Внесение изменений в Конституцию — процесс сложный и масштабный. А в реалиях Украины он пока что оставляет больше вопросов и загадок. Разгадает ли их украинское общество?
На прошлой неделе президент Порошенко презентовал проект изменений Конституции, который уже внесён в Раду, правда, пока что не рассматривался депутатами. В документе прописаны основные правила и нормы, по которым будет выстраиваться обновлённая децентрализованная система государственного управления. Правда, дойдёт ли дело до принятия изменений именно в таком виде — пока что вопрос открытый.
Будет ли продвигаться реформа и каковы её реальные сроки проведения и ожидаемые результаты? Представители региональных СМИ хотели услышать ответы на эти вопросы от главы государства, однако Пётр Алексеевич ничего принципиально нового в своей речи так и не озвучил. Во время презентации глава государства лишь отметил заслуги Конституционной комиссии, а также подчеркнул, что проект Основного закона не только соответствует всем вызовам современности, но также получил одобрение Венецианской комиссии и многих общественных и политических деятелей.
Соответственно, Пётр Алексеевич надеется получить поддержку проекта среди всех без исключения политических сил в Раде.
О реформе по сути
Если же говорить о самой сути конституционной реформы, то она заключается в упразднении вертикали центральной власти в виде госадминистрации и создании исполнительных комитетов соответствующих местных советов. Таким образом, функции управления и распоряжения ресурсами возлагаются не на назначенных сверху чиновников, а на лиц, избранных местными депутатами.
Помимо этого, планируется создать так называемые «самодостаточные» громады, которые могли бы полноценно развиваться за счёт собственной материальнотехнической базы. Такие громады будут создаваться на добровольной основе путём объединения в единый административный субъект сразу нескольких населённых пунктов. Соответственно, управление громадой будет совершать новосозданный совет громады и его глава.
Осознавая все риски сегодняшней ситуации в стране, президент оставляет за собой право присутствия в регионах. Такую роль вместо губернатора будет исполнять префект, на которого возлагается контрольная функция и надзор за исполнением законодательства со стороны местных властей.
Префект получает возможность останавливать действие актов органов местного самоуправления, а глава государства за угрозу нарушения государственного суверенитета и территориальной целостности вообще имеет право прекратить полномочия местного органа власти.
Правда, в проекте, внесенном в парламент президентом, прописана отсрочка в реализации задекларированной реформы. Так, «Переходные положения» Основного закона предусматривают проведение очередных выборов осенью 2017 года, которые состоятся на основе новой структуры объединённых громад. На то же время устанавливается и крайний срок назначения префектов, которые заменят традиционные администрации и губернаторов.
Выборы2015:
переходной этап
То есть, вовремя одумавшись и решив не пороть горячку, в Администрации президента продлили срок реализации реформы на два года. Решение правильное, так как попытки в срочном порядке «добровольно» объединить громады напоминают принудительную коллективизацию, которая проходит с непониманием среди населения и вызванным этим непониманием внутренним протестом в обществе.
Выборы 2015 года переносить никто не собирается, однако, видимо, избранные на них власти продержатся на своём посту лишь до осени 2017 вместо традиционных пяти лет.
Стоит отметить, что проект закона о местных выборах подтверждает их переходный характер. Так, в законопроекте предусмотрена возможность формирования как сельских, поселковых и городских советов, так и новых советов громад. Не вызовет ли это неразбериху и путаницу в головах избирателей — вопрос риторический. В таких условиях весьма неплохо, что органы власти формируются лишь на два коротких года.
Сам избирательный процесс будет технически усложнен и для избирательных комиссий. Для их членов такие нововведения также в новинку, и разобраться с ними будет весьма непросто.
А где же Донбасс?
Как Крым, так и Донбасс в документе чётко называется территорией Украины, что говорит о том, что Украина не готова отказаться от них. По крайней мере деюре. Также Украина декларирует намерение интегрировать Донбасс в свою территорию.
Правда, на сегодняшний день нападки на президента заключаются в том, что последним пунктом проекта Конституции предусматривается возможность определения особенного режима управления в отдельных районах Донецкой и Луганской областях.
Соответственно, есть теоретическая возможность предусмотреть признание власти террористических организаций и дать им возможность легитимно править за счёт ресурсов местных и центрального бюджетов.
С другой стороны, Киев оставляет за собой возможность большего «затягивания поясов» на оккупированной территории, что будет косвенно означать отказ от их восстановления и финансирования. Какой сценарий будет реализован — зависит от многих факторов, в том числе и международных.
Тем не менее такой пункт в Основном законе может стать угрозой для нашей страны. И как бы Порошенко ни убеждал всех, что эта норма родилась в Конституционной комиссии, по всей видимости, она всётаки навязана извне.
Пока что видимой стратегии Киева по поводу Донбасса, а тем более по поводу Крыма, публично не просматривается. Вероятно, различные сценарии предусмотрены Киевом, однако пока что всё внимание будет уделяться именно построению вертикали власти и формированию новой структуры местных органов на подконтрольной украинским властям территории.
Реформа за два
месяца, но за два года
В итоге Киев официально декларирует, что с реформой по объединению громад и децентрализации спешить не будут. Префектов назначат лишь в 2017 году, тогда же будут сформированы и исполкомы местных советов. Объединение громад будет окончательно проведено лишь после принятия Конституции.
Тем не менее, пока Порошенко чтото громко декларирует, центральная власть на уровне чиновников уже требует от регионов принятия «Перспективного плана объединения громад», а также реализацию первых пилотных проектов по созданию новых громад. В результате некоторые регионы делают все в спешке и с преувеличенным желанием отличиться перед Киевом. Такой процесс вряд ли способен будет дать адекватный результат в итоге.
Хотя, предусмотрев временной промежуток до 2017 года, команда Порошенко дала возможность протестировать модель в действии, а потом провести некоторую работу над ошибками. Вероятно, именно такая модель будет наиболее приемлемой из всех возможных в современных реалиях для Украины.
Правда, как всегда есть угроза того, что или президент не окажется мудрым политиком и будет вмешиваться в работу уже децентрализованной системы органов местного самоуправления, или же чиновники изза своей закостенелости и нежелания проводить изменения исказят до неузнаваемости хорошо прописанный на бумаге проект.
Помимо этого, открытым остаётся вопрос возвращения или отказа от оккупированных территорий, однако вряд ли сама по себе конституционная реформа могла бы дать однозначный ответ на столь сложный вопрос.
Итак, реформа начинается не совсем понятно, и разбираться с ней придётся в процессе ее реализации.
Антон КОВАЛЕНКО