Самым резонансным событием прошедшей недели стала смерть Е.Гандзюк херсонской активистки. В стране начался настоящий ажиотаж, которого не было даже после трагического июльского события, когда Екатерина была облита концентрированной кислотой и получила ожоги 30% тела. Информация о ее болезни, перенесенных операциях, страданиях от адской боли периодически поступала в СМИ в виде сухих новостных сообщений. Ее смерть взорвала страну, главным образом политиков, и столь бурная их реакция вызвала даже кратковременное подозрение, а была ли смерть Е.Гандзюк в стенах больницы естественной и не наступила ли она от рук убийц прямо на больничной койке? Затем появилась более грустная мысль: нужна именно смерть героя, чтобы заставить политиков забыть обо всем и начать бурную деятельность по поимке убийц
Депутаты стали настаивать на создании временной следственной комиссии. 6 ноября на заседание ВР явились представители всех силовых органов. Как отметили депутаты, раньше их сюда невозможно было затянуть никакими силами и уговорами, а тут вдруг сами явились и без особых приглашений. Многие политики не скрывали недоумения, почему именно эта смерть стала такой резонансной. Сколько было убито или побито журналистов, сколько гибнет простых людей от рук убийц и нарастающего криминала, но именно смерть херсонской активистки вызвала такую бурную и, как не совсем корректно выразились некоторые политики, неадекватную реакцию. Думаю, что смерть любого человека, особенно от рук бандитов, должна вызывать подобную реакцию, но, видимо, силовые органы поняли, что смерть Е.Гандзюк стала последней каплей в море претензий к ним со стороны общественности. Ни одно резонансное преступление последних пяти лет не было раскрыто до конца. В лучшем случае, находили и даже сажали исполнителей преступлений, иногда мелькали имена организаторов, но никогда не находили заказчиков убийств. Даже показательное псевдоубийство журналиста А.Бабченко тихонько сошло на нет, хотя живой «заказанный» человек мог дать огромную информацию для раскрытия преступления. Такое торможение на заказчиках преступлений вызывает законное подозрение либо в бессилии и непрофессионализме правоохранительных органов, либо в их способности найти заказчика, но неспособности наказать его. Такими неприкасаемыми заказчиками могут быть лишь сильные мира сего.
6 ноября ВР посвятила практически весь рабочий день созданию следственной комиссии и грубой перебранке депутатов с генпрокурором Ю.Луценко, который даже пригрозил уходом в отставку, т.к. он не держится за власть, но ему сильно мешают своим криком и PRом депутаты. Всегда эмоциональный Юрий Витальевич на сей раз просто превзошел себя – такого его крика и потока брани в зале ВР не слышал ни один базар мира. Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. Существует понятие топменеджеров, которое в большинстве случаев сводится к занятию высших ступеней должностной иерархии. В США сложилось другое представление о топменеджерах – это специалисты, свободно перетекающие из бизнеса в науку, политику, государственную службу и наоборот и способные успешно работать в любой сфере. Ю.Луценко близок к этому американскому пониманию топменеджеров. У него отличные организаторские и административные способности, он досконально изучает порученную ему сферу и своей огромной работоспособностью мог бы доказать, что является таким топменеджером. Но излишняя эмоциональность, несдержанность, склонность к грубости и непринятие критики явно мешают его успеху. Сам же Ю.Луценко умеет критиковать и далеко не всегда это делает корректно. Он обвинил депутатов в ненужном вмешательстве в дела следственных органов и заявил, что депутатская комиссия будет лишь мешать профессиональному расследованию. Журналистов он обвинил в обнародовании тех материалов, которые помогли преступникам спрятать все концы в воду. Но ведь эти материалы журналисты получают от правоохранительных органов и без их специального разрешения не могут ими пользоваться. Если ктото давал подобное разрешение, то стоит ли делать журналистов и депутатов крайними?
Однако нельзя не согласиться с г.Луценко в том, что следственная комиссия ВР вряд ли серьезно поможет профессиональному расследованию убийства Е.Гандзюк. Да и сами депутаты вычислили другую правду – без принятия закона о следственных комиссиях их работа и выводы всегда будут бесполезными. А вот принятие закона о следственных комиссиях несет прямую угрозу президенту, т.к. в этом законе может появиться механизм осуществления импичмента. Кстати, посвящение целого рабочего дня созданию следственной комиссии по факту смерти Е.Гандзюк косвенно сработало на пользу депутатов. Они выиграли еще один рабочий день и отодвинули опасную тему снятия депутатской неприкосновенности. Получается, что закон об импичменте не выгоден президенту, а снятие неприкосновенности – самим депутатам.
Ю.Луценко тоже знал, что делал, когда пригрозил уходом в отставку. На его защиту стала коалиция, а спикер смело поставил на странное «рейтинговое» голосование предложение об отставке г.Луценко. Как и следовало ожидать, голосов для отставки не хватило, и спикер не стал требовать от депутатов вернуться в зал и проголосовать «как нужно». На сей раз «как нужно» проголосовали с первого раза. На этом рабочий день ВР был завершен, и все успокоились. Ну, а найдут ли правоохранительные органы вместе с депутатской комиссией заказчиков убийства Е.Гандзюк вопрос риторический.
Татьяна НИКОЛАЕВА