Сергей Марченко: «Украинская стратегия Гройсмана» ­это экономика и благосостояние, деньги — городам и селам, эффективная медицина для всех украинцев»

960
0

В Запорожье побывал Сергей Марченко, представитель «Украинской стратегии Гройсмана», разработчик бюджетной децентрализации, заместитель министра финансов (2016­2018). Общительный и интересный, без всякой короны на голове и любых атрибутов «очень крутого пацана». Хотя его предыдущие должности и положение, несмотря на возраст еще молодого человека, казалось бы, подобное вполне «оправдывали»

­ Несколько слов о себе, ­ начал Сергей Михайлович. ­ Родился и вырос в райцентре Макаров Киевской области, мои родители и сейчас там живут. Закончил Национальный университет государственной фискальной службы и получил работу на самой маленькой штатной должности в Министерстве финансов Украины. Далее приглашался экспертом в другие организации, но дважды возвращался в Минфин, в последний раз в качестве заместителя министра. После отставки получил предложение занять должность заместителя главы Администрации Президента, где и работал до самого последнего времени.
Запорожье Сергей Марченко посетил в качестве кандидата представителя «Украинской стратегии Гройсмана». Он №7 в партийном списке.
­ Почему Вы пришли в партию Владимира Гройсмана? ­ спросили мы С. Марченко. (Кстати, пришел он в политику всего лишь в начале июня, до этого был просто технократом, то есть специалистом высокого уровня в области, прежде всего, бюджетного финансирования).
­ Пришел потому, что ценю два важнейших качества действующего премьера — настойчивость в достижении поставленной цели и надежность. Ведь все, кто работал с Гройсманом, знают, что их поддержат и никогда не подставят в угоду политической конъюнктуре.
Ну и, естественно, задача людей, которых объединил вокруг себя действующий глава правительства ­ это подготовка качественных проектов законов. Чтобы Украина и дальше строилась как суверенное государство с мощной экономикой и высоким уровнем жизни населения. Одна из важнейших задач ­ формирование среднего класса. И не вообще, а, в первую очередь, речь о врачах, учителях и т.н. самозанятых предпринимателях.
Мы не были оригинальными и спросили при встрече, что является достижением Правительства Гройсмана?
­ Первое, естественно, это децентрализация. Уникальное, замечу, явление, когда центральная власть впервые в истории современной Украины поделилась своими полномочиями и ресурсами.
Владимир Гройсман как бывший мэр Винницы, хорошо знал ситуацию, когда города с протянутой рукой стояли в Кабмине и Минфине, выпрашивая субсидии. Что имеем сегодня? Без учета покрытия Госбюджетом дефицита Пенсионного фонда, возвращения и обслуживания госдолга, в сводном бюджете государства на местах расходуется 52 % всех средств. С учетом же указанных расходов — 42 %.
А ведь еще недавно мэры умоляли Центр поделиться хотя бы 40 %. Вы скажете, что в Запорожье этого не видно? Согласен! За 8 миллиардов городского бюджета, из них миллиард бюджета развития, уж можно создать хотя бы минимальную инфраструктуру, способную сделать жизнь горожан комфортней.
Почему мэр этого не делает, я не знаю. Может, он не местный житель… И тут не вопрос политической конкуренции нашей и его, например, политической силы. Просто Запорожье ­ это один из немногих примеров, когда децентрализация в плохих руках ­ это плохо.
Образование. Мы поменяли отношение к учителю, его зарплата за последний период выросла в три раза. Да, есть проблемы с преподавателями высшей школы. Здесь просто не успели провести реформирование. Чересполосица с госзаказом и контрактной формой обучения привела к тому, что почти ни один вуз не способен точно назвать сумму обучения одного студента, а без этого мы не можем пока говорить о качественной зарплате преподавателей. К сожалению…
В науке ситуация еще хуже. Есть Национальная академия наук, и там все хорошо. На уровне ее Президиума, разумеется… Плохо в академических институтах, куда распределяет деньги НАНУ. Здесь не доминирует, к сожалению, принцип приоритетов и поддержки конкурентоспособных в мире исследований. Кабмин начал эту работу самостоятельно, но мы лишь в начале пути.
Инфраструктура. Речь, в первую очередь, о дорогах. По опыту Минфина скажу, что мы скрипя зубами отрывали деньги из бюджета в Дорожный фонд. Последний был создан Кабмином Владимира Гройсмана, и сначала речь шла о 50%, теперь о 75%, а в следующем году уже будет 100% акциза на моторное топливо. И эти деньги (сегодня это 56 миллиардов), кроме как на дороги, направить на другую статью расходов нельзя.
В чем главное? Предсказуемость для строителей. Замечу, что в бюджете этого года на 45 км капремонта дороги Запорожье­Мариуполь выделено отдельной строкой 1 млрд гривен.
И снова наш вопрос о трех приоритетах, но уже на будущее, т.е. в случае победы на выборах «Украинской стратегии Гройсмана».
­ Естественно, это медицина. По всем опросам ­ это самая острая на сегодня проблема. И здесь даже не вопрос денег, а создания модели эффективного управления отраслью. Цель же, грубо говоря, такова: пациент не должен интересоваться зарплатой врача. Он должен получить максимально качественную медуслугу. И это уже наша задача ­ сделать профессию врача одной из самых высокооплачиваемых в Украине.
Бюджетная система и создание условий, чтобы мы не ходили с протянутой рукой. Под «мы» я понимаю государство Украина. К сожалению, долгие годы страна живет в ситуации, когда кто­то нам помогает и кто­то знает лучше нас. Т.е. мы часть наших суверенных возможностей и прав передаем нашим кредиторам. Понятно, что не нужно отказываться от программ МВФ и Мирового банка, но здесь все должно быть основано на принципах равноправного партнерства. А для этого мы должны обеспечить экономические возможности. Цена вопроса ­ 500 млрд гривен обслуживания и возврата долгов.
И здесь главное, что стоит подчеркнуть: наши кредиторы хотят для нас стабильности, а мы хотим развития…
Стратегическое планирование. Нет, это не возвращение к временам Госплана, но без видения и квалифицированного расчета перспектив развития государства, тоже ничего хорошего не получится. И мы идем в парламент ради отмеченных целей, ­ подытожил Сергей Марченко.

Михаил Сиволап