Как же низко упало качество мировой политики!

808
0
President Donald Trump meets with Russian President Vladimir Putin at the G20 Summit, Friday, July 7, 2017, in Hamburg. (AP Photo/Evan Vucci)

В Сирии резко обострилась ситуация. Вслед за химической атакой, в которой  США заподозрили «руку» Б. Асада, Д. Трамп пригрозил ответным авиационным ударом по тем объектам, в  которых, по некоторым предположениям, могут храниться химические отравляющие вещества.

Д. Трамп сдержал обещание, и удар  состоялся в субботу, 14 апреля. Россия потребовала немедленного созыва Совбеза ООН и резко осудила неправомерные атаки. В мире все смешалось, как в доме Облонских, выражаясь языком Л. Толстого. Британия сначала дистанцировалась от намерений Д. Трампа, но в конечном счете приняла участие в авиационных ударах. Американо­британскую коалицию поддержала также Франция.  Германия мудро отказалась от участия в сомнительной военной операции, как и другие члены НАТО. Украинский МИД выразил абсолютную поддержку операции США, Британии и Франции, назвав ее адекватным ответом России, с которой можно разговаривать только подобным языком.

Сомнения в реальной химической атаке выразила, однако, не одна РФ,  назвав ее постановочным представлением. В свое время, и все это помнят, США «прокололись» с оружием массового уничтожения  (ОМУ)  на территории  Ирака. Объявив наличие этого оружия бесспорным фактом, подтвержденным разведданными, США вторглись на территорию этой страны. ОМУ не было найдено. Буш­младший честно признался позже в ошибке, но США «увязли» так же, как  когда­то во Вьетнаме. И демократии в Ираке от их присутствия не прибавилось. К сожалению, постановочные спектакли в мировой политике ­ тоже не российская выдумка. В свое время Буш­старший признал, что штурм Триполи демонстрировался из голливудских павильонов. Мы давно живем в виртуальном мире, в котором трудно отличить выдумку от реальности, а правда всплывает не всегда, хотя иногда и всплывает. Именно поэтому стоит  быть осторожнее и не делать резких заявлений, чтобы потом не оправдываться перед всем миром. Украинский МИД сделал подобное  заявление в угоду  главному стратегическому партнеру, забыв, что авиационные удары пришлись не по российским, а по сирийским объектам, и даже если удары были точными и никто из мирных жителей не пострадал, вряд ли эта атака доставила удовольствие  сирийцам и уж точно не рассматривалась ими как захватывающий голливудский  боевик. Нельзя восхищаться тем, что приносит страдания ни в чем не повинным людям.

Кстати, тот факт, что удары не наносились по российским военным базам и объектам,  не остался незамеченным. Россия  спешно увела подальше свои корабли и своих военнослужащих, что вызвало подозрения о тайном сговоре США и РФ. Если этот сговор действительно был, он косвенно доказывает постановочный характер, но, увы,  реальных военных атак. Постановочный в том смысле, что США  и РФ могут тайно договариваться за спиной всего мира, вот только договоренности имеют аморальный характер, т.к. страдают от них не сами США и РФ, их политики и военнослужащие, а простые люди. Сирия, так же как и Украина, оказалась игрушкой  и объектом борьбы двух крупных держав за геополитическое превосходство. Если аморальные договоренности состоялись, они также указывают на  предательство со стороны России, позволившей бомбардировки объектов своего стратегического партнера.  Если этих договоренностей не было, отход российских военнослужащих по­прежнему выглядит как предательство, ведь были уничтожены, как уверяет сирийское руководство,  заводы по производству лекарств против онкологических заболеваний. Далее можно лишь фантазировать. Что было бы, если бы авиаудары затронули российские военные базы?  Мир стал бы на грань третьей мировой войны. А что  будет, если предположения о химическом оружии в Сирии окажутся такой же «уткой», как в Ираке? США вновь извинятся перед всем миром, а вот украинский МИД вряд ли. Вот поэтому лучше не делать  непродуманных резких заявлений. Дипломатия должна быть рациональной  и осторожной. Разумеется, дружная ненависть к агрессору, каким является российское руководство, объясняет поведение многих стран, поддержавших военное решение США, но ведь оно тоже является  агрессией.

Сегодня все любят говорить о возвращении  эпохи «холодной войны». Нельзя войти в одну и ту же реку дважды, говорил мудрый древнегреческий  ученый Гераклит. Новая «холодная война» в любую минуту может превратиться в горячую, т.к.  новые политики, в отличие от прежних, ведут себя крайне безответственно. В ту послевоенную эпоху, названную «холодной войной», США и СССР бряцали друг перед другом оружием, накапливали его в немыслимых количествах, но никогда не применяли друг против друга и никогда не ввязывались в конфликты, происходившие  не в зоне их влияния. СССР не ввязался в американо­вьетнамский конфликт, хотя вел антиамериканскую пропаганду. США вели себя точно так в советско­афганском конфликте, ограничиваясь антисоветской пропагандой. Обе сверхдержавы делали все, чтобы не разгорелся новый мировой пожар.

Сегодня российские и американские политики в подметки не годятся своим предшественникам. Вот поэтому В. Путина уже называют новым С. Хуссейном, а  Д. Трампа – не просто  внесистемным политиком, а профаном и человеком с  улицы, случайно попавшим в большую политику. В. Путин коряво и неумело пытается восстановить биполярный мир, а Д. Трамп  перепутал бизнес с большой политикой. Две крупные державы закусили удила и пошли ва­банк для сохранения своего влияния в различных регионах мира. И даже первоначальная цель ­  борьба с ИГИЛ и мировым терроризмом – была отодвинута на второй план во имя амбиций этих держав. Такой  безответственности мир еще не знал. И как сдерживать опасных противников, тоже никто не знает. Ну, хотя бы не подыгрывать их непродуманным заявлениям.

Татьяна НИКОЛАЕВА