникшую в связи с этим панику несколько потушили в Министерстве финансов. «Для того чтобы этот налог был введен на соответствующей территории, местная община должна принять решение, что этот налог вводится, и установить ставку. Какая это ставка, определит местная община. Закон устанавливает, что она не должна превышать 24,16 гривен за кв. м. Если местная община принимает решение, что этот налог необходим, и вводит его, то при квартире 65 метров налогообложению будет подлежать 65 метров минус [льготная ставка] 60 метров. То есть 5 метров исключительно. Кроме того, местная община может изучить более детально ситуацию и предложить, чтобы льготная площадь составляла не 60 метров, а, допустим, 70», — разъяснил заместитель министра финансов Денис Фудашкин.
Норма о пенсионном налогообложении коснется лишь тех пенсионеров, чьи пенсии превышают три минимальные заработные платы (3654 гривен). Ранее это был фиксированный порог в 10 тысяч гривен. «Облагаться будет не вся пенсия, а только сумма превышения. Например, если пенсия составляет 4 тысячи гривен, то 3654 гривен не облагаются налогом, а остальная сумма (346 гривен) облагается ставкой 15%», — пояснила министр финансов Наталья Яресько, добавив, что данный налог не коснется 97% украинских пенсионеров, а лишь таких категорий, как парламентарии, министры, судьи и т.д.
Похоже, не стоит ожидать и повальной детенизации зарплат, несмотря на снижение единого социального взноса с 41% до 16%. Во-первых, до тех пор, пока сами работники не будут мотивированы на получение белой зарплаты, их работодателям незачем что-то менять. Во-вторых, снижение сбора касается лишь зарплат свыше 3,5 тысячи гривен. Для остальных ставка от 34,8% до 38,11%.
Расцвета малого и среднего бизнеса пока тоже не предвидится. Заявленное сокращение налогов для предпринимателей является, по сути, лишь их перегруппировкой. 22 вида налогов переформатируются в 9 равных по суммам, констатируют эксперты и предприниматели, отмечая, что в очередной раз руководство страны проводит налоговую реформу без оглядки на запросы общественности.
Бюджетные сокращения коснутся судов, Минобразования, Минкульта, Минздрава и целого ряда служб. А вот силовой блок значительно усилится. Напомним, что постоянные вливание в систему МВД делались еще во время президентства Януковича. Теперь явными бюджетными фаворитами стали армия, погранвойска, СНБО, Нац-гвардия (бывшие внутренние войска), СБУ и ГПУ. Совокупно на эти ведомства предусмотрено около 150 млрд гривен. Кроме того, в бюджет на 2015 год заложено около 1,2 млрд гривен на проведение досрочных местных выборов. Новыми статьями бюджета стали Национальное антикоррупционное бюро — 249 млн гривен, Министерство информации — 4 млн гривен, Агентство по противодействию коррупции — 112 млн гривен. Также включены старые долги по Евро-2012 — 2,7 млрд гривен, а также долги Укравтодора — 17,5 млрд гривен.
Все туже и туже
Война на востоке, требования МВФ, разграбление казны Януковичем со товарищи, новые внешние долговые обязательства требуют от украинцев стойкости и понимания. К патриотизму апеллирует премьер Яценюк, заявляющий о невозможности принимать бюджет проедания. Под этим подразумевается практика прошлых лет, когда любое, даже незначительное повышение социальных выплат ставилось правительству в неоценимую заслугу и давало шансы на новых выборах. Бюджет развития подразумевает прежде всего создание условий для роста экономики, развития бизнеса, в конечном итоге корректировку самого восприятия экономики со стороны населения. Понимание того, что полагаться нужно только на себя, постепенно приходит. Однако параллельно существует и другое восприятие: чего стоят наши усилия, если система продолжает работать в старом режиме? Если после года очередного затягивания поясов мы не увидим реформы здравоохранения, правоохранительных органов, не станем свидетелями антикоррупционных расследований, чего будут стоить все эти жертвы? Затягивание поясов превратится лишь в очередное перераспределение сфер влияния, перетекание украденных бюджетных средств из одних карманов в другие.
Евгений ЗЮЗИН