Суть иска – АвтоЗАЗ не выполнил обязательства по приватизации контрольного пакета акций варшавского завода FSО, которые взял на себя в 2005 году.
Таким образом, запорожский завод не стал спасать от банкротства польский, что был обязан сделать по соглашению. Также АвтоЗАЗ должен был запустить в производство новую модель автомобилей, чего тоже не сделал.
Завод FSO в 2005 году продали украинскому инвестору — «Запорожский автомобилестроительный завод». Тогда 19,9% акций предприятия (84% голосов на собрании акционеров), польское правительство продало украинскому всего за 100 злотых.
«В те времена не столько говорилось о деньгах, сколько о спасении предприятия от полного банкротства», — пояснила адвокат истца Сильвия Генрих.
По ее словам, выбор ЗАЗа был не случайным. До 2005 года украинский автоконцерн покупал почти 90% продукции FSO и более года финансировал закупку комплектующих для производства автомобилей. Еще до заключения контракта украинская компания выкупила также большую часть долгов FSO.
Затем, по договору, украинский инвестор обязывался сохранить деятельность завода, обеспечить работой почти 2200 работников предприятия, а также увеличить объемы продукции, в частности наладить выпуск новой модели польского автомобиля.
В действительности же, несмотря на то, что автозавод формально сегодня работает, но за последние шесть лет там не произвели ни одного автомобиля. Выполнить свои обязательствам украинские инвесторы не смогли, как и не смогли сохранить производство автомобилей и обеспечить работой сотрудников. Сегодня завод FSO производит все, кроме автомобилей: заборы, светильники и даже детальки для конструкторов LEGO.
Иск к украинским инвесторов будет рассматриваться вскоре в Окружном суде в Варшаве. Ранее, в июле, украинская компания обжаловала иск государственного казначейства Польши. Представители ЗАЗа считают, что жалоба казначейства абсолютно необоснованна.
«Компания» АвтоЗАЗ «выполнила все свои обязательства по приватизационной сделке. Об этом свидетельствуют отчеты независимого аудитора. Предприятие не несет ответственности перед казначейством, а потому любые претензии к «ЗАЗ» являются безосновательными», — пояснил адвокат запорожцев Адам Звежинский
Напомним, ЗАЗ в настоящее время методом полномасштабного производства выпускает автомобили под одноименным брендом (Lanos, Sens, Lanos-фургон, Forzа, Vida), грузовые автомобили и автобусы на шасси и агрегатах индийской ТАТА.
В январе-сентябре 2017 года ЗАЗ выпустил 1,012 тыс. авто, из которых 649 — легковых, 344 – грузовых и 19 автобусов, тогда как за девять месяцев 2016 года весь выпуск составил 4 единицы.