Благодаря и вопреки: 11-й Ленд-арт прошел в райском уголке Запорожья (ФОТО/ВИДЕО)

1533
0

В Запорожье прошел 11-й фестиваль творчества на природе и в гармонии с ней – Ленд-арт. Вдохновленные окружающей красотой, местные художники создавали арт-объекты, вписанные в природный ландшафт и, по возможности, не противоречащие ему.

В этом году традиционный запорожский праздник искусства на земле сменил локацию и расположился в одном из самых живописных уголков Запорожья – на берегу Днепра на Великом Лугу.

— Мы стараемся, насколько возможно, менять локации фестиваля для того, чтобы исследовать новый ландшафт. Мы много лет проводили Ленд-арт на Хортице в разных места, затем несколько лет на ул. Скальной в урочище Сагайдачного, но вот на этот раз остановились на таком месте, куда совершенно не вмешивается урбан, — рассказал «Верже» организатор фестиваля Юрий Баранник (создатель одноимённой галереи).

Что же такое ленд-арт и чем отличается запорожский фест от такой же галереи-мастерской  под открытым небом в классическом понимании? Как правило, это некое ландшафт-искусство, которое зародилось в США в конце 1960-х годов. В данном искусстве, создаваемое художником произведение, должно органично вписываться в природный ландшафт. Считалось, что работы лен-артистов не могут быть привнесёнными извне, они – это часть окружающей природы, а ландшафт – форма и средство создания произведения.

– Природа может быть рамой для художника, а может быть картиной, и когда художник каким-то штрихом дополняет эту картину, то она обретает новый смысл. Такова основа этого искусства. Но, хочу заметить, что запорожский Ленд-арт далёк от классического такого мероприятия. Это скорее хеппенинг для радости – фестиваль-праздник, где встречаются друзья и все творческие люди. Мы проводим этот фестиваль для того, чтобы ощутить удовольствие от свободного творчества, –говорит автор фестиваля.

Кажется, тема запорожского Ленд-арта 2018 отражает популярные веяния, и удовлетворяет запросы публики  – это «Фотозона» или «Рамка для фото». Собственно, любая инсталляция любого ленд-арта, как правило, не только отражает некую идею автора, но беззастенчиво используется зрителями и, как фон для фото. Как бы это тривиально не звучало, но искусство на земле, словно прыгает в руки массы.

Впрочем, Юрий Баранник подчеркивает, что как таковой темы Ленд-арта обычно никто строго не придерживается. Она нужна лишь для того, чтобы обозначить фестиваль, но не «зажать» его в рамках. Как мы увидели, на самом деле, далеко не все художники отдали предпочтение фото-теме, а реализовывали довольно глубокие идеи. Например, Мария Касаткина, представляющая Львовскую академию искусств, реализовала удивительную и вечную идею реинкарнации, использовав живой и не живой материал, где из сердца умершей человеческой формы (выполненной в полиэтилене) вырастает живое дерево.

— Здесь идея в перерождении материи. Умирая, мы не исчезаем навеки, а просто переходим в другую форму. Не важно, в какую: в камень, животное, дерево и так далее. Хоть умирает наша мысль, мы сами остаёмся живы, — говорит художница, отмечая, что искусство ленд-арта популярно, но всё ещё понятно далеко не всем. – Ленд-арт – это то искусство, которое взаимодействует с природой, показывая, что нужно её любить и беречь. Люди же зачастую не понимают этого.

К слову, накануне участники фестивали до блеска вычистили побережье – в траектории проведения праздника. Вывезли 20 мешков мусора – два грузовика.

Здесь же была представлена эко-скульптура, отражающая проблему человеческого свинства – «Пан пакет», выполненная экологами zpspace.com.ua, а также прошёл перформанс «Лицар сміттєвої інквізиції», который вполне эффективно боролся с экологической бедой – мусором.

— Мы поднимаем не только проблему загрязнения Запорожья, но и сортировки мусора, которая у нас так и не организована. Это проблема не только нашего города, и зависит она не столько от местной власти, сколько от киевской: нам необходимы сейчас системные изменения в законодательстве. Нужны законы, которые будут стимулировать бизнес – только так мы сможем охватить всю страну, и будет масштаб, — говорит один из авторов «пакетной» скульптуры Иван Калоша.

Притягательно ярким был ещё один симбиоз искусства с деревом – инсталляция Ксении Иевлевой «Снаружи и внутри».

— Такими заметными и мягкими шарами мне захотелось показать фантастическую фактуру дерева и его энергию. Дерево, которое тянется к солнцу, питает землю и отдаёт силу в воздух, — говорит художница.

Вместе с тем, тема фестиваля была довольно эффектно отражена в нескольких арт-объектах, один из которых пользовался особенным «спросом» у зрителей – это инсталляция Эрики Равич с зеркалами «Интерактивный портал».

— Мне нравится делать такие объекты, которые не сами по себе, а притягивают зрителя и подразумевают общение с ним. В «Интерактивном портале» дзэна хоть отбавляй. Здесь можно видеть порталы природы – ловить небо, деревья, траву, играть отражениями, видеть себя с разных сторон одновременно, здесь даже лав стори ребята снимали, — отмечает автор инсталляции.

Отметим, что на Ленд-арте 2018 было представлено около десятка арт-объектов такого же количества авторов. Зрителям фестиваля удалось насладиться первозданной красотой местной природы и искусством концептуального видения этой красоты вопреки её регулярному загрязнению отдыхающими. И, конечно, благодаря участникам праздника, организаторам, вычистившим эти места, вырастившим искусство на земле.

Ева Миронова, фото автора