Громкие саммиты и скромные перспективы

720
0

На прошлой неделе мир с напряжением наблюдал за двумя международными событиями. В Брюсселе прошел очередной саммит НАТО и 20-­й юбилейный саммит «УкраинаЕС». Главное внимание, конечно, было приковано  к саммиту НАТО, на котором разразился если не скандал, то весьма драматичный  сценарий, главным персонажем которого стал  ДТрамп.

Нужно отдать должное американскому  президентунесмотря на проблемы с собственной репутацией на  Родине и не утихающими скандалами  вокруг  его избирательной кампании, он твердо выполняет предвыборные обещания. Одним из его обещаний был пересмотр финансирования НАТО, и кто бы мог подуматьно Д.Трамп своего добился. Он потребовал от всех 29­ти членов альянса увеличения затрат на оборону  и НАТО. Если раньше почти на 90% содержание НАТО обеспечивали США, то теперь с легкой руки Д.Трампа восторжествует равенстводля обеспечения которого всем странам НАТО придется увеличивать военные расходы до  4% от ВВП и 2% отстегивать на содержание альянса. С одной стороны, Д.Трамп правСША не могут быть вечными донорами. С  другой стороны, увеличение  военных расходов не добавит миру спокойствия и  стабильностиа скорее всколыхнет новую гонку вооружений. 

Здесь есть,  о чем задуматься и Украине с ее устремлениями в НАТО, хотя точнее было бы  сказать ­ с устремлениями Порошенко. Готова ли Украина выделять из своего полупустого бюджета 2% на содержание НАТО? Надеяться на снисхождение и поблажки после демарша Д.Трампа не придется. Впрочем, если сегодня количество сторонников вступления Украины в Альянс резко сократилось до 45­47%, то после требования 2% отчисления от МВП этих сторонников может стать еще меньше. Правда,   можно было бы не задумываться обо всем этом потому, что нас по­прежнему  никто не зовет в НАТО, но знать подобные перспективы нашим людям не мешает. На 20­минутной встрече Д.Трампа с П.Порошенко о членстве Украины в этом блоке, разумеется, не было и речи, да и генсек НАТО Е.Столтенберг вежливо и уважительно поприветствовал украинские устремления в НАТО, но никаких обещаний по­прежнему не дал. Зато Е.Столтенберг  упомянул Сербию,  в  которой сложилась похожая ситуация. Население Сербии явно не торопится в НАТО, и генсек четко сказал: без решения сербского народа на  референдуме ни о каком членстве Сербии в Альянсе не может идти речь. Украинскому президенту  стоит обратить внимание на эту фразу, которая означает, что одного желания П.Порошенко для вступления Украины в НАТО недостаточно.

На короткой встрече Д.Трампа  с П.Порошенко, содержание которой до конца неизвестно, скорее всего, говорилось о Северном газовом потоке №2, против которого выступает и американское, и украинское руководство.  Здесь у нас появилась слабая надежда на то, что своей твердой позицией, перед которой пасуют европейские лидеры, Д.Трамп сможет как­то повлиять если не на отказ России от запуска этого проекта, то хотя бы на его приостановку. Однако нужно понимать и то, что в этом вопросе Д.Трамп будет иметь дело не только с  покладистыми европейскими лидерами, но и с  таким же, как он сам, жестким непримиримым В.Путиным. Да и нам не стоит обольщаться: выступая против этого проекта, Д.Трамп заботится не об украинских национальных интересах, а о продвижении американского  сжиженного газа  в Европу, который будет  намного дороже российского. На  саммите «Украина – ЕС» Д.Туск отметил, что приостановить этот поток будет очень сложно и именно по этой причине. Наш президент прав в том, что это  ­ геополитический проект, направленный против Украины, но не прав, называя его  некоммерческим. Для европейских стран, увы, это вполне коммерческий и очень выгодный проект. Европейские страны на словах сочувствуют Украине, но на деле откупаются от нее очередным кредитом в 1 млрд евро.

На совместной пресс­конференции П.Порошенко, Д.Туска и Ж.­К.Юнкера во время работы саммита «Украина – ЕС» европейских журналистов интересовал все тот же проект  «Северный поток», хотя они вежливо выслушали красноречивые рассказы П.Порошенко  о впечатляющих реформах в Украине. Украинский президент обошел стороной  резолюцию Совета Европы, осуждающую давление на свободу слова в Украине, и запрет некоторых сайтов, которые он считает неблагонадежными. В противовес судебной реформе П.Порошенко потребовал разрешения ВР без решения суда запрещать некоторые сайты, а на собственном сайте уже выложил перечень тех электронных ресурсов, которые прекратили функционирование и без решения суда, и без разрешения  парламента. А  ведь так называемые  реформированные суды по­прежнему находятся в его руках, зачем же было отказываться хотя бы от  видимости демократии? Выдал бы реформированный суд необходимое президенту решение, и были бы, как говорится, и волки сыты, и  овцы целы.

Главным своим достижением, представленным на саммите, П.Порошенко назвал  борьбу с коррупцией. Вот только Д.Туск и Ж.­К.Юнкер продолжали прозрачно намекать на ее высокий уровень в Украине. И, глядя на судебную реформу, можно  увидеть печальную судьбу антикоррупционного суда.  Можно какое­то время заговаривать зубы Европе, но дома своим  избирателям это делать все сложнее или даже невозможно.

Татьяна  НИКОЛАЕВА