КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ: жемчужины и память тысячелетий

56
0

К сожалению, нам не удалось найти карту из английского учебника истории. Там славный путь англичан показан стрелкой, начинающейся в теперь уже запорожской степи, а завершающейся на Британских островах. Но есть другая карта, на которой видно, что в своеобразном «котле» между Днепром и Доном «варились» фактически все языковые группы народов, расселившихся позже от Индии и Зауралья до Британии, и от Северной Африки и до Норвегии

 

Об археологии и сокровищах

Естественно, Запорожская степь богата находками и часть из них представлены в Областном краеведческом музее, в котором четыре зала из 22­х посвящены археологии.

Археология, если кто забыл, это «историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам». Как шутят сами историки, «археологи выкапывают из земли историю, которую закопали политики» (Габриэль Лауб).

Раскопки ведутся по всей нашей области, начиная с XIX века. Самые известные места поисков ­ остров Хортица, Каменная могила возле пгт Мирного Мелитопольского района, Мамай­гора и курганная группа «Солоха» (все ­ возле Великой Знаменки Каменско­Днепровского района).

Во время строительства ДнепроГЭСа и Запорожской промплощадки работала мощная археологическая экспедиция. Некоторые драгметаллы уехали тогда в столицу Харьков, все менее ценное ­ в губернский Днепропетровск. А в Запорожье многие находки той поры вернулись копиями или окольными путями.

Говорят даже, что главный городской клад был найден на месте теперь уже демонтированного памятника Ленину. К нему и археологов не подпустили — все было засекречено и укатило в Москву. Впрочем, тогда вообще действовало правило: откуда археологическая экспедиция, туда и увозили находки….

Стоит добавить, что та часть из обнаруженного скифского золота, которая не уехала в Москву и Ленинград, хранится в Киеве в Музее исторических драгоценностей Украины (в Лавре).

 

Древности музея

Тем не менее, и в нашем Краеведческом музее накоплено почти 4,5 тысячи археологических экспонатов. Вот что нам рассказал директор музея Михаил Мордовской:

­ Интереснейший экспонат — это деревянное колесо, которому более 5 тысяч лет. Колесо было найдено в Днепре, сохранилась только его половина. Относится находка к Среднестоговской культуре, которая впервые была обнаружена на территории Запорожья во время «днепрогэсовской» экспедиции 1920­30 годов. Случилось это на среднем из островов Три стога (ниже ДнепроГЭСа). Отсюда и такое название. По мнению специалистов, именно представители упомянутой культуры были одними из первых, кто на территории современной Европы приручил коней. Приручать кого­то на маленьком островке невозможно, но следы этой культуры впервые были обнаружены именно здесь.

Вот, кстати, копия плиты с Каменной могилы, на ней нарисован человек на коне. Это первое изображение всадника на территории Европы…

А дальше послушаем старшего научного сотрудника отдела истории края Светлану Козыряцкую:

­ Самый древний период, представленный в зале археологии— 140 тысяч лет назад, когда человек впервые появляется на территории нашего края. Вот, например, свидетельство культуры боевых топоров, или Катакомбной культуры. По церемонии той эпохи, умерших хоронили в катакомбах, отсюда и название. А вот булава — символ власти, дальше посуда и предметы разного размера и назначения: горшочки, повозочки, колыбельки…

Мы выдим в экспозиции медные и бронзовые боевые топоры, маски и полумаски, которые тоже использовались в обрядах погребения. Впрочем, так хоронили только знатных людей племени — полководцев и жрецов. Люди этой эпохи уже обрабатывали землю  — у нас есть копия деревянного рала.

Культура Многоваликовой керамики. Представители упомянутой сообщности проживали в нашей степи в XVI — XIV веке до н.э.. Показано положение погребенных — скорчено на боку. В захоронение укладывали все самое ценное, что было у умершего при жизни — оружие и посуду. Мы видим культовые топоры (гранит, нефрит).

Дату захоронения археологи обычно определяют по найденному в могиле инвентарю. Вот на этом горшке есть орнамент. Предполагают, что он может быть своеобразным посевным календарем.

Следующая культура — Срубная (XI век до н.э.). Умерших хоронили в срубах, отсюда и название. Уже появились солярные знаки на посуде, рыболовные крючки, украшения.

А вот пример бронзолитейного производства (XIII — XI век до н.э.). Здесь показаны технологии литья, матрицы, льячки (ложечки, которыми заливали металл). А вот целый клад бронзовых серпов, который был найден под Ореховом. Представлены и боевые топорики — кельты. Дальше украшения — бусы, височные подвески тонкой работы. Появляются и первые иголки…

 

Железный век и скифы

­ Дальше переходим в следующий зал, ­ продолжает Светлана Игоревна, ­ который рассказывает о Железном веке и о первых народах, о которых мы знаем из письменных источников — киммерийцах и скифах. Представлено скифское вооружение, гальванокопии золотых украшений из курганов, ножны для акинаков (железных мечей)…

Все это найдено в Гаймановой могиле (возле села Балки Васильевского района), в кургане «Солоха», в Кичкасском, Бердянском и Мелитопольском курганах. Это самые знаменитые царские скифские курганы в области.

Скифы жили здесь длительный период, а значит оставили большое наследие. Например, в конце XIX века на территории только острова Хортица насчитывалось 129 скифских курганов. У нас представлены котлы, в т.ч. бронзовые VII — III века до н.э., гранитная каменная стела, найденная в селе Ясиноватое Вольнянского района, на ней изображение скифского вождя.

А эта витрина рассказывает о женщине­скифянке, мы видим ее образ с украшениями ­ гальванокопиями золотых пластинок на одежде, уникальными бусами из стеклопасты, бронзовыми браслетами. А дальше — посуда: лекифы для благовоний, ароматических масел, фибулы — булавки для скалывания верхней одежды, бронзовые зеркала, которые появляются у скифов и т.д.

Следующие экспонаты уже демонстрируют знаменитый скифский звериный стиль в искусстве. Например, навершия на копья с изображением мифических птиц и животных. А вот гребень из кургана «Солоха» с изображением охотников, убивающих олененка, он хранится в Эрмитаже, это вещь, знаменитая на весь мир. Дальше ­ изображение волчицы из скифских легенд. А вот праотец скифов — легендарный Геракл, который путешествовал и здесь, на остове Хортице, где жил в змеиной пещере с женщиной­змеей. Есть и ее  изображение — богини Апи ­ праматери скифов.

А это Дионис — греческий бог виноделия. Ведь скифы жили все время рядом с греками. У нас есть карта в виде т. н. чернильницы, она же люстра. Вот т.н. Геродотов квадрат — 700 км с севера на юг и столько же с запада на восток. Так древнегреческий историк описывает скифские земли. Все названия на карте греческие: Понт Эвксинский — Черное море, Меотида — Азовское море, полисы (города) — Херсонес (Севастополь), Пантикопей (Керчь) и т.д.. На карте мы также видим картины скифо­персидской войны…

В IV ст. до н.э. появляются скифские города. Каменское городище (Каменка­Днепровская) — одно из самых крупных. Это был большой ремесленный и торговый центр. Вот здешние находки: элементы конской сбруи, вооружение, украшения, посуда, амулеты. Городище со всех сторон омывалось водами Днепра, Конки (тогда водохранилища не было), Белозерским лиманом, и здесь греки на своих судах подходили торговать.

Можно посмотреть греческие монетки и товары, знаменитую чернолаковую посуду: тарелки, миски с клеймами мастеров. А самый крупный образец — «кратер» для смешивания вина с водой. Греки пили вино, смешанное  с водой, а скифы не мешали, поэтому, по легенде, греки и называли их варварами….

Во II веке до н.э. государство скифов постепенно приходит в упадок и их вытесняют сарматы. Вот так выглядел сарматский воин — катафрактарий, т.е. тяжело вооруженный конник. В шлеме, доспехах, с мечом… У нас хранятся сарматские золотые пластины и пряжки. Сарматы, кстати, ираноязычные племена, также, как и скифы. У них европеоидные черты лица. Мы видим, что здесь уже есть якорь (скифы еще не были мореходами). А вот пограничный  знак сарматского рода   ­ большой камень с тамгой. т.е. с фамильной печатью.

В то же время половцы свои каменные изваяния – «бабы»  ­ делали из песчаника.

 

Земледельцы и путь из Варяг в Греки

Скифы и сарматы были кочевниками, но в это время в нашей степи появляются оседлые племена — черняховцы. Они уже земледельцы. Это протославянские племена. Последний ­ 4­й археологический зал ­ посвящен великому переселению народов. У нас есть стилизованная карта, которая специально выполнена слоями и разными цветами, чтобы было видно, кто и когда приходил сюда на смену друг другу. Вот, например, с востока после скифов и сарматов пришли печенеги, гунны, половцы… Это уже тюркоязычные племена. Последний слой на карте — славяне, которые позже всех появляются на территории области.

Дальше представлены разные тюркские народы. Здесь и оружие, и лошадиная сбруя, и медные котлы, и женские украшения (янтарь, стеклопаста, бронза и т.д.). Мы специально изобразили легкий силуэт женщины, чтобы было видно, как она носила все эти украшения.

А это история знаменитого Вознесенского святилища, которое нашли в 1930 году. Его раскопал харьковский археолог Владимир Гринченко. Сейчас здесь промплощадка, это место на пересечении Южного шоссе и улицы Седова. Если виртуально продолжить последнюю (здесь Т­образный перекресток), то в 150 метрах и чуть левее был обнаружен Вознесеновский (Кичкасский) клад.

Все найденное здесь ушло в Харьков. В какое­то время администрациям харьковского и нашего музеев удалось договориться, провести «бартер» и мы получили знаменитого серебряного орла из этого святилища. Теперь он — жемчужина  нашей коллекции. Вокруг него очень много споров и теорий. Датируют находку VII­VIII ст. н.э.. Орла кто­то привязывает к Святославу Игоревичу, болгары же (на уровне руководства страны) говорят, что он принадлежал основателю Болгарского государства хану Аспаруху…

А вот вещи, касающиеся знаменитого пути по Днепру из Варяг в Греки. Здесь и стремена, и шейное украшение — гривна. Еще у скифов были подобные гривны. Говорят, что гривна целая, но если вдруг нужно было рассчитаться за более дешевый товар, то ее можно было порубить. Отсюда произошло слово рубль…

Эта витрина очень богатая, постоянно пополняется. На Мамай­горе доцент ЗНУ Геннадий Тощев каждый сезон фактически проводит спасательные работы. Ведь место это «подъедает» Каховское водохранилище…

.

Христианство, Калка и исчезнувшие города

В XIII ­ начале XV века на наших землях появляется христианство.  Здесь мы видим нательные крестики, кресты и т.д.

А вот главные действующие лица битвы на Калке  — половцы, русичи и татары. Представлен татарский лук, кольчуга, половецкий шлем. По летописям, эта битва проходила на границе современной Донецкой и Запорожской областей, где сейчас природный заповедник «Каменные могилы» (рядом с Розовкой). Там речка Кальчик. Много находок того периода: браслетов, перстней, подвесок, бронзовых зеркал. Есть наперстки для швей и футлярчики для игл.

А дальше появляются средневековые города. Самый крупный из них, который не удалось досконально изучить ­ городище Большие Кучугуры на островах, которые сейчас уже затоплены «Каховкой». Представлены прекрасные селадоновые блюда,  каменные курильницы — настоящие произведения искусства. Другое  название этого городища  ­ Мамаев Сарай, по преданию он был основан ханом Мамаем и стал важным центром торговли. В этом селении  уже были каменные здания и даже водопроводные трубы…

Еще один средневековый город — Конские воды возле села Юрковка Ореховского района. Какие здесь замечательные здания, цветная плитка. Это татарский центр, тоже имеющий несколько названий: Конские воды, Мертвый город, Семь мечетей…

*   *   *

Это все на сегодня по Краеведческому музею. Продолжим уже в ближайших номерах «Верже».

Светлана Третьяк

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here