Немного об отчете генпрокурора Луценко в Верховной Раде

1618
0

На днях в ВР состоялся отчет генпрокурора Ю. Луценко перед депутатами. С одной стороны, абсолютно ненужная процедура, т.к. по Конституции судебная власть у нас независима и не подотчетна никакой другой ветви власти. Разумеется, определенных представителей судебной ветви власти, в частности, генпрокурора, назначает все­таки парламент по рекомендации президента, но в дальнейшем предполагается полная независимость этой ветви власти

Однако отчета Ю. Луценко потребовали депутаты, которые ждали от него и очередного шоу, и скандала, и доклада об успехах, и возможности «утопить» генпрокурора, которого традиционно обвиняют в любви к PR и непрофессионализме. Нужно отдать должное, генпрокурор не спрятался, а смело пришел в ВР и заявил о готовности сотрудничать с депутатами. Этим он отличается от премьера, которого в свое время спасла Страстная пятница, и его отчет был перенесен в туманное будущее, в котором отчет так и затерялся. А ведь премьер по Конституции подотчетен парламенту, и его ежегодный отчет – это обязательная процедура. Так было даже в президентско­парламентской республике, не говоря уж о парламентско­президентской. Но у нас, как известно, форму правления можно называть как угодно, а результат будет один – вся власть будет сосредоточиваться в руках президента и премьера, а потому «хочу – отчитаюсь, а хочу – нет» ­ это «нормальный» ответ премьера парламенту.
А вот генпрокурор оказался смелее. Все, что ожидалось от его отчета, сбылось. Были и PR, и нелегкий разговор, и скандал. Скандал не получил того размаха, на который рассчитывал О. Ляшко, но все­таки оживил атмосферу в зале. Ю. Луценко и лидер Радикальной партии сыграли в политический пинг­понг, обменявшись недружественными и острыми репликами, за что даже спикер призвал их к более корректному поведению. План О. Ляшко провалился, отчет Ю. Луценко был принят, и повода к голосованию отставки генпрокурора не возникло. Нужно отдать должное Ю. Луценко, он умеет найти баланс между самопиаром и самокритикой, умеет там, где нужно, сказать неприятную или вызывающую споры правду и тем самым нейтрализовать своих недругов. Так, он признался, что ему действительно не хватает юридического образования, зато достаточно организаторских и менеджерских способностей, чтобы переломить хребет коррупции и всем ее наработанным схемам, чтобы затем освободить место для профессионала с юридическим образованием. Как доказывал на протяжении своего отчета генпрокурор, земля под коррупционерами задрожала. И даже в день отчета произошел показательный арест налоговиков в разных областях Украины, подозреваемых в нанесении ущерба в несколько миллиардов гривен. Будем считать, что совпадение отчета и массового ареста налоговиков было случайным, но эффект получился неплохой. Всем известно, что показательные аресты у нас заканчиваются внесением за подозреваемых крупных сумм и борьба с коррупцией заканчивается на этапе досудебного следствия, как говорится, «попугали и отпустили». Но Ю. Луценко привел впечатляющие цифры передачи в суд дел, что свидетельствует о хорошей работе генпрокуратуры – не только попугали, но и отвечать придется. Ну что ж, поживем – увидим.
Очень слабо и некрасиво генпрокурор выглядел при ответе на вопросы об Иловайском и Дебальцевском «котлах», в которых погибло огромное число украинских солдат, а также по вопросу следствия по делу П. Шеремета. Причины массовой гибели под Иловайском и Дебальцево Ю. Луценко традиционно свел к агрессии Москвы. Как говорится, если бы не было Москвы, ее нужно было бы выдумать, т.к. это – удобный объект, на который можно списывать все ошибки украинского военного руководства. Как сказал генпрокурор, роль Москвы в этой трагедии была раскрыта, а роль и ошибки украинского генштаба – пока нет. Что касается дела по убийству П. Шеремета и открывшихся в нем новых обстоятельств, обнаруженных журналистами, а не следствием, Ю. Луценко сказал, что случайным образом именно эта камера наблюдения, зафиксировавшая присутствие сотрудника СБУ (действующего или уволившегося?), и не была исследована. Журналистов генпрокурор поблагодарил. Однако случайность больше похожа не на прокол, а на сознательное сокрытие фактов. Впрочем, прокол генпрокуратуры в глазах огромного числа украинцев тоже состоялся, и незаангажированность генпрокурора начала давать трещину.
Очень некорректно Ю. Луценко повел себя, сравнивая дела об убийстве П. Шеремета и нелюбимого писателя О. Бузины. Дело О. Бузины уже передано в суд, дело П. Шеремета вот-­вот будет раскрыто, но г. Луценко попросил не ставить эти два имени в один ряд. И выдал себя с головой. Да, Ю. Луценко так и остался политиком, причем провластной ориентации, ибо сортировать имена убитых людей по политическим и идеологическим критериям ничего общего с юридическим и гуманным подходами не имеет. Жизнь любого человека ­ это высшая ценность, данная Богом, и покушаться на нее не может никто. Генпрокурор обязан расследовать любое преступление против человека, невзирая на взгляды, которых придерживался этот человек. Получилось же, что на генпрокуроре, точнее на политике Ю. Луценко, шапка тоже может гореть.

Татьяна НИКОЛАЕВА