Хозяйственный суд Запорожской области начал рассмотрение дела о восстановлении платежеспособности ЧАО «Запорожский автомобилестроительный завод». Причина – невозможность продолжать полноценную производственную деятельность в крайне неблагоприятных для отечественных промышленных предприятий условиях и, как следствие, выполнить взятые на себя ранее кредитные обязательства.
Как сообщает пресс-служба «ЗАЗ», критическая ситуация, в которой ЗАЗ находится уже несколько лет, обусловлена рядом политико-экономических и финансовых факторов. Прежде всего, отсутствие государственной стратегии развития промышленности, потеря внешних рынков сбыта и беспрецедентное падение внутреннего рынка новых автомобилей в результате массового безналогового ввоза подержанных машин из Европы.
Ситуация усугубляется также экспансией дешевых автомобилей из стран постсоветского пространства, субсидирующих развитие собственного автопроизводства и предлагающих украинским потребителям новые автомобили по цене ниже себестоимости – в нарушение правил ВТО.
Ключевым финансовым фактором стала стремительная девальвация национальной валюты, которая привела к тому, что задолженность по долгосрочным долларовым кредитам, использованным на техническое перевооружение производства, автоматически возросла в несколько раз. В ходе переговоров с кредиторами, которые ведутся с марта 2015 года, ЗАЗу удалось достигнуть ряда договоренностей о реструктуризации задолженности и отсрочке выплат. Однако в условиях практически полной остановки производства это не решает проблему погашения общего долга.
Несмотря на тяжелое финансовое положение, ЗАЗ не имеет текущей задолженности по заработной плате, коммунальным и фискальным платежам. Все обязательства перед партнерами и поставщиками выполняются в полном объеме и в срок.
ЗАЗ и сегодня может производить до 150 тысяч легковых автомобилей в год: предприятие располагает современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом, прошло несколько этапов глубокой модернизации производства и оптимизации затрат.