Скотская жизнь на улице: «Кто поверит запорожским бездомным?»

2637
0

В Запорожье, как и в любом другом городе, живут бездомные люди. У каждого из них свои причины оставаться на улице — добровольные или вынужденные. Зачастую такие люди попадают в неприятные жизненные ситуации, подавляющие волю, и просто мирятся с обстоятельствами. У некоторых из них нет документов, что затрудняет поиск работы и жилья.

Отношение общества к людям без определённого места жительства известно своей нетерпимостью. Сочувствующих мало, помогающих – ещё меньше; как правило, запорожцы говорит, что «бездомные сами виноваты в своём положении».

Сами виноваты

Все мы любим кушать куличи на Пасху, праздновать Рождество христово на широкую ногу – в эти дни храмы полны «верующих», но как только речь заходит о помощи ближнему – по тем же христианским и гражданским позициям, мгновенно поток людской благости и любви перекрывается и обездоленные «сами виноваты». Более того, мы, по какой-то неведомой причине, любим делать выводы и «ставить крест» на человеке, говоря, что «помочь невозможно», «горбатого могила исправит» и «бомж снова вернётся на улицу». Однако жизнь и практика показывает, что это далеко не так.

Один из случаев имел место буквально месяц назад. Как сообщал ранее Верже, доброе человеческое отношение и умение довести дело до конца спасло жизнь 60-летнего Алексндра Жмаева, который замерзал на улице в Шевченковском районе. Тогда местная жительница Юлия Глимязенко не прошла мимо. Девушка опубликовала пост на своей странице в Фейсбуке о том, что мужчине, который остался без крыши над головой, срочно требуется помощь. По её словам, человек живёт возле стеклоприёмника по улице Бочарова довольно давно: он не пьёт, не агрессивен, идёт на контакт. Главным его занятием является чтение книг.

Как позже выяснилось, Александр имел криминальное прошлое. Жильё пожертвовал родственникам, которые не приняли его после тюремного заключения. Мужчина не стал вести борьбу с родными, работу после «отсидки» найти было не так-то просто, Он стал бомжевать. Однако и на дорогу криминала более не вернулся – погрузился в литературу.

«Александр живёт на улице уже давно. Как стало известно из его слов, в своё время он вернулся из тюрьмы (где был 15 лет) и потерял жильё, поскольку родственники из квартиры по ул. Рустави в Осипенковском микрорайоне его выписали. Мужчина стал бомжевать (в последнее время «жил» по ул. Бочарова, 3), но спиртного не употреблял, преступной деятельностью после отсидки и потери документов не занимался. В основном, на мелкий харч Александр зарабатывал сдачей вторсырья из мусорных контейнеров, да жил на подачки. Время тратил на чтение книг», — писали мы о ситуации Александра.

После того, как запорожанка опубликовала свой пост, подключились другие активисты и журналисты. В частности, нам в районной администрации пообещали тогда, что мужчину с улицы заберут и помогут пройти лечение. Через несколько дней бездомного доставили в 8-ю больницу, где медики взялись за лечение мужчины от пневмонии и обморожения ступней. Всё это время Юлия Глимязенко сопровождала своего подопечного, держала связь с активистами и журналистами.

Однако мало помочь человеку в лечении и дать текущий кусок хлеба, для того, чтобы возродить желание жить у человека, проведшего не один год на улице, а также вернуть веру в людей, ему необходимо помочь адаптироваться в социуме. Потому после больницы активисты помогли бывшему бездомному устроиться в запорожском храме УХЦ «Новое поколение».

«Прекрасная новость, друзья!!! Когда Саша вылечился, зав. отделением терапии не выставил его на улицу, а ждал, когда я найду ему дом и заберу его. Наконец, дом нашёлся. Я приехала в больницу за Сашей. Медсестры и санитары нашли ему одежду. А выписка уже ждала меня в ординаторской. Мы доехали до Иванова. Саша вышел первый и неожиданно для меня подал мне руку. Потом поехали до Металлургов. Я ему показывала и рассказывала, где мы были. Он рассматривал всё так, как будто он был в другом городе. Сказал, что очень давно не видел центр города, что всё очень изменилось и всё красивое. Потом мы поехали на Великий Луг. Нас встретили, напоили чаем и Саша пошел приводить себя в порядок и обживаться. Мне провели экскурсию по дому милосердия. Там прекрасные люди и условия. Когда я уходила, то хотела увидеть его и попрощаться, но он был в других комнатах и я пошла к выходу. И когда я открыла входную дверь, чтобы выходить, меня позвали. Я повернулась, а там стоял Саша и говорит: «Юля, спасибо Вам!». Он это говорил так искренне. Его, переполненные благодарностью глаза… Вы бы их видели… Тот взгляд я запомню навсегда…», — описала Юлия Глимязенко счастливое завершение истории.

К решению проблемы присоединились все небезразличные. Журналист и гражданская активистка Елена Гулая помогала Юле и писала о том, как обстоят дела с устройством Александра. Результат – спасённая жизнь. Напомним, что этой зимой в Запорожской области на улице замёрзли десятки людей.

Как рассказала Верже зам начальника отдела приёмов управления социальной защиты населения запорожского горсовета Ирина Кравец, в Запорожье сейчас насчитывается около 120-ти бездомных, по словам же активистов в области по неофициальным данным таких людей от 2-х до 4-х тысяч.

Без бумажки – ты букашка или помощь бездомным на законодательном уровне

Одна из главных проблем в помощи бездомным – отсутствие стационарных мест в городе для ночлега, а также официального центра реабилитации. В Запорожье была создана инициативная группа, которая сейчас занимается вопросами помощи бездомным людям. Как рассказала инициатор создания организации, есть два важных вопроса, которые необходимо реализовать: создание реабилитационного центра в Запорожье и регистрации бездомных людей.

Как рассказала Верже глава ГО «Січова допомога», активистка социальной кампании «СТОП Бомжарій» Елена Гулая,  сейчас идёт работа над созданием специального Центра реинтеграции бездомных.

Для меня в жизни существует два подхода к теме бездомных – это христианский и гражданский. По христианскому подходу помочь нужно любому нуждающемуся человеку. Это написано в Евангелие и здесь нет вопросов, любой христианин поможет нуждающемуся. Что касается гражданского подхода к этому вопросу, то я, являясь журналисткой и общественным активистом, осознала – чтобы помочь бездомному человеку, нужно сделать что-то большее, чем единоразовая помощь. Эта проблема стала вырисовываться передо мной объемно и показалась с разных сторон, после того, как я познакомилась с несколькими бездомными людьми. Что касается осознания социумом масштаба проблемы, то нужно просто понять, что пока эти люди бесправные, мы фактически все в опасности – это касается криминализации ситуации, распространения туберкулёза  и т.д. То есть, если христианину не нужно объяснять, зачем помогать бездомным, то не христиане тоже должны понять, что, помогая бездомным, мы помогает самим себе защитить себя, — говорит активистка кампании «СТОП Бомжарій».

Создание такого учреждения помогло бы решить вопрос с регистрацией людей без места жительства, получением документов, устройством на работу, социальными гарантиями. Однако из здесь есть камни преткновения, не дающие быстро продвинуться столь важному делу.

Мы вышли на конструктивный диалог с нашей мэрией. Это значит, что активисты инициировали рассмотрение вопроса бездомных на постоянной депутатской комиссии. После этого депутаты составили бюджетный запрос по проекту «Реконструкция здания под центр реинтеграции бездомных лиц по ул. Перспективная 2-а» на 2019-й год. Бюджет этого года не предусмотрел средств на реконструкцию центра бездомных в этом году, но мэрия предложила путь найти это финансирование в Европейском инвестиционном банке в рамках Чрезвычайной кредитной программы, основанной самой Украиной, которая реализуется Минрегионом и ЕИБ, то есть это субвенция. Мы поехали в Европейский инвестиционный банк. Руководитель программы Рой Дрейкот сообщил, что горсовет подал документы, но в них есть несоответствия и нам пришлось изучать все тонкости, чтобы разобраться, в чём же там ошибка. В Минрегионе нам всё это подтвердили. С запорожской властью мы нашли ошибки в документации. Практически еженедельно мы встречаемся с замом городского головы для переговоров о проекте. Чтобы Вы понимали, ни в каком бюджете мы лично не участвуем, и никто нам за это не платит. Также есть гражданский контроль за тем, как продвигается процесс, чтобы реинтеграционный центр в нашем городе был открыт. Что касается уровня Верховной Рады, то там мы хотим добиться того, чтобы регистрация бездомных была упрощена — Законопроект 3833, — рассказала Елена Гулая.

Отметим, что крайне неблагополучную ситуацию с бесправием людей без определённого места жительства подтвердили нам и чиновники. В частности, когда мы обратились в Шевченковскую райадминистрацию, сотрудница отдела по делам бездомных Татьяна Шернинкова пообещала, что служба сделает всё возможное, чтобы Александра Жмаева положили на обследование. При этом, как отметила Татьяна Ивановна, проблема в том, что в нашем городе нет центра реабилитации людей, оставшихся без жилья и попавших в сложные жизненные ситуации. А помощь им нужна профессиональная – от психологической поддержки до медицинского сопровождения и социализации.

Где взять силы, чтобы выжить

Итак, сегодня в Запорожье и области работают, как временные пункты обогрева для бездомных при больницах, так и пункты питания. Однако они не являются приютами, где человек может пожить при необходимости. Также нет и специальной программы поддержки людей, оставшихся без жилья. Потому многие люди этой категории просто опускают руки и скатываются на дно.

— Сейчас в Украине очень сложная ситуация в связи с войноймногие люди на грани выживания. И среди бездомных есть совершенно разные люди – это сироты, инвалиды, бывшие заключённые, это люди, претерпевшие домашнее насилие и сбежавшие из дома, есть и переселенцы, есть лишённые жилья мошенническим путём, люди, пострадавшие от кредитов их детей и их внуков, просто выгнанные из дома родственниками. Очень много неблагоприятных жизненных ситуаций. И говорить, что все эти люди «сами виноваты», как минимум, негуманно. Эти люди разуверились в помощи людей и отчаялись ждать помощь от государства – просто сломались. Многие хотели просто покончить с собой, потому что не видели смысла так жить, — комментирует Елена Гулая.

Запорожская активистка ранее в своей статье описывала историю очень показательную историю жизни двух братьев-сирот, которые, в своё время, жили в городской теплотрассе, но сумели подняться и обеспечить себе человеческую жизнь.

«Мы встретились с 26-летним добровольцем Андреем Петровым у теплотрассы в центре Запорожья. Когда они с братом Михаилом здесь семь лет жили – другой дом после окончания интерната круглые сироты не имели.  Социального жилья им государство не предоставило, юридических знаний, как бороться за свои права, брать не получили: ни преподаватели интерната, ни социальные службы, ни органы опеки и попечительства этим вопросом не занимались».

Андрей пошёл служить в армию, летом 2016-го парень демобилизовался, а идти некуда – защитник Украине снова оказался на улице Запорожья. «Пошел в общежитие к полусироты Елены, с которой ранее познакомился в приюте, стали жить вместе. Именно в это время о молодой семейной паре узнали запорожские активисты, инициировали общественную кампанию в защиту прав бездомных «СТОП Бомжарій», которые предоставили бесплатную юридическую консультацию. Сейчас Андрей работает инкассатором на почте, а Елена занимается тремя детьми, семья получает социальные выплаты. Собственными усилиями они сделали ремонт на 12 квадратных метрах комнаты в общежитии. В такой тесноте живут двое взрослых и трое детей.

«Мы с братом через такое прошли, что уже ничего не страшно. Можем защитить себя и свои семьи, если потребуется. Мы хорошие, но на улице доброту показывать нельзя, потому что она считается слабостью и тебя могут использовать. Так же с коварным врагом на фронте. В обычной жизни, как вот теперь, мы помогаем нуждающимся, как можем. Но половина наших друзей сидит по тюрьмам», — говорит Андрей.

Конечно, есть какое-то количество бездомных, которые не против вести «вольный» образ жизни, но это, как правило, не в нашей стране. Как справедливо замечает активистка, где-нибудь в Канаде, возможно, в этом есть какое-то своеобразное удовольствие, но не в Украине. Согласитесь, сложно представить себе человека, который был бы рад замёрзнуть зимой на улице.

 

Ева Миронова, фото предоставлены главой ОО «Січова допомога»