После выхода статьи «Апокалипсис на ДЖД: Обитателям зоопарка зимой приходится не жить, а выживать» от 16.01.2016 г. в редакцию поступило письмо от руководителя Детской железной дороги Михаила Черненького. Текст данного письменного обращения мы решили опубликовать на страницах газеты с сохранением стилистики автора
Ответ на письмо Михаила Черненького от редактора газеты «ВЕРЖЕ» Романа Прядуна:
—Письмо господина Черненького в адрес редакции, которое он привез лично, состоит из некоторых, на наш взгляд, противоречивых высказываний. С одной стороны, начальник ДЖД говорит о том, что все в статье — не правда, а животным и птицам во время его правления стало уютнее жить. При этом в середине письма признает самый главный факт журналистского материала — нынешнее плохое содержание представителей фауны в зоопарке. Хочу отметить, что наш материал был направлен на то, чтобы общественность и власть имущие обратили внимание на реальные, многочисленные проблемы обитателей зоопарка и ситуация изменилась к лучшему. Ведь как показывает практика, запорожцы очень отзывчивы к проблемам братьев наших меньших. Чего только стоит недавняя история спасенного лисенка.
Ну а сопоставление в письме условий жизни людей и животных — вообще вызывает недоумение. Получается, если сегодня многим запорожцам живется несладко, то животные и птицы вообще должны быть лишены права на болееменее достойное существование?
Что касается утверждения директора ДЖД о том, что он не давал интервью журналисту «ВЕРЖЕ», то здесь Михаил Черненький несколько лукавит. Комментарий был записан в телефонном режиме, и именно руководитель Запорожской ДЖД впервые озвучил тот факт, что этот объект может быть переведен в статус АО. А утверждение о том, что ДЖД – внутренний объект Приднепровской железной дороги, так как финансируется исключительно из ее кармана, а потому рассуждать журналистам и общественности Запорожья о ее судьбе не корректно — вообще не выдерживает никакой критики. К слову, в личной беседе Михаил Черненький вообще высказался в том духе, что, мол, существование зоопарка, который не является профильным направлением для детской ЖД — исключительно добрая воля ЖД и его лично (стоит отметить, что «живой» уголок берет свое начало еще в далеком 1978 году).
– Вы же на «Запорожсталь» так просто не можете попасть, да? Так что я могу завтра повесить замок, и никто туда не зайдет, — не скрывая своего раздражения, бросил мне Михаил Черненький. На мою реплику о том, что вышеупомянутый завод является частной собственностью, в отличие от ДЖД и его зоопарка, Михаил Черненький снова завел песню о том, что мы не имеем права указывать, как жить и развиваться железной дороге. При этом, хотим напомнить господину Черненькому о том, что в свое время ДЖД была построена в прямом смысле руками общественности Запорожья. За многие годы существования деньги на ее развитие и поддержание всевозможной инфраструктуры выделялись как из городского, так и с областного бюджетов. Кроме того, свою помощь оказывали предприятия областного центра, а также частные лица. Не знать эти моменты жизни ДЖД Михаил Черненький просто не может, ведь в свое время он был депутатом Запорожского облсовета от ПР. Так что, на наш взгляд, как раз корректно и необходимо общественности Запорожья и журналистам писать и говорить о тех проблемах, которые сегодня есть на ДЖД и в зоопарке. Ведь учитывая историю его развития, этот объект, по большому счету, принадлежит всему Запорожью. Наш сегодняшний материал тому подтверждение.
Раиса Казак, бывший директор Запорожской Детской железной дороги (19722012 гг.), Почетный гражданин города Запорожье:
«Разве мы могли бы самостоятельно сделать такой замечательный ботанический сад, так облагородить территорию и поддерживать на ней порядок все это время, если бы не помощь жителей нашего города. Студенты, пенсионеры, органы власти всегда принимали участие в жизни железной дороги, были первыми помощниками ДЖД.
Да, финансированием ДЖД занимается Приднепровская железная дорога, но при этом мы не должны отметать спонсорские деньги, средства, выделенные из бюджета города. Город очень значительно помог в озеленении территории, где расположена ДЖД. Из бюджета выделялись деньги на покупку деревьев и т. д. Все деньги перечислялись на специальный счет, позже мы предоставляли полную отчетность.
В положении указано, что на ДЖД в обязательном порядке должны функционировать кружки железнодорожные, моделирующие и занятия по интересам. Мы всегда заботились о том, чтобы дети были всесторонне развиты. Кружки финансировались Приднепровской железной дорогой, а в тяжелые времена средства на них выделяли городские власти. Стоит отметить, что всего на ДЖД раньше работало больше 15 кружков.
Нельзя говорить о ДЖД исключительно как об объекте профориентации. Главная цель учебного процесса на ДЖД – не только подготовить железнодорожника, но и воспитать полноценного, гражданина своей страны. Выпускниками Детской железной дороги ежегодно становились 200300 детей, 100 из них продолжали профильное обучение в ВУЗах. Вот представьте, на ДЖД дети приходили в возрасте 11 лет. В таком юном возрасте они уже учились командовать, организовывать процесс, что требовало от детей ответственности.
На самом деле на Детской железной дороге проводилась колоссальная работа. У нас действовал кружок интернациональной дружбы, мы поддерживали связь со своими зарубежными коллегами, работали с немецкой ДЖД практически 30 лет, обменивались опытом с другими зарубежными железнодорожниками.
Когда я уходила с Детской железной дороги, стоял вопрос о том, что ДЖД будет менять свой юридический статус, станет ПАТ. К счастью, сейчас данный объект остается государственной собственностью. Даже на вопросы корреспондентов центральной газеты «Укрзалізниці» касательно судьбы, развития ДЖД у меня всегда был однозначный ответ – подобные объекты должны оставаться при больших железных дорогах в качестве профориентационных центров».
Раиса Лифантий, запорожский журналист:
«С Запорожской ДЖД я начала сотрудничать еще в 1998 году. Однажды по редакционному заданию освещала мероприятие, которое проходило на Детской железной дороге. До этого момента мне ни разу не доводилось там бывать. Но сразу хочу отметить, что царящая на ДЖД атмосфера меня приятно удивила. Особенно поразила не сама инфраструктура, а поведение, воспитанность детей. Тогда на ДЖД было очень много воспитанников, что самое главное – здесь занимались дети с разных районов не только нашей области, но и соседней Днепропетровской области.
Мало того, в те времена на ДЖД функционировало много кружков, которые финансировались с городского бюджета. Для детей они были бесплатными. Материальную поддержку ДЖД оказывал тогдашний мэр города – Александр Поляк.
Уже тогда на базе ДЖД работал экологический кружок, а также занятия по лепке, музыкальные секции. Дети выставляли свои работы по флористике, принимали участие в международных выставках искусства. Кроме того, на Детской железной дороге иногда проводились и общегородские выставки. Духовное развитие детей было не менее важно, чем их профориентация.
В начале 2000х годов, после смерти Александра Поляка, город прекратил финансирование кружков, и они, естественно, были свернуты. И мне очень жаль, что обстоятельства сложились именно таким образом. Хотя, как мне кажется, кружки были бы возобновлены, если бы в тот момент общественность сама забила тревогу.
А сейчас у меня душа плачет от того, что происходит на ДЖД. Мне бы очень хотелось, чтобы директор объяснил, куда делись олени. В былые времена в зооуголке жила целая семья оленей. Я очень удивилась, когда узнала, что закрыли террариум.
Ну и вообще мне хотелось бы отметить, что атмосфера на ДЖД уже совсем не та. Сегодня на Детской железной дороге занимается намного меньше детей, чем было раньше. А все потому что, по моему мнению, на ДЖД стало неуютно. Вопервых, мне не нравится, что забор от калитки со стороны остановки транспорта и до главного входа теперь обтянут колючей проволокой. Вовторых, я не понимаю, зачем заварили калитку, через которую на территорию ДЖД заходили дети со стороны остановки общественного транспорта. Кроме того, в былые времена Детская железная дорога работала до позднего вечера, сейчас же она закрывается уже в 16.00. Раньше на «Поляне сказок» в вечернее время гуляли бабушки, мамы с детьми, сегодня же на ДЖД после обеда уже не попадешь.
Конечно, нельзя сказать, что кружки на ДЖД сегодня вообще не работают. Нет, дети продолжают представлять нашу область на фестивалях, посещают занятия. Однако акцент сегодня сделан именно на технические дисциплины, а гуманитарной сфере, к сожалению, не уделяется должного внимания.
Олег Попивщий, заместитель начальника станции «Передаточная»:
«Семь лет назад я стал выпускником ДЖД. Со своей стороны хочу отметить, что данное заведение очень необходимо для развития детей. Многие выпускники ДЖД связали свою жизнь именно с железной дорогой.
Нас обучали абсолютно всему, особенно по профессии железнодорожника. Все полученные знания очень помогали нам в будущем. Кроме того, на ДЖД мы всегда ходили с удовольствием.
В то время на ДЖД работали кружки, на которых знания давали по максимуму. Сейчас я работаю на большой магистрали, занимаю должность заместителя начальника станции «Передаточная». Но хочу сказать, что если бы в свое время ДЖД не дала всех тех знаний, я не знаю, кем бы был сейчас».
Михаил Шульга, первый секретарь горкома комсомола 1971-1973 гг.
По сути, Детская железная дорога была основана на голом энтузиазме, но при колоссальной поддержке всей общественности, руководителей всех предприятий Запорожья. Молодежь города приложила огромные усилия для того, чтобы в городе появилась ДЖД.
Нынешний паровозик, который занимает свое место на ДЖД, в 1971 году еще находился на кирпичном заводе. Бывший первый секретарь горкома партии Евгений Пьянков хотел перенести данный объект в парк возле ДК «Днепроспецсталь». В этот момент у меня в голове и родилась идея – построить в Запорожье Детскую железную дорогу. Я обратился к комсоргу электровозремонтного завода Анатолию Тутову и предложил ему обсудить это предложение с молодежным активом завода. Они единогласно поддержали такую идею. Бюро горкома комсомола одобрило эту инициативу. Стройка началась в октябре, а уже в мае следующего года мы готовы были сдать 3,5 километра дороги, полностью оборудованное ДЕПО, укомплектованный четырьмя вагончиками и тепловозом железнодорожный состав. И знаете, наше дело продолжили наши преемники. Железная дорога всегда была приоритетным вопросом для молодежной громады города. Энтузиазм молодежи дополнялся материальным ресурсом ведущих предприятий города, в том числе и железной дороги.
Процесс созидания продолжался более 30ти лет. Сегодня ДЖД является не просто профориентационным учреждением, но и социальнокультурным достоянием города.
Естественно, тот же зооуголок не может жить и развиваться исключительно за счет денег, которые поступают от продаж билетиков. Стоимость посещения зоопарка, можно сказать, символична. Во все времена содержать зооуголок помогали предприятия, фермеры. Благодаря харизме и энтузиазму прежнего руководителя, предприниматели всегда поддерживали ДЖД на общественных началах. Сейчас же такого, к сожалению, нет.
Мне кажется, что сегодня общественность должна поддержать вот эту традицию народной стройки. Она была создана не благодаря какимлибо героям, личностям или чегото подобного. Данная традиция основана благодаря инициативе молодежи и трудовых коллективов. Кроме того, ДЖД не должна оставаться без внимания местных властей».
От редакции: в этой публикации, подборке материалов, интервью и комментариях людей, в жизни которых ДЖД заняла особое место, мы хотим подчеркнуть, что развитие ДЖД – это не только внутреннее дело Приднепровской железной дороги и, собственно, самого коллектива Детской железной дороги, как утверждает Михаил Черненький.
Среди достопримечательностей города Запорожье Детская железная дорога стоит в одном ряду с такими объектами, как национальный заповедник «Хортица», ДнепроГЭС, историкокультурный комплекс «Запорожский Дуб».
Тысячи запорожцев могут сегодня утверждать, что частичку своего труда и своей души они вложили в этот объект. Поэтому, какой быть ДЖД сегодня, какой быть в будущем, на наш взгляд, это не частное дело какойто структуры или физического лица. Это дело всей громады.
В свою очередь, редакция издания готова продолжить разговор на эту тему на страницах газеты. Ждем предложений.