Виктор Прит: «Многие идут во власть зарабатывать. У меня же другие планы»

1288
0

Для одних занятие политикойзаработок, для другихзащита своего бизнеса либо же бизнеса патрона, для третьихстатус. Наш сегодняшний собеседникдепутат Запорожского городского совета, соучредитель ООО «Научно-­производственная фирма МИДА, лтд» Виктор Прит говорит, что все это не о нем. Просто устал смотреть на то, как народные избранники говорят на выборах одно, а потом с легким сердцем обманывают своих избирателей, занимаясь решением клановых интересов и дележкой «бюджетного пирога». Плюс накопился значительный жизненный опыт, который требует более широкого спектра применения. Шел в политику без розовых очков, однако реальность закулисных игр запорожской политики оказалась гораздо циничнее

— К сожалению, большинство идет во власть именно зарабатывать. Мне это никогда не было интересно, у меня другие планы, — подчеркивает Виктор Прит.

— Вы — один из самых активных депутатов нынешнего состава Запорожского горсовета как во время сессионных заседаний, так и в общественном поле. Хотелось бы услышать от вас, почему политик Прит так долго стеснялся заявлять о своих амбициях?

— Самое интересное, что впервые я баллотировался еще лет 25 назад. Правда, тогда меня постигла неудача – не прошел по мажоритарному округу. На тот момент я имел желание, однако не совсем понимал тогдашние реалии. Вернулся в политику уже в зрелом возрасте, считаю, вполне состоявшимся человеком как в бизнесе, так и в семье. Понимаете, на определенном жизненном этапе у меня возникла потребность сделать нечто большее для родного города и его людей. Ты уже настолько самодостаточен, что в состоянии делиться, а не брать. Ведь чего греха таить, многие нынешние власть имущие и народные избранники идут во власть, чтобы богато жить. Для меня политика никогда таким средством не являлась, я смог заработать достаток честным трудом. События времен Евромайдана еще больше всколыхнули общественное самосознание. Страна в одночасье получила массу колоссальных проблем. Сепаратизм и вторжение российских регулярных войск и наемников в Крыму и на Донбассе, падение экономики, управленческий хаос как на верху власти, так и на местах.

— Скажите честно, среди ваших коллег – депутатов Запорожского городского совета есть те, кто сидит «на зарплате»?

— К сожалению, очень многие депутаты — люди наемные. Они получают денежное вознаграждение за отстаивание интересов той или иной бизнес­структуры. Взамен же требуется лояльность при принятии решений. Вопросы громады для них вторичны, если вообще интересны. Они играют роль марионеток. Сами посудите, очень многие чиновники в Запорожской мэрии и горсовете пришли с «Запорожстали» на зарплату, которая в разы уступает предыдущей. Тот же городской голова Запорожья Владимир Буряк получал на родном заводе десятки тысяч гривен, если не сотни. Сейчас же у мэра оклад 11 тысяч. Вы верите, что Буряк такой вот большой альтруист? Разницу кто ему доплачивает? Предполагаю, что хозяева промышленной группы, в которую входит «Запорожсталь». Владимир Буряк — очень хороший спикер, это у него не отнять. Однако он четко выполняет то, что ему скажут руководители промышленной группы. Все, что входит в круг интересов этой структуры, активно лоббируется и получает зеленый свет в сессионном зале и властных кабинетах мэрии. Все остальное – нет.

— Фракция «Самопоміч», которую вы представляете, не входит в большинство Запорожского городского совета. Удается ли выстраивать нормальные рабочие отношения с оппонентами?

— Иногда это довольно сложно. Оппозиционеры, как они себя называют, а на самом деле позиционеры, синхронно голосующие за необходимые им вопросы,  оппонентов топят. Особенно это становится заметно во время распределения бюджета. Сразу видно, кто на кого работает. Они так и говорят: мы выиграли – значит, мы и принимаем решения. При этом от такого рода работы эффект для громады маловероятен. Что касается нашей фракции, то, невзирая на все преграды, ее голос хорошо слышен в нынешнем составе городского совета. Мы выбрали для себя четкие приоритеты для работы: образование, ЖКХ, здравоохранение, экология. Мне отвели одно из самых острых направлений для Запорожья – экологическое, которым мало кто хочет заниматься у нас. Однако мы живем в этом городе, здесь наши дети, потому уже давно пришло время менять негативную ситуацию. Я считаю, мне это в какой­то мере удалось. Сейчас реально заговорили о передвижной лаборатории по измерению качества воздуха. Верю в то, что в скором будущем система мониторинга будет воплощена в жизнь. Этот шаг предоставит нам возможность узнать реальную картину экологического состояния Запорожья. После этого мы поймем, что же делать дальше в этом плане. Кстати, наши оппоненты ведь боятся этого шага. Мэр говорит, что поддерживает приобретение передвижной лаборатории, а как дело доходит до выделения финансирования – денег нет. А если власть боится, значит, мы на правильном пути. Да и в целом экологические проблемы стали более активно обсуждаться в обществе.

— На ваш взгляд, у городского головы Запорожья и его команды есть желание заниматься экологическими проблемами Запорожья?

— Мое мнение – нет. Он туда поставлен охранять предприятие, на котором до этого работал – «Запорожсталь». Однако мэр забывает о том, что его избрали не на заводе, а жители Запорожья, которых очень интересует и тревожит экологическое направление. А иначе и быть не может. Посмотрите данные медицинской статистики: в Запорожье с каждым годом все больше онкозаболеваний. Уже давно доказано, что именно плохая экология является одной из главных причин этого страшного и смертельного заболевания. Городской голова как руководитель города должен на это реагировать. Да, проблема не только в одном предприятии, есть и другие заводы, есть еще и автотранспорт. Все это надо решать, а политической воли для серьезного подхода как не было, так и нет.

— На сегодня в Запорожье существует хоть какая­то действенная природоохранная программа?

— Программа есть, но она не работает, как и аналогичные документы, принятые ранее. Тот же эко­меморандум, инициированный Владимиром Буряком, оказался лишь пиаром для него и промышленников. Начальник управления по вопросам экологической безопасности Запорожского горсовета Глеб Золотарев — хороший чиновник, в том плане, что он умеет составить профессиональную отписку. Однако реальной ситуацией не владеет либо не хочет ее ни решать, ни представлять на общественное рассмотрение. Сейчас городская власть пытается переложить ответственность за экологические трудности с крупных загрязнителей на средние и мелкие предприятия. При этом «забывая», что львиная доля промвыбросов — до 80% — вклад крупных заводов.

— Известный бизнесмен Евгений Черняк не так давно посоветовал местным молодым и перспективным специалистам, которые желают достичь успеха, покидать Запорожье. Мол, здесь им ничего не светит, а сам город приходит в упадок. Если к этому добавить некоторые жизненные паззлы в виде разбитых дорог, неразвитой инфраструктуры, слабого и убыточного коммунального хозяйства, ужасной экологии, нежелания властей заниматься серьезными энергосберегающими проектами, которые в нынешнем мире являются залогом нормального функционирования любого населенного пункта, то картина получается малопривлекательная. Понимаю, что как запорожский политик вы ответите, что все будет хорошо, но все же…

— Вы знаете, я — оптимист по своему характеру. Не знаю, почему Черняк так высказался, ведь его предприятие работает и приносит ему прибыль здесь, в Запорожье. И успеха он добился именно в этом городе. Я вижу большие перспективы для развития. У нас отличное месторасположение, шикарная береговая линия Днепра, порт, Хортица, промышленность, трудолюбивые люди. Да, многое надо изменить. И мы готовы это делать. Готова ли к развитию нынешняя городская власть? Я считаю, что во многом — нет.

— Ваша жизнь изменилась каким­то образом после активизации на политическом поприще?

— Да, безусловно. Раньше я активно занимался общественной деятельностью и думал, что политика мало чем отличается от этого. Однако она имеет совсем другой окрас и требует гораздо большего энерговложения и защитных реакций. Конечно, стал меньше находиться в семье. Сократилось и время пребывания на предприятии. Плюс адаптация в новой среде. Сказать, что я не понимал, каким образом у нас часто принимаются решения, да еще и от имени громады, я не могу. Однако реальность даже меня повергла в некое замешательство. К сожалению, уровень честности чиновников и депутатов оставляет желать лучшего.

— Напоследок проясните ситуацию с вашими рекламными баннерами на турнире, посвященном бойцам «Беркута», который состоялся в Запорожье и закончился громким скандалом и отставкой Долинного. Вас обвинили чуть ли не в поддержке сепаратизма…

— Мы уже много лет поддерживаем боксерский клуб «Боевые перчатки», в стенах которого и состоялся этот «памятный» турнир. Более 20 лет являемся спонсорами соревнований памяти нашего прославленного земляка Яценко. Баннеры «МИДА» представители клуба разместили давно в качестве благодарности за поддержку с нашей стороны, что подтверждают фото­, видеорепортажи с соревнований 2010-2014 годов. Мне и в голову не пришло бы поддерживать турнир, на котором чествовали представителей силовой структуры, которые причастны к расстрелу наших ребят на Майдане, а также перешли на сторону врага в Крыму и на Донбассе. Я даже не знал об этом событии. Уже постфактум прочитал в интернете. При этом одно из СМИ напечатало статью, обвинив нас в поддержке сепаратизма. Мои помощники направили в адрес издания предупреждение о том, что если не будет опровержения, то мы идем в суд. Просто так я не собираюсь оставлять эту ситуацию. Учитывая мою позицию, это уже вопрос чести.

Роман ПРЯДУН