Запорожской художнице природа подсказывает нюансы, которые нельзя придумать

1228
0

Запорожская художница Наталья Деревянко, на счету которой больше 400 работ, с самого детства увлекается живописью и не представляет свою жизнь без холста и красок. О своем творческом пути, а также о современных тенденциях искусства Наталья рассказала журналисту «Верже»
– Наталья, расскажите о себе, как вы стали заниматься живописью?
– Рисую с самого детства, до сих пор родители хранят мои первые детские рисунки. У меня в семье художников не было, мама и папа по профессии инженеры. Но первые азы давал папа. К примеру, он объяснял, как поставить предмет, как его потом передать на рисунке. Я не представляла себе, что могу заниматься чем-­то другим в жизни, кроме искусства. Передо мной стоял лишь один вопрос, в каком жанре рисовать – классическом или современном. Спрашивала совета у мамы, что ей импонирует больше. Потом в Запорожье я окончила художественную школу, поступила во Львовское высшее профессиональное художественное училище, после него окончила Львовскую национальную академию искусств. Некоторое время я жила в Италии, где также занималась живописью. Так и сложился мой творческий путь.
– Как вы относитесь к критике своих работ?
– Я думаю, любому человеку, который творит от души и для себя, это болезненно. Но если критика конструктивная и обоснованная, то часто она даже помогает. Вот именно к такой критике отношусь позитивно. Такие высказывания, к примеру, как: «А вот мне просто не нравится эта работа», меня не задевают абсолютно. Каждый занимается своим делом, если не нравится, то просто проходи мимо, а если нравится, то я этому только рада.
– Как к вам приходит замысел картины?
– У меня множество идей, но не хватает времени, чтобы воплотить все их в жизнь. Бывает, вдохновляют какие­то пятна. Я слышала от своих коллег, что их пугает чистый холст, они не могут к нему подступиться. У меня такого нет, мне, наоборот, это нравится, чистый холст или новый формат наталкивают на новые эксперименты. За годы творчества уже выработался мой стиль, свои темы, которые мне близки и интересны. Так получается, что одна тема тянет за собой другую. Также и события, которые происходят у меня в жизни, отображаются в работах. Одно время был сакральный период, потом я стала мамой и начала рисовать детские рисунки, самих деток и все, что связано с ними. Сейчас дети подросли, и я понимаю, что у меня переизбыток этой темы, теперь ищу что­то новое, красивое. Я рисую цветы, фрукты, различные плоды. В моих работах можно проследить связь творчества и обычной повседневной жизни.
– Вы болезненно расстаетесь со своими картинами, тяжело подарить или продать работы?
– Двоякое чувство всегда возникает. Когда я пишу каждую свою новую работу, то привязываюсь к ней и каждый раз думаю, что вот эту уж точно продавать не буду. Действительно, есть некоторые работы, которые для меня знаковые, много раз мне предлагали их продать, но я этого не сделала. Есть работы, которые с удовольствием делаю и получаю радость от самого процесса, и если их хотят купить или сама решила их подарить, то я только счастлива. Во время написания я вкладывала только позитивные эмоции, и отлично, что есть возможность поделиться этим с другими.
– Что вы хотите сказать своими картинами?
– Я просто живу, наслаждаюсь жизнью и далека от окружающих проблем. То есть я, конечно, в курсе всего, что происходит, но нет у меня желания переносить их на холст. Хотя с удовольствием смотрю работы художников, которые это делают, потому что такое творчество тоже нужно. У каждого свой путь. У мамы двоих детей и у молодого двадцатилетнего художника совершенно разные запросы и результаты работ. Поэтому зачастую я хочу сказать о прелести жизни со всеми ее красотами, цветами и эмоциями.
– Ваши советы молодым художникам, которые только начинают свой творческий путь?
– Я считаю, что, как и в любом деле, важна настойчивость. Талант и одаренность от природы – хорошо, но если не работать, то все так и остается на уровне одаренности. Необходимо трудолюбие и, конечно же, немаловажна вера в себя. Часто можно слышать от других, что это не твое, займись чем­то другим, ищи себя и т.д., но необходимо в такой момент не опустить руки и идти к своей цели.
– Любой человек может научиться рисовать, или это должно быть заложено природой?
– Я думаю, рисовать могут все, взять кисточку и начать творить. Для того чтобы, к примеру, стать дизайнером, необязательно иметь художественные способности, не нужно уметь рисовать портреты или писать пейзажи маслом. Сейчас много методик, которые помогают проявить креативные дизайнерские навыки, которые настроены на готовый продукт и потребителя. Если же это ­ картины выставочного плана, то тут уже не столько нужно рисовать, сколько думать. Размышлять, для чего ты рисуешь, зачем и т.д. Тут уже выступают не только технические моменты, но и жизненные либо личностные факторы. Думаю, все зависит от того, на что метить и что делать.
– Если человек решил писать картины выставочного плана, нужна ли классическая школа?
– Мое мнение, что все­таки классическая школа нужна. Есть, конечно, самородки, как Мария Примаченко, но школа живописи обучает не только техническим навыкам. Еще формируются мировоззрение, знания и творческий багаж. Также немаловажно и общение в творческом кругу с другими художниками.
– Где вы черпаете вдохновение для своих картин?
– Абсолютно везде, к примеру, сейчас у меня такой период, что мне нравится изображать цветы и плоды. Все вокруг цветет, я прохожу мимо ирисов и хотя понимаю, что нельзя их срывать, но делаю это, несу домой и ставлю в вазочку для рисования с натуры. Природа подсказывает такие нюансы, которые нельзя придумать и подсмотреть на фотографии.
– Что сложнее – точно передать все нюансы с натуры или придумать свой рисунок?
– Сложнее придумать свой рисунок, потому что если перед тобой стоит натура, то можно подойти посмотреть, сравнить, вернуться к этому и еще раз сделать. Это все­таки срисовывание, оно аналитическое, потому что тоже нужно думать, что и как сделать, чтобы получился желаемый результат. Придумать свой рисунок – создать новое. В любом случае мы не изобретаем велосипед, а работаем с тем багажом, которые у нас есть, но, тем не менее, придумать, воплотить и передать, чтобы тебя поняли, сложнее.
– Чем увлекаетесь помимо живописи?
– Еще я увлекаюсь иллюстрацией. У меня вышло несколько детских книг, сейчас я немного сбавила темпы в этом плане. Для меня это очень трудоемкий процесс, он довольно сложный. Обычно подготовка книги может длиться около года.
– В какой технике вы любите работать?
– В основном я работаю маслом, с его помощью можно воплотить любую идею. Это – и пастозная живопись, и большие форматы. Чего нельзя сказать об акварели. Также хороший материал – акрил, сегодня он очень популярен, довольно удобный в работе, но для меня он немного туповатый, мне не хватает в нем глубины, прозрачности и т.д.
– Большую популярность, особенно в социальных сетях, обрело рисование. Ваше мнение по этому поводу?
– Это действительно какой­то сплошной бум. У меня есть профиль в Инстаграме, и подписчики интересуются зачастую техническими моментами, какими красками я пишу, как добиться определенных эффектов фона и т.д. Я думаю, у людей появилось больше свободного времени, они хотят получить удовольствие от жизни, потому что процесс рисования ­ это, можно сказать, наслаждение. Сейчас вообще всплеск handmade, рисования, занятия своим телом. Социальные сети дают больше свободы, и через эти приложения работы художников больше замечают, чем на выставках. Мне кажется, сегодня меняется выставочный компонент, люди стали меньше ходить по выставкам, им удобнее посмотреть картины через интернет.
– Расскажите о своей любимой картине.
– Картина называется «Різдвяні катання на півні». Когда­то я услышала о том, что украинские девушки перед Рождеством гадают на петухе. Ставят перед ним воду и зерно, что он выберет, так она и выйдет замуж. Я изменила слово «гадання» на «катання» и изобразила, как девушка катается на петухе. Эта работа была нарисовала в период рождения дочери, и когда она подросла, то сказала, что это ­ ее картина, которая теперь висит у нее над кроватью. Сейчас я понимаю, что такую работу уже не напишу.

Анастасия Кандыбей