Запорожский аэропорт тратит последние деньги на дорогие авто

2257
1

Запорожский аэропорт не может погасить долг перед подрядчиками, но при этом «запасается» роскошными авто.

Унылые воздушные врата Запорожья, увы, на сегодняшний день многих гостей города оставляют в недоумении. Чего уж тут удивляться, если даже некоторые депутаты горсовета открыто заявляют о хамском поведении персонала и убогом состоянии пассажирского терминала. И даже несмотря на то, что в последние годы в КП «Международный аэропорт Запорожье» делаются немалые вложения из местного бюджета (сформированного из наших же налогов), ситуация на коммунальном предприятии остается напряженной. Как оказалось, имея в руках большие суммы, чиновники не могут ими разумно распорядиться

Стоит отметить, что построенное еще в далеком 1969 году здание Запорожского аэропорта за все эти годы не ремонтировалось. Соответственно, явную изношенность воздушных ворот Запорожья объяснить легко. Однако только в 2016 году на реконструкцию и обновление данного объекта направлены десятки миллионов гривен, но что странно ­ результатов мало. В 2017 же году на модернизацию аэропорта в горбюджете предусмотрены уже сотни миллионов.

В прошлом году Запорожский аэропорт удостоился звания лучшего в стране. При определении победителя организатором конкурса ­ Ассоциацией «Аэропорты Украины» учитывался рост показателей пассажиропотока и прибыли предприятий, и, соответственно, по этим критериям запорожское КП обогнало своих конкурентов. Однако стоит ли приписывать данные достижения руководству аэропорта или городским властям — большой вопрос. Возможно, новые авиаперевозчики в Запорожье вошли лишь потому, что среди жителей нашего города и области вырос спрос на путешествия в Турцию и другие популярные заграничные курорты.

Как бы там ни было, а сам аэропорт в 2016 году лучше выглядеть не стал. И хоть пассажиропоток действительно увеличился, тем не менее, по данному показателю Запорожье не догнало даже соседний Днепр. В прошлом году услугами местного КП воспользовались чуть более 275 тысяч человек, а пассажиропоток в Днепре составил около 284 тысяч человек.

Вложения и траты

«Обузой» города аэропорт стал лишь в 2013 году, до этого момента за него отвечало Министерство инфраструктуры Украины.

В том же 2013­-м воздушные врата Запорожья получили первые бюджетные вложения в размере 8 млн гривен. Освоено  7,5 млн гривен. Впрочем, еще тогда экс­мэр Запорожья Александр Син заявил, что здание аэрокомплекса  находится в предаварийном состоянии и нуждается в срочной реконструкции. Бывший градоначальник завел речь о том, что необходимо основательно заняться строительством новых терминалов. Александр Син также заявлял, что ремонтные работы стартуют уже в 2015 году, а полностью преобразится аэропорт к 2021 году. Но, увы, поговорили и забыли. А воздушные врата Запорожья так и остались без обещанных субвенций.

К вопросу обновления аэровокзала города вернулись уже в 2016 году. Как сообщала ранее газета «Верже», в феврале прошлого года городской голова Запорожья Владимир Буряк провел встречу с руководством КП, авиаперевозчиками и представителями туристических агентств. На данном заседании вернулись к вопросу вложений в городской объект. В частности, Владимир Буряк также собрался привести в порядок аэропорт Запорожья, используя для этого как средства местного бюджета, так и деньги инвесторов. Тогда на встрече городской голова заявил, что аэровокзал — привлекательный объект для инвесторов, поскольку он является коммунальным предприятием, в собственности которого  и инфраструктура, и взлетно­посадочная полоса. Генеральный директор КП «Международный аэропорт «Запорожье» Виктор Бискупский, в свою очередь, заверил, что уже в ближайшее время руководство предприятия представит «продукт» для инвесторов. В общем, вся встреча прошла в радужных тонах, и в сердцах всех присутствующих зародилась надежда на то, что уже вскоре за воздушные врата города станет не стыдно. Но…

В 2016 году кое­какие работы в авиакомплексе действительно начали выполняться. В частности, был отремонтирован пассажирский терминал для внутренних рейсов. Его открыли в феврале 2017 года. Кроме того, стартовали работы по ремонту дороги к аэропорту и ограждения территории. Правда, инвесторов извне руководство так и не нашло, а главным «спонсором» объекта стал городской совет.

В 2017 году из городского бюджета выделена, можно сказать, рекордная сумма для модернизации воздушного комплекса — 205 миллионов гривен. 180 миллионов планировали потратить на строительство нового терминала, 20 миллионов — на ремонт взлетно­-посадочной полосы, 5 миллионов — на продолжение работ по строительству ограждения. Еще в начале января 2017 года Виктор Бискупский в эфире канала «ТВ-­5» рассказывал о том, как быстро развивается аэропорт, как хорошо выполняются работы. А уже в конце февраля этого года директор КП пожаловал на заседание комиссии по жизнеобеспечению в городской совет, чтобы попросить дополнительное финансирование для уже функционирующего отремонтированного терминала и распределения выделенных на КП сотен миллионов. Как оказалось, работы по ремонту терминала «не вписались» в проектно­сметную документацию, и теперь на КП висит долг перед подрядчиками в размере 600 тысяч гривен. Кроме того, как объяснил членам комиссии Виктор Бискупский, долгожданное строительство нового терминала начать в ближайшее время в аэропорту не смогут «по техническим причинам». Но уже выделенные на данные работы деньги можно пока использовать для других нужд КП, в частности, для завершения реконструкции павильона­накопителя для обслуживания пассажиров внутренних рейсов. Естественно, такое предложение вызвало недоумение и у самих членов комиссии. Если сейчас направленные на строительство терминала деньги использовать для других целей, то где же потом найти средства на тот объект, для которого они изначально были выделены?!

Кроме того, тут же депутаты пожаловались на то, что хоть терминал для внутренних рейсов и был отремонтирован, цифровое табло в нем все равно до сих пор заменяет обычная фанера, на которой мелом пишут расписание рейсов.

Одним словом, Виктор Бискупский, не понятый депутатами, ушел «ни с чем», однако сама речь директора КП вызывает много вопросов, особенно в свете некоторых событий, о которых узнала журналист «Верже».

А теперь — о главном

Как оказалось, обнищавший аэропорт в 2016 году, можно сказать, жил «на широкую ногу». За год коммунальное предприятие приобрело три элитных автомобиля, причем за собственные средства.

Первой «серьезной» покупкой «Международного аэропорта Запорожье» стала машина Skoda Oktavia A7. Договор на приобретение данного автомобиля стоимостью более 500 тысяч гривен был подписан еще в конце января 2016 года, практически накануне того, как состоялась встреча городского головы с авиаперевозчиками, посвященная вопросам инвестиций и развития КП. Что примечательно, данную покупку произвели «втихую», в обход системы государственных закупок «Прозорро». Пожалуй, не хотело руководство бедного, требующего немалых вложений аэропорта афишировать приобретение дорогой машины.

Но на одном автомобиле коммунальное предприятие не остановилось, и уже осенью прошлого года администрация решила пополнить автопарк аэропорта еще одной иномаркой. На этот раз КП также решило обойтись без конкурсов, и седан Chevrolet Cruze Fl был куплен по договорной процедуре также за немалую сумму — 521 тысячу гривен.

Третий автомобиль, судя по всему, для коллекции решили приобрести уже в начале 2017 года. На этот раз КП понадобился габаритный «УАЗ Comfort». Как и две предыдущие модели, это транспортное средство также стоит в пределах полмиллиона гривен. Поставит данную машину иностранное предприятие «АІС-­Запорожье».

Мы решили уточнить в горсовете, для каких целей обнищавшее предприятие закупает такие недешевые автомобили, и отправили соответствующий запрос в Департамент финансовой и бюджетной политики. На что получили ответ, что указанные выше машины были приобретены не за бюджетные деньги, а значит, департамент не является распорядителем запрашиваемой информации. В ведомстве лишь  отметили, что запрос будет направлен непосредственно в аэропорт, где и предоставят интересующие нас данные.

На наше обращение, что удивительно, коммунальное предприятие отреагировало достаточно быстро. Однако в ответ мы получили лишь нелепую отписку. Разъяснение аэропорта было ограничено одним предложением: «Указанные вами автомобили были приобретены в производственных целях». Это сразу натолкнуло на мысль: неужели тяжело объяснить, для чего конкретно будут использоваться машины, если, конечно, предприятию нечего скрывать?

Можно было бы предположить, что приобретенные автомобили предназначены для перевозки пассажиров VIP­класса. Но стоит отметить, что как раз для этих целей аэропорт обзавелся в 2016 году еще одной машиной — автобусом А 208.69 Altair стоимостью почти  1,5 миллиона гривен.

Однако не только покупка трех элитных автомобилей вызывает целый ряд вопросов. Были у не так давно убыточного коммунального предприятия и другие не менее интересные приобретения. В частности,  два велосипеда стоимостью 12 тысяч гривен. Отметим, что это еще и не совсем обычные «двухколесные», а оформленные в ретро­стиле модели. Поставщиком данных велосипедов является киевский предприниматель Ирина Некрашевич.

Как видим, в 2016­2017 году едва сводящее концы с концами коммунальное предприятие разошлось не на шутку, умело тратя собственные средства  на несколько дорогостоящих машин и парочку трендовых велосипедов. А ведь что мешало руководству аэропорта сэкономить на личном автопарке и направить те же 500 тысяч на погашение долга перед подрядчиками? Пожалуй, дирекция посчитала, что необязательно «выпрыгивать из штанов», можно остаться и с машиной, и с новым терминалом, в который раз обратившись к главному «спонсору» — горсовету…

Печально, что в руки таких менеджеров и руководителей попадут еще сотни миллионов как из городского, так и из государственного бюджетов. Ведь министр инфраструктуры Владимир Омелян не так давно заявил, что в 2017 году Запорожский аэропорт получит дотации на развитие и из казны государства.

Анна КОВАЛЕНКО