Война престолов. Запорожью не удалось выйти из-под власти донецких кланов, и сегодня наш город — центр их междоусобиц

862
0

на 17 полосу вместо мужика

В конце года принято подводить итоги: озираться на пережитое, оценивать и переосмысливать события, что произошли за время, пока наша мать-земля монотонно совершала свой две тысячи четырнадцатый от рождества Христова оборот вокруг Солнца

Оглядываюсь, оцениваю, переосмысливаю… и прихожу к грустному выводу: даже после «Революции достоинства» Запорожью не удалось выйти из-под власти донецких кланов, и сегодня наш город — центр их междоусобиц

 Вначале была воля

Переломный, исторический, кровавый, сплотивший и разъединивший, проявивший и научивший, наделивший и отобравший, обнадеживший и разочаровавший — таким был год 2014-й. Очень хорошо помню его начало. Росло, набирало силу щемящее тревожное предчувствие чего-то неминуемого — так сильно бурлило массовое сознание украинцев, и так решительны стали миллионы граждан страны.

Предчувствия сбылись в виде национальной трагедии. 20 февраля 2014 года в самом сердце страны неизвестные снайперы расстреляли сотню демонстрантов. Страну охватили самые массовые за всю историю независимости митинги протеста против действующего режима.

Майдан, собиравшийся зимой 2014-го в Запорожье, был самым масштабным на юго-востоке страны. Политологи легко дали тому объяснение: с 2010 года наш город являл собой самый яркий пример узурпации власти на местах криминальными структурами и был образчиком полного подчинения территории институту «смотрящего». За время сине-белой власти «город тружеников» превратился в выжженную степь. Бизнес уничтожен, а те из бизнесменов, кто выжил, посажены на «оброк». Жилищно-коммунальная сфера города целиком и полностью подчинена «смотрящему», принося миллионные плоды хозяину «золотого офиса». Во всех сферах жизни города на руководящие посты «смотрящим» усажены свои люди, даже в «неприбыльной» медицине. Четко отлаженные схемы работают как часы, и из города с легкой руки органов власти высасываются все жизненные соки. В органах власти круговая порука: горсовет-милиция — прокуратура — суды — бандиты — и снова горсовет… Рядовой обыватель становится абсолютно бесправным против системы.

В конце февраля 2014 года общегосударственный накал разрядился событиями, которые назовут «Революція гідності». Украинцы загнали «Витю енакиевского» за Можай со всей его свитой.

Переломные в истории страны события оказали двойственное воздействие на общество: на фоне сплочения в пассионарном единстве одной части народа они обусловили раскол общества на идеологически-ментальные лагеря, враждебно настроенные друг к другу.

Но Запорожье не дало шансов «мировой общественности» рассуждать о своей идеологической приверженности. 13 апреля 2014 Запорожье на аллее Славы произошли столкновения участников местного Майдана с пророссийски настроенными активистами, вошедшие в историю города под названием «яичное воскресенье». После этого тем, кто ну очень сильно хотел в Запорожье «русской весны», пришлось уехать «хотеть» в широкие степи Донбасса. Те же, кто остался в городе, были вынуждены помалкивать. Ибо стало ясно: для сепаратистских и пророссийских настроений в Запорожье среда крайне неблагополучна.

 

О романтиках

и негодяях

 

Правильнее, чем о революции сказал философ Томас Карлейль, не сказал никто: «Революцию делают романтики, а пользуются ее плодами негодяи». Постреволюционные шаги истории Запорожья как нельзя это подтверждают.

Не будем отвечать за всю страну, но Запорожью привыкать к послереволюционной «обыденности» особо-то и не пришлось. Уже скоро стало понятно, что, по сути, в городе мало что изменилось: в полной активности схемы «смотрящего», его люди по-прежнему на местах, а сам он, находясь в международном розыске, осуществляет руководство из российской столицы.

Хуже того: в кругах украинской олигархии начались игра «в Чапаева» за влияние над городом. Одни хозяева жизни взялись вытеснять других хозяев жизни. Эти движения стали особенно ясны и понятны после « переезда» в Запорожье бизнес-структур бывшего основного спонсора Партии регионов, изгнанного с родного Донецка, Рината Ахметова.

Всплыли задвинутые в забытье Анисимовым «звезды» запорожского «бомонда». На руководящие должности «жирных» мест ожившие кланы вернули «своих» людей. В частности, на должность главврача Запорожской областной клинической больницы, невзирая на активное сопротивление многотысячного коллектива, областной совет вернул Игоря Шишку, обладателя сомнительной репутации.

Снова, словно и не было никакой революции, самый актуальный вопрос в кругах местных аналитиков: «Чей он хлоп? На кого работает?» Увы, но он применим даже к лидерам запорожского Майдана. Одни работают (если уйти от слова «продались»)  в интересах переехавшего в Запорожье дяди-олигарха, другие растерянно и невнятно блюдут «верность народу», поэтому на них не нашлось покупателя.

Раскололась-рассыпалась и мощь местной армии народной обороны. Одни ушли на войну, многие из которых уже с нее не вернулись. Другие же записались в вооруженные формирования, финансируемые олигархами или финансово-криминальными структурами. Деятельность этих военизированных организаций не контролируется ни командованием Вооруженных сил, ни МВД Украины. Они — дрессированные «бультерьеры» своего кормильца, и их действия зависят исключительно от его команды. Что никак не может греть спокойствие рядового горожанина.

Борьба за контроль над городом стала приобретать агрессивные и радикальные черты. В этом смысле показательна последняя сессия городского совета Запорожья: заезжие столичные «гастролеры» в лице группы народных депутатов под руководством Олега Ляшко при поддержке «добровольцев», состоящих на довольствии олигарха, под знаменем революции инсценировали борьбу добра со злом. Массы людей, искренне желающих избавления любимого города от криминально-коррупционной власти, оказались использованы в постановочных, хорошо проплаченных (естественно, гонорар получили лишь топ-менеджеры) шоу «по свержению бандитской власти». Самое время вспомнить приведенное выше высказывание Карлейла о романтиках и негодяях.

 

Спасите наши уши

 

Однако основную возню (не хочется происходящие в городе процессы называть борьбой) нам еще только предстоит наблюдать. Она будет набирать силу по мере приближения даты выборов в органы местной власти. Но борьба за души обывателей начата уже сейчас.

Один перед другим местные СМИ, принадлежащие «Монтекки и Капулетти», льют на уши горожанам тонны информации «о них, плохих, и о нас, хороших». Один перед другим ораторы от враждующих лагерей пытаются дорваться до ушей горожан, чтобы навешать на них информационную лапшу (порой отвратительно лживую и слепленной на скорую руку). И все — ВСЕ! — жаждут «народной поддержки», к народу взывают и лукаво призывают «подняться и восстать». Их действия порой переступают границы смысла, обретая черты фарса, а они сами становятся похожи на комедийных персонажей. Как пример — бывшая начальница управления внутренней политики Запорожского горсовета Ирина Комиссар (топ-менеджер команды мецената Евгения Анисимова). В последнее время Ирина неоднократно становилась центром скандала. Сначала ей разбили машину («подарок» шефа, теперь скрывающего от правосудия в «братской» России). Потом неизвестные, облив ее маслом и обсыпав перьями, потребовали убраться из города. Видео этой «люстрации» выложено на «Ютьюб». И апогей на сегодня — стрельба якобы в ее сторону во дворе мэрии в день приезда шоумена Ляшко.

Комментируя в прессе последнее событие, прокурор Запорожской области Александр Шацкий публично усомнился в правдивости покушения и заявил о возможной инсценировке, проведя параллель со скандальным «покушением» на друга Ирины Евгения Анисимова в августе 2013 года.

И уже на следующий день «пострадавшая» совершила ответный ход в борьбе за уши горожан. Собрав экстренную пресс-конференцию, Комиссар произнесла изобличительную речь в адрес прокурора Шацкого, заключив, что, пока такие, как он, стоят у власти, не видать нам позитивных перемен. Бывшая чиновница призвала запорожцев «объединиться и подняться». Осталось не совсем ясным, на борьбу против кого и за что призвала горожан представительница той власти, которую украинцы свергли зимой 2014. А пока Ирина обращалась к народу, по коридорам Дома печати, где она давала пресс-конференцию, бродили, скучая, порядка десяти ее друзей (так она их представила) — обладатели фактурного тела и синих «треников» с лампасами.

 

Нам решать

 

Извините, не могу не сказать. В то время как тысячи наших сограждан мерзнут в блиндажах в Донбассе, обеспечивая наше мирное существование, а сотни молодых парней с ампутированными конечностями хватаются за жизнь в военных госпиталях, «захваты» власти и «пострелушки» на пороге мэрии — крайне циничная мышиная возня. И в нее что есть сил пытаются втянуть жителей города. Потому что мы, рядовые горожане, нужны им, алчущим власти. Без нас им не выжить. Это мы носим деньги в пункты оплаты за квартиру. Это мы оплачиваем непосильно «бесплатные» медицинские услуги. Это мы вынужденно носим взятки чиновникам. Это наши деньги они складывали в мешки и хотят складывать дальше в своих «золотых офисах» и номерах отеля «Шератон». И это нам решать, кого допустить к власти.

Евгения Шаламова