7 декабря Украина отмечает День местного самоуправления. Леонид Кучма решил даровать работникам мэрий и депутатам свой профессиональный праздник по случаю принятия в декабре 1990 года закона о местном самоуправлении. К тому времени уже был принят новый Закон о местном самоуправлении от 21.05.1997 г. Последний — один из самых любимых нардепами для правок — его с тех пор более 130 раз кроили и перекраивали
НАМ СОЛНЦА НЕ НАДО, НАМ ГРЕЧКУ ДАВАЙ?
Как результат, в ходе парламентских торгов наше самоуправление представляет собой Власть Советов, хорошенько сдобренную благоприятными условиями для местечкового политиканства и безответственности. Сессию ведь не посадишь.
И пусть многие предупреждали, что партийные списки по выборам в городах к добру не приведут, а бывший мэр Бердянска и народный депутат Валерий Баранов вообще утверждал, что «канализация партийности не имеет», все остается, как и задумывалось. Т.е. торг здесь уместен! При расстановке кадров на хозяйственные должности, выделении городских земель и т.д.
В 1188 году появилось Магдебургское право, т.е. местное самоуправление, независимое от феодала, которому принадлежала земля под городом. Последние просто откупались от сюзерена и даже короля некой фиксированной суммой или процентом, а все остальные городские деньги были вправе тратить по своему усмотрению.
И вот только спустя более чем 900 лет, говорят, мы начали приближаться к заявленному стандарту. А ведь еще пять лет назад города в лице мэров и глав департаментов месяцами утрясали цифры своего бюджета в Минфине. Ведь из Киева лучше видно, какую яму в асфальте даже на поселковой улице нужно залатать…
Не менее страшным по своим последствиям является фактическое воспитание «нового типа» избирателя. Программы и проекты во время избирательной кампании мало кого интересуют. «Гречка сегодня и сейчас!» — вот девиз многих кандидатов и их избирателей. Но как тут не вспомнить художника Пояркова: «Продал свой голос и еще потом желаешь, чтобы его покупатель сделал что-то разумное, доброе и вечное?»…
ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ РОСТА
— Вы обрисовали совсем не праздничную картину, — не согласился с оценками наш собеседник Александр Константинов. — Формально многое так и выглядит, но в действительности местное самоуправление живо. А существующие проблемы давайте назовем проблемами роста.
Наша справка. Константинов Александр Александрович. 42 года. Родился и вырос в Бердянске. По образованию менеджер в производственной сфере (Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь), работал в родном городе, Мариуполе, Киеве, с 2010 года — директор строительно-хозяйственного гипермаркета «Эпицентр К», г. Запорожье. Депутат Запорожского горсовета (с 2015 г.), лидер фракции «Солидарность». Прием избирателей — каждый четвертый четверг, гимназия №2.
,Касательно последнего Вашего тезиса, то проблема существует. Не только запорожцы, но, по моему мнению, и все жители Украины абсолютно неправильно понимают функции депутатов. Закон что определил? Развитие города, обеспечение его жизнедеятельности, формирование бюджета и контроль за его исполнением. У горожан же самый распространенный вопрос: «Что ты нам можешь хорошего сделать?». Вот предвыборная встреча — примерно полсотни избирателей во дворе. Я объясняю, как собираюсь развивать город, его инфраструктуру, решать вопрос с образованием, медициной и создавать рабочие места. А мне с порога отвечают: «Если ты поставишь нам детскую площадку, тогда мы за тебя проголосуем. Может быть»…
А вот другой пример. В 20І5 году я баллотировался и по городскому, и по областному округам. Так вот в последнем случае наибольшее количество голосов набрал кандидат, которого на округе никто не видел, но везде маячила политическая реклама его партии. И вышло, что я, общаясь каждый день с людьми, проиграл…
Поэтому соглашусь с Вами в том, что каждый избиратель должен максимально ответственно подходить к своему гражданскому долгу.
Теперь о том, что постепенно меняется, и, как я полагаю, в лучшую сторону. Например, процесс упомянутой Вами децентрализации. Это, в первую очередь, финансы, полномочия и ответственность. Бюджет города Запорожья в 2014
году был в пределах 3 млрд грн., а в 2018 году — 9,4 млрд грн. Т.е. почти в 3 раза больше денег В целом по стране доля местных бюджетов в общем сводном бюджете государства выросла с 30% до 52%.
А ведь это в ситуации роста расходов на оборону и безопасность и решения многих инфраструктурных проблем. Например, дорога Запорожье-Днепр впервые за несколько десятков лет отремонтирована. На 2019 год утверждена программа строительства сельских амбулаторий, здесь тоже четверть века никто ничего не делал.
Что касается города, то у нас ведутся ремонты дорог, в частности, Набережной магистрали, ремонты домов и лифтов, расширение Вознесеновского парка, закупка автобусов большой вместимости, и все это результат децентрализации.
ГОРОДУ НУЖНЫ ПРОФЕССИОНАЛЫ
- Еще вернусь к выборам, — продолжил А. Константинов. — Избирательная система построена так, что до сих пор решающую роль играют финансовые ресурсы. То есть не только сотни билбордов и те же детские площадки, но пункты питания при Дворцах культуры, организованные теми или иными партиями. И тут выскажу свое мнение о том, что выборы должны быть и беспартийными, и по мажоритарным округам. Мне вообще кажется, что городской совет должен формироваться не на партийной основе.
Ибо к чему приводит существующая ситуация? К дефициту профессионализма в депутатском корпусе и в исполнительных структурах. Здесь проблема и отсутствия соответствующего образования, и низкого уровня квалификации. А в условиях, когда органам местного самоуправления переданы значительные финансовые ресурсы и полномочия, таким специалистам выполнять свои функции затруднительно.
К сожалению, сегодня у городских властей нет полного понимания, что их функция — в обеспечении развития города, в т.ч. в зарабатывании денег в бюджет Запорожья. Здесь часто царит вчерашняя психология. Т.е. мысли лишь о том, как потратить те деньги, которые уже есть, и получить дополнительные дотации и субвенции из госбюджета.
Я вот уже три года работаю в депутатской комиссии по вопросам социально-экономического развития, бюджета и финансов (ее все называют бюджетной). Практически вся ее деятельность сводится именно к тому, как распределить имеющиеся средства. Но никак не ведется работа в направлении увеличения доходов бюджета с точки зрения создания рабочих мест и соответствующего увеличения поступления от налогов. О том, как привлечь инвесторов, тоже никто не думает.
Как по мне, то задача №1 и мэра, и горсовета, и исполкома, и всех коммунальных предприятий — это поиск инвестора. Сегодня города ведут конкурентную борьбу между собой за привлечение финансовых ресурсов и за привлекательность для людей. Изучая опыт других регионов, вижу, что там так и происходит — это работа с инвесторами и сохранение, как минимум, того количества населения, которое есть. Нужно сделать Запорожье настолько успешным и привлекательным, чтобы обеспечить переток жителей других городов к себе.
Мы же сегодня эту борьбу полностью проигрываем. Все знают, что Запорожье и область занимают одно из первых мест по количеству отрицательной миграции населения. Люди уезжают не только за пределы страны, но и в другие города, которые создают более комфортные условия для жизни и самореализации. Это — и журналисты, и люди искусства, и предприниматели, и молодежь. Мне грустно слышать от людей, что их дети, которые только подрастают, мечтают, как минимум, учиться за границей, а лучше уехать из Запорожья навсегда, ибо здесь экологическая ситуация неблагоприятная, а кроме того, уровень развития инфраструктуры, медобслуживания и возможности для самореализации крайне низки.
Да, соглашусь, что такие проблемы не только у нас. Но они в разных городах так или иначе решаются. Это четко видно по рейтингам, составленным авторитетными агентствами. К сожалению, Запорожье по показателям инвестиционной привлекательности и комфортности проживания находится во второй половине списка областных центров…
- Но вы ведь тоже власть?
- Да, но наша фракция «Солидарность» — в меньшинстве. Почему я выше говорил о беспартийности депутатов? Сегодня большинство («Оппозиционный блок», «Наш Край» и «Новая политика») даже дельное предложение не принимают лишь потому, что оно ис
- ходит от депутатов меньшинства.
Вот конкретные примеры. Я — автор проекта решения «Про прозорий бюджет міста Запоріжжя». Мы его принимали почти год. А ведь это абсолютно не политический проект, когда на сайте мэрии любой горожанин может видеть, откуда берется каждая копейка в бюджете и куда она тратится. В т.ч. размещена карта отремонтированных дорог, суммы расходов, подрядчик, а еще — сколько потратили на автопарк горсовета, какая зарплата у учителя и т.д. Видно, и кто наибольший плательщик налогов в городе. И только спустя год этот проект проголосован.
Я был также инициатором проекта о создании института развития города. И здесь имеем год проволочек со стороны большинства. Та же история с моей инициативой сделать весовые на въездах в Запорожье, ибо иногородние большегрузы разрушают дороги, которые ремонтируются за счет города — 0,5 млрд грн. за три года. Но и здесь наблюдалось полгода проволочек. Тем не менее, мы не сдаемся, генерируем идеи и проекты, добиваемся их принятия.
Завершая тему профессионалов в решении городских проблем, отмечу хороший канадский опыт. Там тоже мэр- политик и депутаты-политики, но существует институт менеджера города. Т.е. хозяйственника, который управляет работой городской инфраструктуры и назначает соответствующих специалистов на должности руководителей коммунальных предприятий.
Все это позволяет исключить влияние политики, межпартийных распрей и прочего на чисто технологические процессы. От политической конъюнктуры в Канаде не страдают дороги, канализация и многое другое. И очень часто менеджер города работает десятилетиями, при нем меняется несколько мэров. А последние с депутатами формируют стратегию развития города, которую потом выполняют эти менеджеры, и занимаются решением других политических вопросов.
В БУДУЩЕЕ — С НАДЕЖДОЙ
— Нельзя сказать, что у нас все стоит в этом плане на месте, — заметил глава фракции «Солидарность». — С 2016 года в нашем горсовете внедрен процесс открытого персонального голосования. В предыдущих созывах нельзя было это увидеть, но сейчас все выводится на экран и на сайт горсовета. Это к вопросу о том, кто с кем и о чем торгуется. Сегодня в этом плане больше гласности, и результаты голосования доступны каждому горожанину. Ему остается только ответственно относиться к своему волеизъявлению на следующих выборах, чтобы те, кто делает из своего присутствия в горсовете бизнес, политически ответили за это. Т.е., чтобы они в сессионном зале больше не появились.
Значительно уменьшилось количество и т.н. пакетных голосований. Когда одним нажатием кнопки принимают едва ли не десятки сессионных вопросов. Сегодня пакетом принимается только два вида решений — материальная помощь и земельные вопросы. Мы настаиваем, чтобы последние тоже были более прозрачными. Тем более что на комиссии эти вопросы подаются очень поздно, и у депутатов нет времени даже на ознакомление с документами.
И уже последнее. Вопросы сессии, принятые с нарушениями, можно отменить. Нужно только грамотно и своевременно пользоваться существующим законодательством. Например, в случае, когда проект решения не был обнародован за 20 рабочих дней до сессии, то он может быть признан судом принятым с нарушениями законодательства. А если проект вообще не соответствует законам Украины, то его тем более можно отменить через суд. Просто громаде нужно больше проявлять активность и постоянно контролировать власть. Других рецептов здесь просто нет…
Беседу вела Светлана ТРЕТЬЯК