ЭНЕРГОДАР: ОСМД VS «МДЛ»

1581
0

Иван Самойдюк рассказал о том, как управляющая компания помогла Энергодару в создании обществ совладельцев многоквартирных домов

Пожалуй, никто так много не сделал в Энергодаре для создания обществ совладельцев многоквартирных домов, как «горячо любимая» в народе управляющая компания «Місто для людей». Причем, что характерно, не прикладывая для этого особых усилий. Сам факт скандального появления в городе компании, а потом и упорное нежелание ее представителей качественно работать, а также запугивание и угрозы в адрес неплательщиков, коих оказалось подавляющее большинство – дали стремительные результаты.
Если еще пару лет назад в Энергодаре функционировало всего несколько ОСМД, то по состоянию на сентябрь 2019 года их было создано уже 23. Еще 30 на сегодняшний день в процессе активной работы (проводят собрания жильцов, ведут сбор необходимых документов и др.). Такие интересные цифры привел Иван Самойдюк, который в свое время, будучи первым замом городского головы, инициировал и запустил этот процесс в Энергодаре.
Вернее, первым ОСМД в городе стал новый «атомский» дом по ул. Курчатова. А вот первым из тех, которые уже долгое время были в эксплуатации – дом № 4 по ул. Центральной. Но изначально жители благополучного города не слишком охотно соглашались на перемены. Мало кто, получая вполне качественные коммунальные услуги, был готов брать на себя хлопоты и пускаться в «автономное плавание» в виде ОСМД. Но все коренным образом изменила ситуация с «МДЛ».

ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ «МДЛ» И КОГДА КОМПАНИЯ «УЙДЕТ» ИЗ ГОРОДА?
Cамая большая ошибка заключается в том, что решение принимали в пользу только одной организации, считает Иван Игнатьевич:
«Мы прекрасно понимаем, что ее приход в Энергодар – это решение определенной политической силы, которое в свое время поддержал уже бывший народный депутат Владимир Бандуров. Это произошло не только на уровне области, но и всей Украины ­ в тех городах, где она получила уверенное большинство. Это говорит о том, что функционеры этой политической силы в свое время если не создали, то уж точно лоббировали свой бизнес­-проект. Но в нашем случае произошло особое пересечение интересов. «Вхождение» «МДЛ» в Энергодар поддержал Бандуров, которому необходимо было договориться о разделе зон влияния в городе энергетиков. Что он и сделал. Но именно в Энергодаре тема «МДЛ» была самой сложной с точки зрения принятия членами депутатской группы «15 плюс» и привела к ее расколу. Категорически против выступили депутаты от «Сильной Украины», внефракционная Оксана Папалуца, а также депутаты от «Батькивщины» Анатолий Анохин и Дмитрий Барановский. Понятно, что решение по «МДЛ» было незаконным и интересы энергодарцев не учитывали. И даже если суды «закроют» глаза на очевидные нарушения, жители города, наоборот, глаза открыли и не собираются принимать «МДЛ» в той форме, в которой ее насильно навязали. Согласитесь, если бы управляющая компания «зашла» в Энергодар на условиях честной конкуренции, она бы не получила в итоге такое количество проблем».
Думаем, нет нужды уже в тысячный раз напоминать хронологию событий и рассказывать, как именно «МДЛ» воцарилась в Энергодаре. И тогда, и сейчас, по прошествии времени, наш собеседник убежден: комиссия приняла решение незаконно, заседание не состоялось, его «провели» только на бумаге. Как и заседание исполкома, члены которого утвердили незаконное решение. А в итоге сами себя перехитрили. Если бы конкурс провели на уровне дворов и жилых домов, неприятные вопросы к Павлу Музыке и его замам не возникли бы. Люди взяли бы на себя ответственность за его последствия, как сегодня берут ответственность за создание ОСМД.

А ЧТО СУДЫ? А СУДЫ ВСЕ ЕЩЕ ИДУТ…
Сегодня жирная точка в истории «МДЛ» все еще не поставлена. Суды, вопреки расхожему мнению, не проиграны окончательно. Дело по иску бывших членов исполкома Татьяны Балябы и Николая Захарова находится в апелляционной инстанции (их, кстати, провластное депутатское большинство вывело из состава исполкома как раз за позицию по «МДЛ»). А то, что запорожская судья в суде первой инстанции вынесла решение в пользу городской власти (а значит, читай – управляющей компании), отнюдь не говорит о его законности.
«Можно предположить (утверждать, конечно, мы не можем, но картина складывается именно так), что на суд оказывали давление. Либо с помощью обаятельных улыбок американских президентов на денежных банкнотах, либо же иными способами. Но давайте дождемся решения апелляции и посмотрим, какой виток получит эта история дальше», ­ призывает Иван Самойдюк.
Кстати, это же касается и запугиваний со стороны представителей управляющей компании неплательщиков и их «писем счастья». Все действия со стороны «МДЛ» по отношению к горожанам юридически закончатся ничем. У представителей компании нет шансов заставить жильцов платить через суд, считает Иван Самойдюк. Прежде всего, потому, что с ними не заключали персональные договора, не подтверждали тем самым какие-­либо хозяйственные взаимоотношения. А то, что городской голова от имени всех жителей что-­то там подписал… Так вот пусть теперь лично за это отвечает.
«По большому счету, дело не в самой управляющей компании. В последние годы КП «ПКС», которое обслуживало жилой фонд, мало чем отличалось от «МДЛ» по стилю работы. Разве что структура какое­то время, еще по накатанной, работала более организованно. И на нее щедро сыпались бюджетные деньги, которые, в итоге, все равно разворовывало руководство. Наличие же «МДЛ»… Да, это цинизм, очередной плевок на мнение горожан, но это не самое непоправимое зло, ­ отметил Иван Игнатьевич. – Представители управляющей компании могут доставить множество неудобств, но они не в силах уничтожить коммунальное хозяйство города полностью. Те, кого устраивает качество работы компании, несоответствующие качеству услуг тарифы, могут создать ОСМД и делать выбор самостоятельно. Думаю, сейчас видно: там, где ОСМД уже функционируют, и лифты работают, и мусор вывозят в срок, и свет в подъездах есть. И тарифа в 6­7 гривен, который получается в среднем по городу, вполне достаточно для того, чтобы устанавливать камеры видеонаблюдения, ремонтировать коммуникации и в целом не зависеть от управляющей компании».
А пока, как говорится, суд да дело, договор с управляющей компанией автоматически пролонгирован еще на год. Вопрос: можно ли его теперь расторгнуть досрочно, в одностороннем порядке? Наш собеседник утверждает, что да. Нужны воля городского головы, городского совета Энергодара и вынесение вопроса на сессию. Необходимо провести повторный конкурс. Вплоть до того, что на каждый дом отдельно. Но в этот раз преимущественное право на определение победителя должны иметь собственники жилья. И только если жильцы пассивны и самоустранились, представителей организаций, желающих поучаствовать в конкурсе, немного, а представители «МДЛ» предлагают наилучшие условия, мэр может подписать договор от имени жильцов конкретного дома даже с этим управителем.
«А если власть не просто хочет снять с себя ответственность, но и заинтересована в будущем, нужна широкая программа развития и поддержки ОСМД. Все деньги, которые сегодня бессмысленно «растворяются» в коммуналке, могут быть эффективно освоены ОСМД. За пару лет жильцы приведут свои дома в хорошее состояние. Средства должны направить на поддержку и становление ОСМД, решение острых хозяйственных вопросов, первичное софинансирование капитальных ремонтов – где это необходимо. Да, в первые годы работы неизбежны расходы. Где­то нужно менять коммуникации, где­то кровлю. Но практика уже действующих ОСМД показывает: даже при среднем тарифе в 6­7 гривен они успешно восстанавливают дома и начинают работать на накопление резервных фондов. Вот где нужна поддержка местной власти ­ в части софинансирования серьезных капитальных ремонтов ОСМД. Также нужно стимулировать создание обслуживающих кооперативов, ассоциаций ОСМД», ­ подчеркнул Иван Игнатьевич.
А пока же средства в Энергодаре разворовывают, как только можно. Это касается и подвалов жилых домов – из­за возможности воровать на коммуникациях, ремонтах дорог, кровель и тех же лифтов. К слову, обратите внимание: из бюджета выделили деньги на реконструкцию лифтов. Заявленная стоимость выше реальной цены примерно в два раза, считает Иван Самойдюк: «При этом наши лифты вполне еще могут работать ближайшие годы. 25 лет, которые прописаны изначально, не означают конец всему. Нужно проводить техническую экспертизу, определенные виды ремонтов, и они смогут работать. Другой вопрос, что их нужно тщательно обслуживать. Обратили внимание на недавний пост в Facebook о том, что городская власть привлекла к ремонту лифтов в Энергодаре представителей некой фирмы «Сансет»? Буквально за несколько суток они якобы отремонтировали чуть ли не полсотни лифтов. Вот только не нужно принимать это за чистую монету. Насколько мне известно, штат этой фирмы – всего несколько человек. Как правило, они работали как посредники по поставкам запчастей. В том числе и нашему КП «ПКС». А тут вдруг – такой масштабный ремонт лифтов, да еще и за пару дней. Всем очевидно, что их просто включили в сеть. Тогда вопрос: почему все это время лифты были обесточены? Кому подыгрывала городская власть и кого именно хотела наказать? Думаем, ответ очевиден».
Сегодня многие украинцы уповают на то, что смена государственной власти повлечет за собой серьезные изменения на местах. Что наглое лобби таких вот компаний, как «МДЛ», станет невозможным. Что работа в органах местного самоуправления не будет означать автоматическое и стремительное обогащение на тендерах, откатах и конкурсах, а просто станет престижной и уважаемой. Но сначала, считает наш собеседник, нужно пройти непростой путь: украинцам как нации, уважающей свои права, но и осознающей обязанности, судебно­правовой системе, органам местного самоуправления.
«Любой здравомыслящий человек понимает, что за последние несколько десятилетий запас финансов государства истощился. Нас поддерживают то одни кредиторы, то другие. Мы теряем то, что было создано ранее. Качество дорог, материально-­техническое обеспечение предприятий, являющихся основой экономической безопасности страны… Главное, мы теряем людей, которые умеют что­то создавать – они просто уезжают. И ничего не делать больше просто невозможно. Уже нет запасов, которые, как раньше, разворовывали бы для строительства чиновниками домов в Испании. Это неизбежность – наводить порядок и перечеркивать все криминальные схемы. Неизбежность – отдавать деньги напрямую ОСМД, ставить жесткие рамки для монопольных предприятий, и в коммунальной сфере таких должно быть как можно меньше. Потому я повторю сказанное выше: корень зла не в «МДЛ», а в самих подходах власти, ее беспринципности и вседозволенности. В тарифах коммунальных предприятий, в которые директора засунули «толстую жировую прослойку» – для себя любимых. В том, что штат руководителей КП формируют по клановому принципу, а не по принципу эффективного управления и профессионализма. Они уже выработали воровскую ментальность и просто не умеют иначе. Каждому такому руководителю нужна соответствующая команда более мелких воришек. И потому да – я убежден, что перемены неизбежны. Главное, чтобы судебная и правоохранительная системы не существовали в параллельной реальности, а начали, наконец, работать эффективно», ­ подытожил Иван Самойдюк.

Карина СТРЕЛЬНИКОВА, Энергодар Медиа Центр