«Смерть Сталина» как живой пример колониального статуса Украины

1008
0

Сегодня начнём не с политики, а с культуры. Или с шоу-бизнеса и развлечений. В России  запретили прокат фильма «Смерть Сталина». В Запорожье, похоже, решили прислушаться к мнению товарища Путина, и здешние горожане тоже не увидят этой британской комедии.  Впрочем, наших прокатчиков оправдывает то, что подобным образом  поступили в ещё семи областных центрах. И что странно — в основном на Западной Украине.

Упомянутый англо-французский фильм снял шотландский режиссёр итальянского происхождения. Одну из ролей сыграла наша землячка Ольга Куриленко. И ещё: комедия снята по мотивам французского комикса.

В Объединённом Королевстве фильм посмотрели ещё в октябре. В Россию и притороченную к ней в культурном и прокатном плане Украину «Смерть Сталина» пришла только сейчас. У «братьев», как мы выше сообщали, «кинам не будет», потому как «это мерзость, унижающая достоинство человека по национальному признаку». В Украине же от проката по разным причинам, как мы уже отмечали выше, отказались восемь областей.

Пару слов о фильме. Судя по трейлеру, самый похожий из героев — это Сталин. Хрущев —  просто лысый человек, Берия похож на Черчилля, но в пенсне. Маленков скорей смахивает на обер-цензора Суслова времён Брежнева, а Жуков больше похож на маршала Рокоссовского.

Что касается самого фильма, то его идея такова: самая страшная власть смешна и ничтожна.  Накануне выборов Путина в президенты показывать народу подобное, а именно лежащего в луже мочи «эффективного менеджера» Сталина и его клику не посчитали нужным. Как и напоминать  атмосферу того времени, когда решение о расстрелах принимается так буднично  как досыпание сахарку в чай.

Но главное, что лежит разбитый инсультом Сталин в луже, а охрана боится не то что подойти, но и позвонить куда-нибудь. Наконец спустя 12 часов позвонили соратникам, те приехали, переложили товарища Сталина на диван и уехали — он же спит… Лишь на следующий день приехали врачи — провожать вождя в  Мавзолей…

Тем временем развернулись нешуточные страсти, кому дальше править. Самым хитрым оказался Хрущев, которого спустя 11 лет самого свергли. Но не расстреляли! Главного же конкурента сразу после смерти Сталина — Берию, расстреляли (о чём многие говорят) без суда и следствия. В фильме это случилось на фоне Выдубецкого монастрыя (съёмки фильма проходили в Киеве).

О «Смерти» всё, а теперь о российской — до сего дня — культурной провинции Украине. Ну, что весь прокат западных фильмов к нам идёт через Москву, вы уже поняли. Но ещё и все песни и пляски тоже. И не только трудами «Интера» и радио «Шансон», но и благодаря целой системе традиций, памятных дат и знаковых фигур.

На днях по этому поводу  неосторожно высказался   в Facebook директор Института национальной памяти Владимир Вятрович: «Не  всі щупальця «русского мира» такі очевидні та огидні як “совок” та московська церква. Є  більш симпатичні, вишукані та респектабельні, та не менш небезпечні… Навіть висоцькі в руках Кремля — ефективні елементи нагадування про єдиний культурний простір та інструменти його відтворення. Саме культура є фундаментом, на якому кожен імперіалізм зводить храм своєї величі”.

Тут перервём повествование о Вятровиче на зарисовку о спектакле одного скромного запорожского театра. Классическая рождественская история: Украина — примитив, темень непроглядная и бьющие поклоны казаки. А Петербург — это величие светлых царских палат и самой царицы.

Но это к слову сказать. А теперь по делу. Что  тут после слов Вятровича началось! Все, кому это положено по должности и статусу, решили в него плюнуть. Похожее уже было, когда певец Олег Скрипка, родившийся в Таджикистане и выросший в Мурманской области, тоже неосторожно заявил, что неспособный выучить украинский язык, наверное, дебил. Его высказывание на полгода попридержали до нужного момента, а потом грянули залпом в ответ. Нужный момент — это попытка принятия Киевсоветом нормы, что обратившийся НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ в кафе и прочих заведениях, должен получить ответ тоже на УКРАИНСКОМ. Но оказалось, что в нашей столице все заведения только «для белых». Аборигенов же просили не беспокоить…

Да, возвращаясь к Вятровичу, отметим, что мэр Днепра Борис Филатов вообще обозвал этого историка, да и других возмутителей российского спокойствия в Украине нехорошим словом и «полезными идиотами». Мол, «отталкивающими от украинской идеи десятки тысяч граждан».

Филатова можно понять! Он, как и Медведчук (тот еще с начала 2000-х) строит Украину без украинцев. А тут всякие историки, писатели, учёные очень мешают этому процессу. Заметим, что Филатов — совсем не «оппоблоковец». Он, знаете ли, свой в доску «наш»…

А тем временем — “раз пошла такая пьянка”, уже сам Владимир Вятрович попытался объясниться: “Я не пропонував забороняти Висоцького чи Цоя. Чи когось іншого, окрім тих, хто сьогодні відкрито підтримує російську агресію…  Однак Росія в своїй гібридній війні може вдатися до будь-яких засобів. У тому числі й спекулюючи на Висоцькому… Напис на пачці “Куріння вбиває” — це не заборона палити, а попередження про наслідки”.

Т. о., как и в языковом вопросе в 100-процентной российской колонии Украине, малейшее поползновение немедленно пресекается на корню. Т.е. целые толпы «в доску наших» вам объяснят, почему и думать о построении своего языкового, информационного и культурного пространства — «низ-зя».  Поэтому на четвёртом году войны отличительная черта «мента» на украинском блок-посту — это то, что он с солдатами и волонтёрами общается исключительно на языке агрессора. Стало быть перезапуск путинской «Новороссии» — с массовым переходом правоохранителей и чиновников на сторону врага — это всего лишь вопрос времени.

И чтобы так было всегда, наша колониальная культура и дальше должна быть такой, как она есть. Преуспевших же в этой «культуре» пригласят на корпоративы в Москву, а может там ещё и что-то вручат в Кремле. Ради приличия специально обученные люди иногда поднимают гвалт вокруг Ани Лорак, Лободы и Повалий. Но ни соответствующего закона, ни разрыва дипломатических и торговых отношений, ни закрытой границы, ни хотя бы визового режима с агрессором  до сих пор нет…

А вы там ещё о какой-то «Смерти Сталина» говорите…

 

Леонид Романовичев