Город не для всех: Запорожье глазами людей с ограниченными возможностями (ФОТО)

1235
0

w_df2b82cbОдиннадцать лет назад жизнь Алексея Чабанова в один момент разделилась на «до» и «после». В результате ДТП мужчина остался инвалидом. Однако это не надломило парня и не стало преградой для активного образа жизни

— Алексей, расскажите о вашей жизни до аварии?

— Я жил обычной жизнью, как все. Занимался спортом, работал учителем истории и географии начальных классов в школе. Позже ушел из школы и работал в Конном театре. После этого служил еще в налоговой. Был у меня также опыт сборщика мебели. В общем, успел много кем поработать в этой жизни.

— И случилась авария…

— Я ехал на микроавтобусе «CITROЁN» в Киев устраиваться на работу в Министерство транспорта. Нужно было сдать необходимые экзамены. Под  утро на трассе водитель начал обгонять фуру и выехал на встречную полосу (возможно, устал после ночного пути), и мы врезались лоб в лоб со встречной машиной. Больше всех пострадал я один, у других пассажиров тоже были травмы, но не такие тяжелые и в дальнейшем без последствий. Я же очень тяжело восстанавливался. Полтора­-два года просто лежал, потому что не мог практически пошевелиться. Потом начал учиться сидеть, перемещаться, делать различные упражнения для восстановления. Ездил в Евпаторию, в лагерь, где проходят реабилитацию  люди с травмами шеи и позвоночника, там прошел курс и впоследствии некоторое время еще и работал.

— Что вам помогло не упасть духом и вести активный образ жизни?

— Возможно, у меня характер такой, внутренний мой настрой помогает. Думаю, состояние зависит и от воспитания: что в тебя вложили в детстве, так оно и повлияет на тебя в дальнейшем.

— Какими видами спорта вы занимались после аварии?

— Я около 5 лет ничем не занимался, потому что не знал, куда пойти, с чего начать, и, что главное, у меня не было нормальной коляски для занятий спортом. Потом мама познакомилась с женщиной, директором «Инваспорта», благодаря ей я поехал в Евпаторию, где познакомился с такими же ребятами. Мы стали общаться. Они зарегистрировали меня в эту организацию. Потом телеканал «Запорожье» сделал обо мне фильм, который выиграл в одном из конкурсов. После этого позвонил тренер из бассейна «Салют» и предложил позаниматься у них. До этого я сам узнавал в других бассейнах о возможности позаниматься, но мне по непонятным причинам отказывали. Двое друзей помогали мне ездить на тренировки, я долго там прозанимался. Параллельно с плаванием занимался регби на колясках. Ездили мы с ребятами на различные соревнования и чемпионаты  за границу. Все это мы оплачивали за свой счет. Единственное, что получилось — друзья подарили мне коляску для регби, но все остальное для участия в соревнованиях мы покупали за свой счет.

— Были у вас спортивные успехи?

— Мы довольно хорошо выступали и занимали призовые места. К сожалению, государству это не нужно. Нам даже запрещали называться сборной Украины. Куда только мы не обращались, но результата никакого не получили и даже нажили себе проблемы. У нас в Украине регбийных колясок – всего 5­7 штук. И то только у тех ребят, кто активно этим видом спорта занимается. В начале ноября также за свой счет будем проводить чемпионат Украины, нам пошло навстречу руководство села Барановка в Житомирской области. Перед тем как ехать на соревнования, мы организовываем сборы, так как члены нашей команды находятся в разных городах, и возможности проводить совместные тренировки каждый день у нас нет. Также я занимаюсь еще и фехтованием. Опять-­таки, тренер Константин Кулик пригласил, и я решил попробовать. Занимаюсь с ребятами, у которых также имеются различные травмы. Мы ездим на соревнования по фехтованию, но тут уже не совсем за свой счет все. Ребята занимают призовые места, этот спорт в Украине, по-­моему, неплохо развивается. Но, опять-­таки, на сборную выделяют деньги, платят зарплаты, выдают коляски, а в регионах никакого развития нет.

— Чем вы еще увлекаетесь, кроме спорта?

— Пишу небольшие рассказы для детей и хотел бы издать в дальнейшем свою книгу. Также у меня есть канал на YouTube, где я выкладываю свои, так скажем, сюжеты из повседневной жизни. Они на различную тематику. Я этим занимаюсь не ради прибыли, а ради удовольствия. Когда происходит что-­то интересное, я снимаю видео, сам монтирую и загружаю.

— Помогает ли вам чем­-то государство?

— Не очень оно помогает таким, как я. Помощь мне оказывают родственники – мама, бабушки, дедушки, брат, но он далеко живет и по возможности приезжает из другого города. Друзья тоже не оставляют.

— Очень большой проблемой для таких людей, как вы, является непригодность инфраструктуры для самостоятельного передвижения населенными пунктами. Насколько вы без посторонней помощи можете передвигаться по городу?

— Да, вы правы. К сожалению, в Запорожье все неудобно в этом плане. В первую очередь проблемой являются ступеньки и бордюры. Хотелось бы большего внимания и лучшего отношения чиновников и власть имущих к проблемам инвалидов. К примеру, недалеко от моего дома находится районная прокуратура, где сделали что-­то наподобие пандуса. Но работники прокуратуры паркуют свои машины впритык к этому заезду и, естественно, перекрывают въезд для колясок. Я уже давно с ними борюсь по этому поводу, но все безрезультатно. В прокуратуре есть такая функция, как общественный надзор, который подразумевает, что они должны следить за выполнением норм ДБН по доступности по пандусам и т.д. Если подойти к любой аптеке, то там есть пандус и два рельса, но, к сожалению, часто это все нестандартно и неудобно. Например, угол наклона пандуса должен быть не больше 25 градусов. Существуют и другие различные моменты. И вот прокуратура должна следить за соблюдением этих норм, но им это, по-­видимому, не нужно. Я рассказывал, объяснял, объявление повесил, но все равно ставят машины, и я не могу проехать, в общем, ничего не меняется.

Очень мешает именно человеческое непонимание и невнимание. Здоровый человек не замечает, что высота бордюра 5 или 15 сантиметров, он просто перешагнул и пошел дальше. Это понять могут еще мамы, которые возят детей в коляске. Для людей же с ограниченными возможностями любая мелочь играет роль. Сама инфраструктура города построена неудобным образом, но это все можно решить, было бы желание. А вот его как раз у городской и областной власти я не вижу. Возле больницы тоже построили такой пандус, что я на него летом не могу заехать, не говоря уже о зиме.

У нас есть завод «Искра», куда я с 2009 года приезжал каждый год, кроме последних двух лет, и просил делать удобные инвалидные коляски из качественного материала. Но я устал бороться с «ветряными мельницами». У нас же промышленный город, у нас такие мощности, есть конвейерная линия! Думаю, что не проблема сделать хорошие коляски. Меня шокировал ответ на вопрос по поводу того, почему не делают коляски с однотрубной рамой: «Они нам не нравятся». Я часто привожу в пример обувь — вы же себе покупаете удобные, хорошие туфли, кроссовки и т.д., а инвалидов, получается, заставляют ходить в кирзовых сапогах без права на смену. Везде за границей в производстве колясок участвуют люди, которые ими пользуются, а не те, кому на это абсолютно наплевать.

Люди с особенными потребностями, но ограниченными возможностями

img_0081В Запорожье 2016 год провозглашен «Годом людей с ограниченными возможностями». До конца года осталось всего 2 месяца, но жить проще людям с инвалидностью так и не стало. Множество проблем им приходится преодолевать каждый день, для того чтобы элементарно выйти на улицу, на прогулку. Так сколько же необходимо, чтобы прошло лет, прежде чем люди с особенными потребностями перестанут испытывать дискомфорт в повседневной жизни?

С проблемой непригодности инфраструктуры для самостоятельного передвижения по городу каждый день сталкивается не только Алексей, но и остальные люди с инвалидностью. Такие на первый взгляд мелочи, которые обычные люди даже не замечают, у других вызывают просто-­таки непреодолимые трудности, которые усложняют и без того нелегкую жизнь. К примеру, высота бордюров играет очень большую роль в возможности самостоятельного передвижения по населенному пункту.

Как отмечают сами люди с ограниченными возможностями, те же пандусы, которые на сегодня построены в Запорожье, практически все неудобные для использования, так как не отвечают необходимым нормам. Также множество социальных объектов, таких как больницы, аптеки, магазины, государственные учреждения, банки и банкоматы, вообще не оборудованы пандусами. К примеру, в Европе и Соединённых Штатах Америки человек подъезжает  к банкомату, нажимает кнопку, и пандус поднимает его вверх, чтобы у человека с ограниченными возможностями не возникало никаких неудобств.

Городской общественный транспорт — это еще одна наша «больная мозоль». Для того чтобы человек с ограниченными возможностями мог выехать куда-­то по своим делам, ему необходимо позвонить в троллейбусное управление, попросить прислать специальный низкопольный троллейбус по необходимому маршруту. Если же не делать все эти довольно-­таки сложные действия, а попытаться сесть, к примеру, в автобус самостоятельно, то можно еще и выслушать недовольство пассажиров по поводу того, что инвалидная коляска занимает много места в проходе и мешает окружающим. Это явно не добавляет желания и оптимизма таким людям путешествовать самостоятельно, да и вообще выходить на улицу.

При этом за цивилизованным примером далеко ходить не нужно. В том же Львове уже есть новые трамваи, оборудованные специальными кнопками, после нажатия которых пандус автоматически сам выезжает, и человек без помощи посторонних заезжает в общественный транспорт. Почему львовские власти смогли решить этот вопрос, а запорожские нет?

Также стоит сказать о качестве наших дорог, по которым не всегда может проехать не только инвалидная коляска, но и автомобиль. А если и проедет по ямам и выбоинам, то долго явно не прослужит. На сегодня цены на инвалидные коляски оставляют желать лучшего. Но при этом стоимость не всегда соответствует качеству. Производители экономят деньги на материалах, из-­за чего средства для передвижения людей с инвалидностью довольно непрактичны в эксплуатации. При этом социальные службы выдают коляску раз в 4 года.

В Европе для того, чтобы коляска была комфортна и функциональна, на производстве работают люди с особыми потребностями. Они как никто другой знают все тонкости и нюансы для дальнейшего использования средства передвижения. Например, в Германии понимают, что реабилитация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем постоянное обеспечение их пенсиями и пособиями.

img_0111Не менее важно и само отношение людей к инвалидам, не всегда и не все относятся с пониманием, и лишь единицы готовы помочь. Но ведь все мы живем в цивилизованном мире, и взаимопомощь друг другу должна быть нормой, а не исключением. Стоит поднимать уровень осведомлённости в этом вопросе среди населения. К примеру, в Польше традиционно проходит Неделя инвалидов — это красочный и яркий праздник во всех городах страны. В эти дни организуются выставки и аукционы различных изделий, выполненных руками людей с ограниченными возможностями. На летней сцене в центре города идут концерты, соревнования и представления. Все желающие совершенно бесплатно могут покататься на яхте по водоемам, где проходит праздник. В последний день празднования устраивается большое шествие от центральной площади до здания мэрии. Польские общественные организации в течение уже долгого времени используют множество моделей реабилитации инвалидов, имеющих различные формы и степени тяжести заболеваний. Города в стране оборудованы специальными звуковыми светофорами, пешеходными переходами, практически во всех зданиях есть пандусы.

К сожалению, мы должны констатировать тот факт, что на сегодня ни один населенный пункт в Запорожской области в должной мере не приспособлен к нуждам людей с ограниченными возможностями. Все вышеперечисленные проблемы можно и необходимо решить, пусть и не за короткий период времени, но главное — начать делать, а не просто обещать. Ведь даже один построенный по всем правилам пандус или специально оборудованный трамвай или троллейбус кардинально изменят судьбу таких людей, как Алексей. Это позволит им жить полноценной жизнью.

По данным Управления социальной защиты населения, количество инвалидов, которые состоят на учете в управлениях труда и социальной защиты населения Запорожского городского совета по районам города, по состоянию 01.10.2016 —  28972, инвалидов войны – 1475, инвалидов-колясочников – 1546 человек. На начало октября этого года 1086 людям с особыми потребностями были выданы средства реабилитации, 360 людям с инвалидностью выданы инвалидные коляски и еще 1919 человек получили направление на изготовление протезных изделий. Всего в 2016 году мероприятиями Городской комплексной программы социальной защиты населения предполагается охватить около 5500 человек с особыми потребностями — жителей города — на общую сумму более 4,4 миллиона гривен.

Около 800 человек с инвалидностью обслуживаются по месту жительства и получают помощь в ведении домашнего хозяйства, выполнении поручений, связанных с необходимостью посещения различных организаций, парикмахерские услуги, услуги швейной мастерской территориального центра. Также 365 детей-инвалидов прошли курс реабилитации в отделениях социальной реабилитации детей-инвалидов, которые работают в каждом районе.

Сколько людей с инвалидностью состоят на учете в Запорожской области  в целом, нам выяснить так и не удалось, т.к. департамент охраны здоровья облгосадминистрации на наш информационный запрос ответ не дал.

Анастасия КАНДЫБЕЙ