Вылечить медицину. Сможет ли грузинский опыт прижиться в украинских реалиях?

899
0

 

Министр здравоохранения 24028170пообещал безболезненную и безошибочную реформу украинской медицины, отметив, что ее плоды можно будет ощутить уже в ближайшие годы

Представляя нового министра здравоохранения, премьер Арсений Яценюк заявил следующее: «Александр Квиташвили должен провести радикальные реформы в сфере здравоохранения, ведь у него нет связей с украинской фармацевтической мафией». Сам Квиташвили впоследствии признался, что в Грузии медицинская реформа имеет целый ряд недостатков, а для того, чтобы переложить грузинский опыт на украинские реалии, потребуются значительные усилия: Украина в десять раз больше Грузии. Дорожной картой нововведений, призванных изменить стандарты здравоохранения, является документ под названием «Национальная стратегия построения новой системы здравоохранения в Украине на период 2015-2025 годов», являющийся частью коалиционного соглашения. Кроме того, Квиташвили презентовал основные направления своей деятельности. В чем они состоят?

По словам министра, главной задачей реформы станет борьба с теневыми тендерами по госзакупке лекарств, развитие первичной медико-санитарной помощи и реформирование системы финансирования медицинской сферы. Основным принципом Квиташвили видит перераспределение средств от медицинских учреждений к пациентам. Для этого потребуется введение страховой медицины. «Можно даже применять агрессивную кампанию. Осталось победить постсоветский менталитет, потому что люди привыкли платить за электричество, за газ, заливают в машины дорогостоящий бензин, но, к сожалению, никак не привыкнут, что хорошее обслуживание в здравоохранительных учреждениях стоит дорого», — заявлял министр в Грузии еще в 2008 году. Сейчас подчеркивается, что эти же новации должны прийти и в Украину.

Кроме того, Квиташвили — сторонник передачи государственных медучреждений в частные руки путем проведения тендеров. Грузинские реформы предполагали, что в сочетании со страховой медициной данный путь позволит снизить нагрузку на бюджет и мотивировать частный капитал развивать медучреждения. Для этого была запущена программа «100 новых больниц Грузии». Ее суть — построение сети частных клиник. Например, инвестору передавалось здание больницы в коммерчески выгодном месте. Взамен он должен в течение трех лет построить новые больницы в регионах. Программа предусматривала расположение больниц в 30-минутной доступности, при этом на тысячу жителей приходилось одно койко-место. В результате были построены около сотни новых больниц, однако количество койко-мест сократилось с 17 до 7,8 тысячи. После первых лет реформы Квиташвили подвергли критике — она не учла недостаточное социальное обеспечение граждан. Иными словами, многие в Грузии, не успевшие создать страховую базу, лишились возможности получать качественные медицинские услуги. Это то, что нужно будет учесть в нынешнем реформировании украинской медицины. Слишком резкий переход от государственных к частным клиниками грозит оставить за бортом обслуживания значительную часть населения.

Извечно больная тема — больницы в селах. Для того чтобы направление в село перестало быть для медиков приговором, Квиташвили предлагает придать сельским врачам статус частного предпринимателя, с которым местная община заключает контракт на предоставление медицинских услуг. В Грузии помимо этого сельским врачам выделялись гранты на ремонт больничного помещения и закупку некоторого оборудования. Определенная логика в этом есть. Врач, напрямую связанный контрактом с громадой, заинтересован не только предоставлять качественную медпомощь, но и мотивирован на популяризацию своих услуг — раскрутку личного бренда.

Важнейшая сфера — регулирование стоимости лекарств. Грузия пошла по пути либерализации рынка. Например, препараты, продающиеся без рецепта, можно найти на полках грузинских супермаркетов. Кроме того, для государственных закупок лекарств были привлечены международные агентства (ВОЗ, ЮНИСЕФ). «Это помогло нам не только сделать закупки более прозрачным, но и гарантированно закупать высококачественные препараты по низким ценам. Все государственные закупки препаратов проходят по открытым тендерам, участие в которых доступно для всех компаний. Открытость системы — это здоровая конкуренция на рынке, где заинтересованные фармацевтические монополии не могут влиять на соотношение цены и качества препаратов», — говорит Квиташвили. Снижение стоимости некоторых препаратов дала и отмена дополнительных лицензий на те из них, которые были сертифицированы в ЕС. Украина уже предприняла некоторые шаги в этом направлении. Осенью Верховная Рада отменила обязательную перерегистрацию препаратов и ввела бессрочную лицензию для лекарственных средств, сертифицированных на европейском рынке. Помимо этого, предлагается изменить условия лицензирования аптек: вместо выдачи разрешения каждому юридическому лицу — лицензирование аптечных сетей и учреждений. Предполагается, что так будет легче повысить ответственность аптек: нарушения в одной аптеке влекут лишение лицензии всей сети.

Тем не менее все эти меры ряд экспертов считают тактическими, отмечая, что стратегическое видение реформы здравоохранения остается несформулированным. «Авторы проекта не проанализировали, как именно повлияют предложенные реформы на все составляющие системы здравоохранения, которые включают очень многие аспекты, в том числе подготовку и повышение квалификации кадров», — комментирует президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.

Остались без внимания и вызовы системе здравоохранения, возникшие в связи с проведением АТО в Донбассе. Вскользь затронуты вопросы сохранения здоровья матери и ребенка. «Национальная стратегия» как ключевой документ, по которому будет двигаться реформа здравоохранения, на сегодня является неким видением перспектив, а не четкой пошаговой инструкцией. «В одном из аналитических обзоров ВОЗ отмечается, что многие реформы в области здравоохранения не могут осуществиться из-за плохой разработки или реализации», — предостерегает глава Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации» Валентина Очеретенко.

Очевидно, что министру здравоохранения, имеющему опыт реформ, лишь только предстоит оценить масштабы проблемы, столкнуться с беспрецедентной бюрократической машиной и сопротивлением бенефициаров существующих коррупционных схем в медицине.

Не последним является и юридический вопрос. Курс на приватизацию медучреждений, привлечение частных предпринимателей и введение страховой медицины ставит вопрос об изменении Конституции Украины. Ее 49-я статья по-прежнему гласит: «…в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена». Данное положение противоречит всему направлению реформ и утвержденной Кабмином стратегии. Это говорит прежде всего о том, что уже на стадии подготовки ключевых реформаторских документов была допущена вопиющая небрежность. Такой подход характеризует реформаторов в целом, что ставит под угрозу отдельные, пусть даже самые прекрасные инициативы.

Евгений ЗЮЗИН