Как сельский бюджет теряет деньги: история скромного запорожского села

1994
1

dSGOAvR6zFUПолное бездорожье, полуразваленный детский сад, разобранное здание Дома культуры и повальная безработица – вот они, реалии жизни современного запорожского села. Еще не так давно поселок Димитрово Ореховского района процветал, а сегодня превращается в руины…

Двадцать пять лет назад на этой территории находилась одна из самых крупных в Запорожской области птицефабрик – Димитровская. Практически все местные жители в то время были обеспечены работой, так как помимо птицефабрики, в селе тогда еще функционировала и вся сопутствующая инфраструктура – кормоцех, инкубатор, яйцесклад и т.д.

Сегодня же из шести зон птицефабрики работает лишь одна, которая находится в частных руках. А вот кормоцех, яйцесклад и другие объекты, связанные с производством, и вовсе прекратили существование. Фактически, количество рабочих мест в поселке уменьшилось в десятки раз. А со временем местные жители и предприниматели вовсе разобрали здания бывшей птицефабрики, в прямом смысле этого слова, по кирпичикам.

Вместе с тем, потихоньку начали разрушаться и другие социально значимые объекты села – Дом культуры, огромный спортзал и даже сельсовет. В итоге, руководство поселка, местная больница и библиотека, сберкасса и почта обосновались в одном здании, поделив между собой кабинеты и этажи.

Найти работу в селе сейчас практически невозможно. Некоторые люди работают на местных фермеров, считанные единицы – продавцами в магазинах, которых, к слову, всего три. Большинство людей ищут вакантные места в городе. Однако, увы, львиную долю зарплаты в этом случае будет съедать проезд, ведь он обходится жителям села примерно в 40 гривен в день.

В настоящее время сельсовет пытается экономить даже на освещении улиц. Местная жительница Владлена рассказывает, что на их улице не работает ни один фонарь. Жители этого переулка когда­то решили сами провести электричество хотя бы к одному фонарю. Они приобрели все необходимое оборудование, автоматы, выполнили работы по монтажу. Однако через некоторое время пришли работники энергосетей и отключили электричество, заявив, что селу нечем оплачивать уличное освещение. Причем подрядчики демонтировали установленные жильцами автоматы и провода, забрали их с собой, и посоветовали подключить фонарь от домашней сети, на свой счетчик.

Казалось бы, ничего удивительного в этом нет, просто село «выживает» на свой очень скромный бюджет. Однако, пообщавшись с местной общественной активисткой, бывшим депутатом сельского совета Ириной Тихоновой, нам стало понятно, что на самом деле сельская казна недополучает денежные средства в результате сомнительных решений местной власти.

Берем под сенокосы – засеиваем зерном

Все началось с коллективного обращения, составленного депутатами сельсовета летом прошлого года и лично общественницей на имя прокурора Ореховского района, прокурора Запорожской области, руководителя ГУ Национальной полиции и Государственной инспекции сельского хозяйства. Согласно данному документу, уже больше семи лет районная администрация сдает в аренду нераспайованные участки якобы под сенокосы, но на самом деле фермеры засеивают эти земли зерновыми. И речь идет о территории в размере почти 220 ГА. За эти земли арендаторы, по сути, платят сущие копейки. Ирина Тихонова уже подавала жалобы во всевозможные инстанции, но внятного ответа, увы, так и не получила.

Буквально на прошлой неделе Ирина, наконец, попала на прием к заместителю главы обладминистрации Борису Борисову. В обладминистрации общественнице объяснили, что, формально, условия аренды не нарушаются, так как, согласно договору, земли переданы в пользование для товарного сельскохозяйственного производства, которое включает в себя и сенокосы, и посев зерновых. По факту, арендаторы меняют не целевое назначение земли, а всего лишь вид угодий. Кроме того, согласно Налоговому кодексу, районная администрация не имеет права стянуть с фермеров за аренду больше 12 процентов от суммы нормативной оценки земли. В принципе, в этом и заключается главная загвоздка. Согласно договору 2009 года, 53 га земли были оценены всего в 69796 гривен, примерно по 2 тысячи гривен за гектар. Стоимость аренды соответствующая – всего 78,76 гривен за 1 га, в год – чуть больше 4 тысяч гривен. Стоит отметить, что, по словам Ирины, у хозяев распайованных участков фермеры арендуют земли по цене 1500 гривен за 1 га. Поэтому, по мнению Ирины, бюджет Димитровской сельрады теряет из­-за этого немалые деньги.

Кроме того, на сегодняшний день территория является распаханной, в результате чего в почве происходят неблагоприятные изменения. В обладминистрации Ирине и рассказали, что необходимо собрать специальную комиссию, которая оценит состояние почвы и потенциальный ущерб в результате распахивания земель. Вот только вопрос заключается в том, согласится ли руководство районной администрации, которое и выдало разрешение на пользование землей, собрать комиссию, чтобы реально оценить, какие произошли изменения в почве, и был ли ей нанесен ущерб.

Ирина Тихонова уже не один раз обращалась по этому вопросу к правоохранителям. Однако, увы, в течение года ответов из полиции и прокуратуры не поступало. Мало того, дело находится на рассмотрении у следователя Ореховского ГУ НП Резниченко Александра Николаевича, который еще 17 февраля 2016 года провел допрос Ирины, уже после того, как жительница села подала жалобу на бездеятельность органов правоохранительной системы. Однако, так сказать, по странному стечению обстоятельств, 22 марта текущего года на сайте Ореховской райадминистрации появилось распоряжение главы администрации Н. Проценко о предоставлении разрешения на разработку технической документации по землеустройству на условиях аренды земли площадью в 35 га Резниченко Николаю (по словам Ирины, отцу следователя) под… сенокосы на территории другого сельсовета.

Часть резервных земель (65 га) Димитровского сельсовета также была передана местному коммунальному предприятию «Димитровский комунхоз» для поддержки его хозяйственной деятельности. Однако предприятие, опять­-таки, передало данные участки в субаренду. На сегодняшний день КП является убыточным, и люди оплачивают за, фактически, непригодную для питья и приготовления пищи воду, немалую сумму – 15,80 гривен за 1 куб.м. В 2010 году стоимость субаренды составляла всего 200 гривен, а в 2015 году была проиндексирована до 686 гривен.

Однако и это еще не все. Согласно обращению в адрес областного прокурора Александра Шацкого, еще в 2010 году девять местных жителей вообще лишились паев.

Арендатор ЧП «Птицефабрика Прилуцкого» объяснил людям, что произошла накладка в кадастровой карте участка на участок, из­-за чего он отказывает людям в продлении договоров аренды на данные паи. Стоит отметить, что земля по­-прежнему распахивается и засеивается, вот только деньги за аренду получают совсем другие граждане, а не законные владельцы, имеющие на руках государственные акты. По словам Ирины, для жителей села, которые по загадочному стечению обстоятельств потеряли свои участки, сельсовет нашел другую землю, однако при этом предложил оформить ее самостоятельно. Стоит отметить, что оформление обойдется селянам в немалую сумму, и у многих таких денег просто нет. Хотя формально, согласно данным кадастровой карты, эти люди все еще остаются владельцами участков.

На приеме в обладминистрации Ирине пообещали разобраться в данной ситуации. Однако сама жительница села уже не верит в то, что руководство области действительно обратит внимание на проблемы, с которыми сегодня столкнулись селяне. Правоохранители отмалчиваются уже больше года, ссылаясь на то, что до сих пор ведется расследование. А государственная инспекция сельского хозяйства фактически «вслепую», основываясь исключительно на текстах договоров, предоставляет вывод, согласно которому целевое назначение угодий не изменялось, и землям не был нанесен ущерб в результате распахивания. Хотя, буквально накануне комиссия обладминистрации обязала арендаторов привести в порядок документы и использовать земли исключительно по договору – для сенокосов и пастбищ.

Вполне возможно, что все сложилось бы иначе, если бы власть на местах была действительно передана в руки громады….

Анна КОВАЛЕНКО

DSC02250 DSC02242