Александр Константинов: у города есть будущее, если он будет строить его сегодня

701
0

7 декабря Украина отмечает День местного самоуправления. Леонид Кучма решил даровать работникам мэрий и депутатам свой профессиональный праздник по случаю принятия в декабре 1990 года закона о местном самоуправлении. К тому времени уже был принят новый Закон о местном самоуправлении от 21.05.1997 г. Последний — один из самых любимых нардепами для правок — его с тех пор более 130 раз кроили и перекраивали

НАМ СОЛНЦА НЕ НАДО, НАМ ГРЕЧКУ ДАВАЙ?

Как результат, в ходе парламентских торгов наше самоуправление представляет собой Власть Советов, хорошенько сдобренную благоприятными условиями для местечкового политиканства и безответственности. Сес­сию ведь не посадишь.

И пусть многие предупреждали, что партийные списки по выборам в городах к добру не приведут, а бывший мэр Бердянска и народный депутат Валерий Баранов вообще утверждал, что «канализация партийности не имеет», все остается, как и задумывалось. Т.е. торг здесь уместен! При расстановке кадров на хозяйственные должности, выделе­нии городских земель и т.д.

В 1188 году появилось Магдебургское право, т.е. мест­ное самоуправление, независимое от феодала, которому принадлежала земля под городом. Последние просто от­купались от сюзерена и даже короля некой фиксированной суммой или процентом, а все остальные городские деньги были вправе тратить по своему усмотрению.

И вот только спустя более чем 900 лет, говорят, мы на­чали приближаться к заявленному стандарту. А ведь еще пять лет назад города в лице мэров и глав департаментов месяцами утрясали цифры своего бюджета в Минфине. Ведь из Киева лучше видно, какую яму в асфальте даже на поселковой улице нужно залатать…

Не менее страшным по своим последствиям является фактическое воспитание «нового типа» избирателя. Про­граммы и проекты во время избирательной кампании мало кого интересуют. «Гречка сегодня и сейчас!» — вот девиз многих кандидатов и их избирателей. Но как тут не вспом­нить художника Пояркова: «Продал свой голос и еще потом желаешь, чтобы его покупатель сделал что-то разумное, доброе и вечное?»…

ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ РОСТА

— Вы обрисовали совсем не праздничную картину, — не согласился с оценками наш собеседник Александр Константинов. — Формально многое так и выглядит, но в действительности местное самоуправление живо. А суще­ствующие проблемы давайте назовем проблемами роста.

Наша справка. Константинов Александр Алексан­дрович. 42 года. Родился и вырос в Бердянске. По об­разованию менеджер в производственной сфере (При­азовский государственный технический университет, г. Мариуполь), работал в родном городе, Мариуполе, Киеве, с 2010 года — директор строительно-хозяйствен­ного гипермаркета «Эпицентр К», г. Запорожье. Депутат Запорожского горсовета (с 2015 г.), лидер фракции «Со­лидарность». Прием избирателей — каждый четвертый четверг, гимназия №2.

,Касательно последнего Вашего тезиса, то проблема существует. Не только запорожцы, но, по моему мнению, и все жители Украины абсолютно неправильно понимают функции депутатов. Закон что определил? Развитие горо­да, обеспечение его жизнедеятельности, формирование бюджета и контроль за его исполнением. У горожан же самый распространенный вопрос: «Что ты нам можешь хо­рошего сделать?». Вот предвыборная встреча — примерно полсотни избирателей во дворе. Я объясняю, как собира­юсь развивать город, его инфраструктуру, решать вопрос с образованием, медициной и создавать рабочие места. А мне с порога отвечают: «Если ты поставишь нам детскую площадку, тогда мы за тебя проголосуем. Может быть»…

А вот другой пример. В 20І5 году я баллотировался и по городскому, и по областному округам. Так вот в последнем случае наибольшее количество голосов набрал кандидат, которого на округе никто не видел, но везде маячила по­литическая реклама его партии. И вышло, что я, общаясь каждый день с людьми, проиграл…

Поэтому соглашусь с Вами в том, что каждый избира­тель должен максимально ответственно подходить к своему гражданскому долгу.

Теперь о том, что постепенно меняется, и, как я полагаю, в лучшую сторону. Например, процесс упомянутой Вами децентрализации. Это, в первую очередь, финансы, полно­мочия и ответственность. Бюджет города Запорожья в 2014

году был в пределах 3 млрд грн., а в 2018 году — 9,4 млрд грн. Т.е. почти в 3 раза больше денег В целом по стране доля местных бюджетов в общем сводном бюджете госу­дарства выросла с 30% до 52%.

А ведь это в ситуации роста расходов на оборону и без­опасность и решения многих инфраструктурных проблем. Например, дорога Запорожье-Днепр впервые за несколько десятков лет отремонтирована. На 2019 год утверждена программа строительства сельских амбулаторий, здесь тоже четверть века никто ничего не делал.

Что касается города, то у нас ведутся ремонты дорог, в частности, Набережной магистрали, ремонты домов и лифтов, расширение Вознесеновского парка, закупка автобусов большой вместимости, и все это результат де­централизации.

ГОРОДУ НУЖНЫ ПРОФЕССИОНАЛЫ

  • Еще вернусь к выборам, — продолжил А. Константинов. — Избирательная система построена так, что до сих пор решающую роль играют финансовые ресурсы. То есть не только сотни билбордов и те же детские площадки, но пун­кты питания при Дворцах культуры, организованные теми или иными партиями. И тут выскажу свое мнение о том, что выборы должны быть и беспартийными, и по мажоритар­ным округам. Мне вообще кажется, что городской совет должен формироваться не на партийной основе.

Ибо к чему приводит существующая ситуация? К дефициту профессионализма в депутатском корпусе и в исполнитель­ных структурах. Здесь проблема и отсутствия соответству­ющего образования, и низкого уровня квалификации. А в условиях, когда органам местного самоуправления переданы значительные финансовые ресурсы и полномочия, таким спе­циалистам выполнять свои функции затруднительно.

К сожалению, сегодня у городских властей нет полного понимания, что их функция — в обеспечении развития го­рода, в т.ч. в зарабатывании денег в бюджет Запорожья. Здесь часто царит вчерашняя психология. Т.е. мысли лишь о том, как потратить те деньги, которые уже есть, и полу­чить дополнительные дотации и субвенции из госбюджета.

Я вот уже три года работаю в депутатской комиссии по вопросам социально-экономического развития, бюджета и финансов (ее все называют бюджетной). Практически вся ее деятельность сводится именно к тому, как распре­делить имеющиеся средства. Но никак не ведется работа в направлении увеличения доходов бюджета с точки зрения создания рабочих мест и соответствующего увеличения поступления от налогов. О том, как привлечь инвесторов, тоже никто не думает.

Как по мне, то задача №1 и мэра, и горсовета, и испол­кома, и всех коммунальных предприятий — это поиск инве­стора. Сегодня города ведут конкурентную борьбу между собой за привлечение финансовых ресурсов и за при­влекательность для людей. Изучая опыт других регионов, вижу, что там так и происходит — это работа с инвесторами и сохранение, как минимум, того количества населения, ко­торое есть. Нужно сделать Запорожье настолько успешным и привлекательным, чтобы обеспечить переток жителей других городов к себе.

Мы же сегодня эту борьбу полностью проигрываем. Все знают, что Запорожье и область занимают одно из первых мест по количеству отрицательной миграции населения. Люди уезжают не только за пределы страны, но и в другие города, которые создают более комфортные условия для жизни и самореализации. Это — и журналисты, и люди искусства, и предприниматели, и молодежь. Мне грустно слышать от людей, что их дети, которые только подрас­тают, мечтают, как минимум, учиться за границей, а лучше уехать из Запорожья навсегда, ибо здесь экологическая ситуация неблагоприятная, а кроме того, уровень развития инфраструктуры, медобслуживания и возможности для самореализации крайне низки.

Да, соглашусь, что такие проблемы не только у нас. Но они в разных городах так или иначе решаются. Это четко видно по рейтингам, составленным авторитетными агент­ствами. К сожалению, Запорожье по показателям инвести­ционной привлекательности и комфортности проживания находится во второй половине списка областных центров…

  • Но вы ведь тоже власть?
  • Да, но наша фракция «Солидарность» — в мень­шинстве. Почему я выше говорил о беспартийности депутатов? Сегодня большинство («Оппозиционный блок», «Наш Край» и «Новая политика») даже дельное предложение не принимают лишь потому, что оно ис­
  • ходит от депутатов меньшинства.

Вот конкретные примеры. Я — автор проекта решения «Про прозорий бюджет міста Запоріжжя». Мы его при­нимали почти год. А ведь это абсолютно не политический проект, когда на сайте мэрии любой горожанин может ви­деть, откуда берется каждая копейка в бюджете и куда она тратится. В т.ч. размещена карта отремонтированных дорог, суммы расходов, подрядчик, а еще — сколько потратили на автопарк горсовета, какая зарплата у учителя и т.д. Видно, и кто наибольший плательщик налогов в городе. И только спустя год этот проект проголосован.

Я был также инициатором проекта о создании института развития города. И здесь имеем год проволочек со стороны большинства. Та же история с моей инициативой сделать весовые на въездах в Запорожье, ибо иногородние больше­грузы разрушают дороги, которые ремонтируются за счет города — 0,5 млрд грн. за три года. Но и здесь наблюдалось полгода проволочек. Тем не менее, мы не сдаемся, генери­руем идеи и проекты, добиваемся их принятия.

Завершая тему профессионалов в решении городских проблем, отмечу хороший канадский опыт. Там тоже мэр- политик и депутаты-политики, но существует институт менеджера города. Т.е. хозяйственника, который управляет работой городской инфраструктуры и назначает соот­ветствующих специалистов на должности руководителей коммунальных предприятий.

Все это позволяет исключить влияние политики, меж­партийных распрей и прочего на чисто технологические процессы. От политической конъюнктуры в Канаде не страдают дороги, канализация и многое другое. И очень часто менеджер города работает десятилетиями, при нем меняется несколько мэров. А последние с депутатами формируют стратегию развития города, которую потом выполняют эти менеджеры, и занимаются решением других политических вопросов.

В БУДУЩЕЕ — С НАДЕЖДОЙ

— Нельзя сказать, что у нас все стоит в этом плане на месте, — заметил глава фракции «Солидарность». — С 2016 года в нашем горсовете внедрен процесс открыто­го персонального голосования. В предыдущих созывах нельзя было это увидеть, но сейчас все выводится на экран и на сайт горсовета. Это к вопросу о том, кто с кем и о чем торгуется. Сегодня в этом плане больше глас­ности, и результаты голосования доступны каждому го­рожанину. Ему остается только ответственно относиться к своему волеизъявлению на следующих выборах, чтобы те, кто делает из своего присутствия в горсовете бизнес, политически ответили за это. Т.е., чтобы они в сессион­ном зале больше не появились.

Значительно уменьшилось количество и т.н. пакетных голосований. Когда одним нажатием кнопки принимают едва ли не десятки сессионных вопросов. Сегодня пакетом принимается только два вида решений — материальная помощь и земельные вопросы. Мы настаиваем, чтобы по­следние тоже были более прозрачными. Тем более что на комиссии эти вопросы подаются очень поздно, и у депу­татов нет времени даже на ознакомление с документами.

И уже последнее. Вопросы сессии, принятые с наруше­ниями, можно отменить. Нужно только грамотно и своевре­менно пользоваться существующим законодательством. Например, в случае, когда проект решения не был обнаро­дован за 20 рабочих дней до сессии, то он может быть при­знан судом принятым с нарушениями законодательства. А если проект вообще не соответствует законам Украины, то его тем более можно отменить через суд. Просто громаде нужно больше проявлять активность и постоянно контроли­ровать власть. Других рецептов здесь просто нет…

Беседу вела Светлана ТРЕТЬЯК