«Запорожье – хороший город, но ощущение такое, что люди здесь сильно пьющие и вечно в долгах», — поделился своим впечатлением чешский гость Ян Горак.
К счастью, не только зарубежные гости, но и местные жители заметили неприятную тенденцию, сложившуюся за последние несколько лет: город погряз не только в «лотереях» (см. игровых залах), но и в ломбардах, быстрых кредитах, пивнушках. В частности за последние несколько месяцев, по нашим наблюдениям, как в спальных районах, так и в центре города продуктовые магазины вытеснили вездесущие «рюмочные» — как правило, это пиво/эль на разлив, — а также всевозможные «Готівочки/Швидко_гроші/ломбарды».
Выглядит всё это довольно неприятно с точки зрения эстетики оформления родного города, касающегося аляповатости вывесок, и весьма настораживающе в потребительском смысле.
Почему и как происходит такое смещение интересов горожан – от товаров широкого потребления к доступной выпивке и долгам? А также, «каким образом регулируется такой бизнес и можно ли как-то повлиять на количество его точек?», — мы пытались разобраться в данном материале.
Вытеснение и мнение
Питейные и кредитные заведения в Запорожье вырастают, как грибы после дождя. Наши читатели отмечают нелогичность и тотальность их размещения, что приносит определённые неудобства запорожцам.
— У нас в Заводском районе за последний месяц закрылись три продуктовых магазина (сыры/колбасы), а вместо них открылись пивные – это по улице Алмазной и Союзной, а также на Глазунова. Удивительно то, что зачастую буквально на каких-то 50 метрах открывается по две-три одинаковых пивных. Кому это нужно? Непонятно. Также возмущают эти бесконечные ломбарды и кредиты! Такое ощущение, что наш народ только и делает, что берёт в долг. Я уже не говорю об игровых автоматах, вечно скрывающихся за вывеской «Лотерея», — жалуется жительница спального района Марина Волчик.
Практически такая же ситуация на перекрёстке проспекта Металлургов и Соборного – на остановке транспорта в сторону Хортицкого района. Мы обратили внимание на своеобразный местный «Вегас» — здесь на одной линии – в одно жилом доме расположены три кредитных заведения, два ломбарда, а также игорный зал (см. фото). Разбавляет картину лишь магазин техники, каким-то удивительным образом, затесавшийся в это специфическое поле.
Каковы же причины процветающего ростовщичества в нашем городе, как, вполне вероятно, и в других городах Украины?
Экономисты отмечают, что сложившаяся ситуация говорит лишь о крайнем уровне бедности населения.
Особой популярностью в Запорожье стали пользоваться кредиты на оплату коммунальных услуг. В микрофинансовых организациях отмечают, что львиная доля обращений приходится на кредиты для оплаты коммуналки. Конторы, которые предлагают быстрые деньги, открываются, как мы уже отметили, на каждом шагу и, очевидно, имеют успех. Причина очевидна – огромный спрос на ссуды без справки о доходах.
— И это при том, что переплата немаленькая. Процентные ставки устанавливаются в диапазоне от 0,01 до 2,1% в день. Причем 0,01% чаще всего оказывается маркетинговым ходом. В итоге за месяц при займе в 10 тысяч гривен может набежать до 16,3 тысячи гривен, из которых 6,3 тысячи – это проценты, — отмечает советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ.
Эксперты полагают, что результатом такого процесса станет еще более ускоренное обнищание населения. На этом фоне возрастет количество невыплаченных долгов, что приведет к дальнейшему обострению социальной напряженности.
Что же до пивных и рюмочных, то алкоголь, который можно легко употреблять на месте – не отходя от кассы – логическая часть этой упаднической цепочки.
Спрос рождает предложение?
Не так уж важно в данной картине спрос рождает предложение или наоборот. Факт остаётся: кредиты и рюмочные имеют неплохие доходы, коль скоро они продолжают открываться, вопреки нарастающей конкуренции, и успешно работают.
О законности размещения дублирующих друг друга объектов торговли Верже рассказала директор департамента предоставления административных услуг и развития предпринимательства Запорожского городского совета Наталья Милая:
— Есть специфика предоставления разрешений на торговлю районными администрациями. Это касается передвижной торговли. Там, где предоставляется согласование. Есть формы согласования на размещение в доме, где сдаются помещения и в нежилом помещении. Если у помещения есть собственник и он сдаёт его в аренду, то мы по закону не имеем права препятствовать – это взаимоотношения в правовом поле между арендатором и съемщиком, — говорит Наталья Милая.
Несмотря на ночной «сухой закон», продвинутый запорожскими депутатами на исполкоме ещё в 2017-м году, а в прошлом году обновлённый после трений в суде, который запрещает продажу спиртного в ночное время, вполне себе действует и, якобы, защищает народ от алкоголизма, здесь же – под носом высокоморальных представителей власти – набирают обороты открывающиеся рюмочные. А к ним в придачу кредиты и ломбарды, что рисует дивную картину: «быстро занял – быстро пропил».
Тем не менее, законом никак не регулируется количество пивных и ростовщических заведений в стране. Частник сдаёт в аренду помещение под что угодно тому, кто больше заплатит.
— Если речь идёт о частной собственности, то только её хозяин решает, кому он её сдаёт в аренду. Здесь однозначно никто повлиять не может. Если вы на своё усмотрение сдаёте кому-то квартиру, то имеете на это полное право. Но, если это объект торговли и там будут зафиксированы нарушения, например, Отсутствие лицензии или шум ночью/поздно вечером, то тогда выезжает комиссия – представители департамента и полиция для составления протокола, госпотребслужба и решается вопрос законном поле. Если же у предпринимателя всё в порядке, и он не нарушает закон, то вмешательство в предпринимательскую деятельность субъекта хозяйствования запрещено законом, — констатирует директор департамента предоставления административных услуг и развития предпринимательства горсовета.
Утопический дизайн
Отдельным пунктом во всей этой вакханалии острого вкуса выступает, конечно, «базарное» оформление вывесок заведений типа «быстроденьги_быстроспился».
В Запорожье, как и во многих других городах Украины, по-прежнему не принято учитывать гармонию и единый стиль в оформлении витрин, размещении наружной рекламы и вывесок. Не принято также защищать архитектурные ценности и отстаивать историю каждого кирпичика на каждом здании. Пока только продавцы и их тугие кошельки, открывая торговые точки, решают, сколько площади и под какие жуткие «наклейки» можно занять на запорожских домах.
— Город уже просто кричит о помощи — настолько все плохо с этими вывесками и с самовольными изменениями фасадов. Очень часто мне про это задают вопросы гости города, мол, как так-то с такими шикарными зданиями на проспекте? Стоит уже наконец-то утвердить этот дизайн-код — общие правила для всех по оформлению объектов. В первую очередь, эти вывески не должны портить исторический вид зданий, не должны мешать видеть их достоинства, оценивать задумку архитекторов и так далее. Сейчас это, увы, в абсолютно большинстве случаев, как раз наоборот. Я специально на своих экскурсиях даже часто показываю людям фото запорожских зданий на заре их биографии. Т.е. на которых нет вот этих ярких витрин, пластика, пестрых огромных вывесок. Вместо последних, например, были просто буквы, слова на фасаде — «Гастроном», «Кулинария», «Кафе»… Предлагаю людям сравнить. Никогда и никто ещё не сравнивал в пользу современного вида зданий, — говорит известный запорожский краевед Роман Акбаш.
Горожане же настолько привыкли к безвкусице на улицах, что попросту перестали замечать её, а если и видят, то… передёргиваются и идут дальше, дескать, «а что мы можем сделать?». Некрасивые аляповатые вывески прививают дурной вкус в оформлении и частных балконов, являющихся частью городской архитектуры. То есть происходит процесс взаимного стилевого опыления.
— Проблема сейчас не только в коммерческих объектах, часто серьезно меняют вид зданий и сами их жители. Возможно, стоит говорить о дизайн-коде не только для объектов на первых этажах, а и для вообще зданий в целом. Особенно, если это памятки и объекты культурного наследия. Надо относиться к ним ни как к всецело собственному имуществу («мой балкон, что хочу, то и ворочу»), а как к нашему общему достоянию, нашему общему наследию. В конце концов, как к достоянию наших потомков — они тоже имеют полное право видеть свой город красивым, интересным, ценным, достоверно отображающим разные эпохи своей истории, — подытожил Роман Акбаш.
И, несмотря на то, что не только питейные и кредитные заведения имеют безвкусные кричащие вывески, не оставляющие живого места на стенах запорожских домов, они играют значительную роль в превращении домов и улиц Запорожья в базарный хлам.
В не меньшей степени тому способствует и их смысловая нагрузка.
Тихая гибель запорожской Мекки
О неприятном векторе движения предпринимательской деятельности в нашем городе кричит и беспредел на популярном пляже острова Хортица. Многим известен пологий пляж Алюминиевого комбината, столь ценимый запорожскими семьями за удобство отдыха с маленькими детьми. И, разумеется, от внимания горожан не ускользнула «пьяно-гуляная» жуть, творящаяся там в последние годы.
В этом году предприниматели, торгующие алкоголем на берегу, решили расширить горизонты своей деятельности, оттяпав последние уголки активного безалкогольного релакса, – спортивные зоны, которые также вскоре займут пляжные кабачки.
— В этом году пляж алюминиевого комбината — в удручающем состоянии: о культурном отдыхе приходится забыть. Засилье кафе, музыки, пьяных тел, мата. Все места для спортивных активностей уничтожены: волейбольная площадка, которая к слову, строилась силами и средствами любителей поиграть в выходной была демонтирована, 4 теннисных стола выкорчеваны и все это для очередных «генделиков»: их даже язык не поднимается назвать «кафе»! В данном случае на статус заповедника наплевать всем: и собственнику базы и городской власти — все заинтересованы в сомнительной прибыли. При этом реальным благоустройством пляжа никто не занимается: много лет песок не чистится, не просеивается, не завозится новый. Ноги после него чёрные, пыльные, кругом одни окурки и мусор… мы уже в прошлом году ни разу за лето не были на этом пляже из-за преобладающего контингента и предлагаемых «забав», а теперь и вовсе доберемся только зимой. Поражает наглость и безнаказанность, с которой собственники базы действуют: теннисистов, волейболистов и недовольных пляжников отправляют куда подальше. Письма, которые они писали местным органам самоуправления, остались без ответа – возмущена запорожская журналистка и мама Льона Радченко.
Как рассказал Верже гендиректор Национального заповедника Хортица Максим Остапенко, известный запорожский бизнесмен Максим Дрозденко, являясь владельцем объектов недвижимости, сдаёт их предпринимателям, превратившим чистый берег запорожской Мекки в пивную под открытым небом. И, несмотря на незаконность таких движений на территории заповедника, это всё же происходит. И дела до этого нет, как органам власти, так и представителям закона.
— Хозяева заведений на Алюминиевском пляже абсолютно ничего заповеднику не платят. Всё то, что там происходит – незаконно. Господин Дрозенко, как владелец объектов базы отдыха, сдаёт их предпринимателям за деньги. Естественно ни государство, ни бюджет ничего не получают и заповедник тоже. Никаких налогов. Никто ни за что не платит. Мы годы боролись, но всё тщетно. И прокуратура не хочет этим заниматься, это внаглую всё делается – открываются торговые точки на берегу бесконтрольно и с нарушением всех санитарных норм, — описал ситуацию Максим Остапенко.
Что касается спортивной площадки, то, как мы отметили выше, её уже практически нет – на её месте растёт новый кабак.
— По поводу спортивной площадки и теннисных столов, расположенных на пляже, с Дрозденко «бодаются» волейболисты, которые всей федерацией ходили к Буряку. Мы также писали заявление в прокуратуру, но до тех пор, пока вопрос земель на Хортице не решён, никто не хочет браться за решение этих вопросов. Мы десятилетиями кричим о том, что земля заповедника принадлежит государству и предпринимательство здесь незаконно – и в прокуратуру обращаемся, и в Облгосадминистрацию, но такое ощущение, что всем по барабану, — констатирует директор заповедника.
Грязь, мусор, пьяные люди и громкая музыка – отныне ни о каком спокойном семейном отдыхе на этом пляже не может быть речи.
Максим Анатольевич предлагает всем неравнодушным жителям города написать обращение в Кабмин или в Администрацию президента о нарушении предпринимательской деятельности, потому как, несмотря на то, что объекты базы принадлежат предпринимателю, земля – нет (земля заповедника не может принадлежать частному лицу).
Такое заявление может написать каждый отдельный активист (гражданин), которому небезразлична судьба заповедника.
Ева Миронова