Запорожская художница Наталья Деревянко, на счету которой больше 400 работ, с самого детства увлекается живописью и не представляет свою жизнь без холста и красок. О своем творческом пути, а также о современных тенденциях искусства Наталья рассказала журналисту «Верже»
– Наталья, расскажите о себе, как вы стали заниматься живописью?
– Рисую с самого детства, до сих пор родители хранят мои первые детские рисунки. У меня в семье художников не было, мама и папа по профессии инженеры. Но первые азы давал папа. К примеру, он объяснял, как поставить предмет, как его потом передать на рисунке. Я не представляла себе, что могу заниматься чем-то другим в жизни, кроме искусства. Передо мной стоял лишь один вопрос, в каком жанре рисовать – классическом или современном. Спрашивала совета у мамы, что ей импонирует больше. Потом в Запорожье я окончила художественную школу, поступила во Львовское высшее профессиональное художественное училище, после него окончила Львовскую национальную академию искусств. Некоторое время я жила в Италии, где также занималась живописью. Так и сложился мой творческий путь.
– Как вы относитесь к критике своих работ?
– Я думаю, любому человеку, который творит от души и для себя, это болезненно. Но если критика конструктивная и обоснованная, то часто она даже помогает. Вот именно к такой критике отношусь позитивно. Такие высказывания, к примеру, как: «А вот мне просто не нравится эта работа», меня не задевают абсолютно. Каждый занимается своим делом, если не нравится, то просто проходи мимо, а если нравится, то я этому только рада.
– Как к вам приходит замысел картины?
– У меня множество идей, но не хватает времени, чтобы воплотить все их в жизнь. Бывает, вдохновляют какието пятна. Я слышала от своих коллег, что их пугает чистый холст, они не могут к нему подступиться. У меня такого нет, мне, наоборот, это нравится, чистый холст или новый формат наталкивают на новые эксперименты. За годы творчества уже выработался мой стиль, свои темы, которые мне близки и интересны. Так получается, что одна тема тянет за собой другую. Также и события, которые происходят у меня в жизни, отображаются в работах. Одно время был сакральный период, потом я стала мамой и начала рисовать детские рисунки, самих деток и все, что связано с ними. Сейчас дети подросли, и я понимаю, что у меня переизбыток этой темы, теперь ищу чтото новое, красивое. Я рисую цветы, фрукты, различные плоды. В моих работах можно проследить связь творчества и обычной повседневной жизни.
– Вы болезненно расстаетесь со своими картинами, тяжело подарить или продать работы?
– Двоякое чувство всегда возникает. Когда я пишу каждую свою новую работу, то привязываюсь к ней и каждый раз думаю, что вот эту уж точно продавать не буду. Действительно, есть некоторые работы, которые для меня знаковые, много раз мне предлагали их продать, но я этого не сделала. Есть работы, которые с удовольствием делаю и получаю радость от самого процесса, и если их хотят купить или сама решила их подарить, то я только счастлива. Во время написания я вкладывала только позитивные эмоции, и отлично, что есть возможность поделиться этим с другими.
– Что вы хотите сказать своими картинами?
– Я просто живу, наслаждаюсь жизнью и далека от окружающих проблем. То есть я, конечно, в курсе всего, что происходит, но нет у меня желания переносить их на холст. Хотя с удовольствием смотрю работы художников, которые это делают, потому что такое творчество тоже нужно. У каждого свой путь. У мамы двоих детей и у молодого двадцатилетнего художника совершенно разные запросы и результаты работ. Поэтому зачастую я хочу сказать о прелести жизни со всеми ее красотами, цветами и эмоциями.
– Ваши советы молодым художникам, которые только начинают свой творческий путь?
– Я считаю, что, как и в любом деле, важна настойчивость. Талант и одаренность от природы – хорошо, но если не работать, то все так и остается на уровне одаренности. Необходимо трудолюбие и, конечно же, немаловажна вера в себя. Часто можно слышать от других, что это не твое, займись чемто другим, ищи себя и т.д., но необходимо в такой момент не опустить руки и идти к своей цели.
– Любой человек может научиться рисовать, или это должно быть заложено природой?
– Я думаю, рисовать могут все, взять кисточку и начать творить. Для того чтобы, к примеру, стать дизайнером, необязательно иметь художественные способности, не нужно уметь рисовать портреты или писать пейзажи маслом. Сейчас много методик, которые помогают проявить креативные дизайнерские навыки, которые настроены на готовый продукт и потребителя. Если же это картины выставочного плана, то тут уже не столько нужно рисовать, сколько думать. Размышлять, для чего ты рисуешь, зачем и т.д. Тут уже выступают не только технические моменты, но и жизненные либо личностные факторы. Думаю, все зависит от того, на что метить и что делать.
– Если человек решил писать картины выставочного плана, нужна ли классическая школа?
– Мое мнение, что всетаки классическая школа нужна. Есть, конечно, самородки, как Мария Примаченко, но школа живописи обучает не только техническим навыкам. Еще формируются мировоззрение, знания и творческий багаж. Также немаловажно и общение в творческом кругу с другими художниками.
– Где вы черпаете вдохновение для своих картин?
– Абсолютно везде, к примеру, сейчас у меня такой период, что мне нравится изображать цветы и плоды. Все вокруг цветет, я прохожу мимо ирисов и хотя понимаю, что нельзя их срывать, но делаю это, несу домой и ставлю в вазочку для рисования с натуры. Природа подсказывает такие нюансы, которые нельзя придумать и подсмотреть на фотографии.
– Что сложнее – точно передать все нюансы с натуры или придумать свой рисунок?
– Сложнее придумать свой рисунок, потому что если перед тобой стоит натура, то можно подойти посмотреть, сравнить, вернуться к этому и еще раз сделать. Это всетаки срисовывание, оно аналитическое, потому что тоже нужно думать, что и как сделать, чтобы получился желаемый результат. Придумать свой рисунок – создать новое. В любом случае мы не изобретаем велосипед, а работаем с тем багажом, которые у нас есть, но, тем не менее, придумать, воплотить и передать, чтобы тебя поняли, сложнее.
– Чем увлекаетесь помимо живописи?
– Еще я увлекаюсь иллюстрацией. У меня вышло несколько детских книг, сейчас я немного сбавила темпы в этом плане. Для меня это очень трудоемкий процесс, он довольно сложный. Обычно подготовка книги может длиться около года.
– В какой технике вы любите работать?
– В основном я работаю маслом, с его помощью можно воплотить любую идею. Это – и пастозная живопись, и большие форматы. Чего нельзя сказать об акварели. Также хороший материал – акрил, сегодня он очень популярен, довольно удобный в работе, но для меня он немного туповатый, мне не хватает в нем глубины, прозрачности и т.д.
– Большую популярность, особенно в социальных сетях, обрело рисование. Ваше мнение по этому поводу?
– Это действительно какойто сплошной бум. У меня есть профиль в Инстаграме, и подписчики интересуются зачастую техническими моментами, какими красками я пишу, как добиться определенных эффектов фона и т.д. Я думаю, у людей появилось больше свободного времени, они хотят получить удовольствие от жизни, потому что процесс рисования это, можно сказать, наслаждение. Сейчас вообще всплеск handmade, рисования, занятия своим телом. Социальные сети дают больше свободы, и через эти приложения работы художников больше замечают, чем на выставках. Мне кажется, сегодня меняется выставочный компонент, люди стали меньше ходить по выставкам, им удобнее посмотреть картины через интернет.
– Расскажите о своей любимой картине.
– Картина называется «Різдвяні катання на півні». Когдато я услышала о том, что украинские девушки перед Рождеством гадают на петухе. Ставят перед ним воду и зерно, что он выберет, так она и выйдет замуж. Я изменила слово «гадання» на «катання» и изобразила, как девушка катается на петухе. Эта работа была нарисовала в период рождения дочери, и когда она подросла, то сказала, что это ее картина, которая теперь висит у нее над кроватью. Сейчас я понимаю, что такую работу уже не напишу.
Анастасия Кандыбей