Боже, царя храни!

992
0

На  прошлой неделе состоялась инаугурация бессменного президента РФ В. Путина. Как всегда процедура вступления во власть происходила пышно, помпезно и подчеркнуто демонстративно. Иностранных гостей было немного, почетных не было вообще.

Почетными гостями  традиционно называют представителей тех стран, которые играют ведущую роль  на международной арене. Разумеется, почетными их называют  не для того, чтобы унизить другие страны, но что ж делать, если мировая политика отличается неоднородностью и неравномерностью развития. Всегда были, есть и будут  мировые лидеры, играющие  ведущую роль на международной арене, от которых ожидают повышенной ответственности за спокойствие и стабильность всего мира. Массовое отсутствие этих лидеров на инаугурации российского президента многие эксперты объяснили их совместным ответом на политику В.Путина, основанную на игнорировании международного права, попытке восстановить в каком-­то новом  виде Советский Союз и применении для этого методов, от которых цивилизованный мир давно отказался – военных захватов  и аннексий чужих территорий. Будем честны до конца, это справедливо наполовину. В мировой дипломатии существует неписаное правило: при  повторном, тем более неоднократном переизбрании на высший политический пост присутствие на торжественной инаугурации почетных гостей необязательно. Они ограничиваются  телефонным поздравлением и заочным рукопожатием с победителем.  Было бы очень опасным сигналом, если бы  эти почетные гости все­таки собрались на инаугурации г. Путина. Однако тревога и ожидание, какой будет политика В. Путина, наверняка присутствует не только в Украине.

В. Путин сделал заметный ход сразу же после инаугурации. Он предложил на пост премьера такого же бессменного Д. Медведева и изложил перед правительством программу шестилетнего развития России. Программа состоит из 16 направлений, отличающихся повышенной амбициозностью и полностью сосредоточенных на внутренней политике. Многие амбициозные цели не грех было бы заимствовать и украинской власти, например, снижение бедности в 2 раза и выход российской экономики в пятерку  сильнейших экономик мира. В. Путин не стал ориентировать правительство  на иностранные кредиты, как это делает украинская власть,  но, возможно, потому что отдавать их придется самому г. Путину. Конечно, согласно российской        Конституции полномочия г. Путина завершатся к 2023 г. и он не сможет баллотироваться еще раз, но ведь это не преграда для него. Помните,  в 2014 г. прямо накануне выборов в России была изменена Конституция, и срок правления президента был продлен  на два года, т.е. до шести лет. В.Путин обеспечил себе  12­летний срок правления. Никто не удивится, если российская Конституция будет в очередной раз изменена, например, как в Китае, в котором нынешний председатель КПК и Госсовета получил пожизненную власть, причем под «бурные и продолжительные» аплодисменты Всекитайского народного собрания. Такие же «бурные и продолжительные» аплодисменты обеспечены и г.Путину.

Если основное внимание «нового­старого» президента будет сосредоточено на внутренней политике, что может ждать Украину и ослабнет ли российское давление на востоке Украины? Вряд ли.  Скорее всего, политика г.Путина в отношении Украины ожесточится. Д.Трамп тоже пришел к власти под лозунгом «Америка прежде всего», но очень скоро он втянулся в сирийский, иранский и корейский конфликты и поддержал «холодную войну» с Россией. Сверхдержавам сложно отказаться от лидерских позиций в  мире, да и не отвечать на внешние вызовы тоже нельзя, но в противостоянии сверхдержав малые и средние государства часто становятся жертвами.

Для г.Путина украинское и сирийское направления остаются важнейшими в геополитическом плане. Украина – это ближайший сосед, на которого Россия всегда делала крупные ставки. Украина – это последний плацдарм, через который НАТО может вплотную приблизиться к российским границам. По крайней мере, Россия этого очень боится.  Заверения НАТО о недоступности этого альянса для Украины воспринимаются в России как обман и сознательное манипулирование. Проявлением этого манипулирования являются поставки американского оружия в Украину, и несмотря на американский запрет использовать его в российско­украинском конфликте, сам факт поставок оружия является  дразнящим Россию фактором.

Сирия – это последний российский плацдарм в стратегически важном регионе Ближнего Востока. Россия давно потеряла доверие мусульманских стран, через которые она контролировала Ближний Восток в годы первой «холодной» войны, поэтому  сохранение своего влияния в Сирии – дело чести г.Путина. Внешнеполитические амбиции российского лидера очень высоки, и серьезные провалы во внешней политике лишь ужесточают его действия. Самым серьезным провалом для него стал хлипкий Таможенный Союз, который  так и не вышел за пределы России, Беларуси и Казахстана и который показал тщетность возрождения СССР под эгидой России. Платой за агрессивную политику  против Грузии и Украины стали санкции, которые, несомненно,  будут замедлять экономический рост России. Все эти провалы  во внешней  политике будут компенсироваться патриотической риторикой, которая будет находить поддержку у большинства населения. Страдать и проклинать могущественного царя будут лишь те, кто потерял своих близких в бесконечных войнах, которые ведет Россия в разных частях света. Но в России хорошо знают, как заставить замолчать этих людей. Противостоять путинскому диктату можно лишь эффективной украинской политикой, которой пока, увы, нет.

Татьяна  НИКОЛАЕВА