В Запорожской области чиновники так и не смогли решить вопрос отопления Черниговского психоневрологического интерната. Людей, похоже, даже не услышали. Напомним, что в понедельник под стенами ЗОГА прошёл митинг сотрудников интерната, которые останутся без работы из-за наплевательского отношения местных властей. Также сотрудники переживают за своих воспитанников, которых придётся переводить в другие заведения. С учётом того, что в интернате живут особенные люди, которые за долгие годы уже успели адаптироваться к пространству, сдружиться и считают его родным домом, «разбрасывание» воспитанников интерната не пойдёт на пользу их состоянию.
Мы публикуем статью главы БФ «Счастливый ребёнок» Альберта Павлова и далее будем следить за ситуацией.
«Страсти по Калиновке, или кому выгодно закрытие Черниговского психоневрологического интерната.
Более 20 сотрудников Черниговского психоневрологического интерната (ПНИ) села Калиновка в отчаянии собрались на площади перед облсоветом и обладминистрацией Запорожской области. Люди возмущены тем, что в ближайшие дни всех жителей-воспитанников интерната обещают, вывезтив другие ПНИ области. Официальная причина — отсутствие отопления в интернате. На самом же деле причина глубже и до сих пор не ясна. На кону — судьба 124 воспитанников, многие из которых прожили в интернате от 10 до 40 лет, и для которых Калиновка — родной дом. Другая сторона вопроса — брошенные накануне зимы 110 сотрудников интерната, для которых работа в Калиновке — единственный, хотя и скудный, источник дохода. И, наконец, — бепрецедентное игнорирование властями общественного совета при интернате, мнения сотрудников и воспитанников. Итак, попытаемся разобраться в проблеме.
Ход событий
С мая месяца руководство интерната искало компанию, готовую подавать тепло, затем писало письма в облсовет и департамент соцзащиты с просьбой дать добро на подписание договора. Такое разрешение было дано лишь 3 октября. За это время, с подачи начальника департамента соцзащиты Запорожской области Светланы Абдурахмановой и неких заинтересованных лиц в облсовете, был подготовлен проект решения о ликвидации Черниговского ПНИ путем присоединения к другому интернату — Преславскому. Ни общественная организация, работающая в интернате 12 лет, ни общественный совет при интернате, ни профсоюзный комитет не были уведомлены о проекте такого решения. 10 октября в интернате сменился директор, на него и пытается руководитель департамента соцзащиты свалить всю вину за срыв отопительного сезона. В итоге, в начале ноября фирма, с которой планировалось заключить договор на отопление, отказалась его подписывать, якобы опасаясь вкладывать средства в котельную без гарантий стабильной работы интерната. Сотрудники интерната начали акцию протеста, обратились к депутатам и председателю облсовета, во все СМИ. Появились мысли заблокировать доступ в интернат чтобы не допустить вывоза подопечных. Ситуация стала выходить из под контроля, а власти продолжают игнорировать любые просьбы начать диалог и поиск решения.
Почему я против закрытия Черниговского ПНИ
1. Это не реформа, а её имитация. Ранее я всегда выступал за реформу ПНИ и за то, чтобы рано или поздно интернаты для взрослых были заменены, как и во всем мире, на более гуманные формы помощи людям с инвалидностью (поддерживаемое проживание, групповые дома, помощь на дому и т.д.). Я считал и считаю доставшуюся нам в наследство от советов систему ПНИ унижающей достоинство человека и нарушающей права воспитанников. И всё же я категорически против спонтанного, непродуманного закрытия интернатов. Такие действия не имеют никакого отношения к реформе. Реформа подразумевает тщательную проработку — анализ интересов воспитанников, определение преимуществ от такой реформы, учёт интересов персонала, консультации с общественностью и т.д. В случае с Калиновкой ничего этого сделано не было. Глава департамента соцзащиты Светлана Абдурахманова, ранее полностью игнорировала предложения фонда «Счастливый ребенок» о создании групповых домов, и в этот раз выбрала тактику «от меня ничего не зависит». В её риторике два основных аргумента — «я не влияю и не могу отвечать за действия директора интерната» и «я ничего не решаю — так как собственником интерната является облсовет». Возникает вопрос, в чем же функция такого руководителя? Ведь она полностью снимает с себя ответственность за то, что интернат оказался не готов к отопительному сезону. Я уже молчу о полной дремучести этого «руководителя» в плане реформирования ПНИ и внедрения европейских моделей поддерживаемого проживания и групповых домов. За два года правления Светланы Петровны ни разу не собирался координационный совет по ПНИ, ни разу по её инициативе не проводились консультации с фондом, который уже 12 лет работает с ПНИ. Простите, но с таким «руководителем» департамента мы каши не сварим, а лишь вернемся в дремучий совок.
2. Если власти хотят сэкономить на Черниговском ПНИ, то нужно не закрывать интернат, а оптимизировать расходы в нём. Из 110 человек персонала менее половины тех, кто непосредственно работает с воспитанниками (няни, санитарки, медсестры). Остальные — обслуживающий персонал. Другой способ оптимизации — прозрачность ремонтов и закупок, удешевление отопления, энергосбережение. К слову сказать, варианты экономии в Калиновке департамент ни с кем не обсуждал — ведь закрыть интернат проще, чем что-то делать.
3. Потеря работы для десятков людей — для этой местности это катастрофа. После интерната может «лечь» школа и т.д. Люди в Калиновке хорошо знают подопечных и могут работать с таким сложным контингентом людей, зачем же лишать их работы?
4. Большинство интернатов области перенаселены, и около 60 человек стоят в очереди на попадание в ПНИ. После закрытия Калиновки скученность в других ПНИ повысится, отсюда — вспышки заболеваемости, агрессии, перегрузка персонала.
5. Для многих воспитанников интернат — это их родной дом, где они провели всю жизнь. К примеру, Антон прожил в интернате с 4 до 45 лет. Лишать людей дома антигуманно.
6. Нельзя позволять чиновникам, бюрократам принимать решения с позиции «сверху», игнорируя любые консультации, мировой опыт, уходя от ответственности к коллективной безответственности. Чиновники облсовета и руководство департамента соцзащиты — нанятые обществом менеджеры, а не властители судеб. Игнорирование общения с сотрудниками интерната и фонда в ситуации с Калиновкой — это та ситуация, которой нужно дать серьезный отпор. О какой реформе может идти речь с такими «менеджерами»?
Что делать?
Сотрудники интерната не намерены сдавать позицию и будут продолжать акции протеста. Скорей всего будет обращение в суд на начальника департмента соцзащиты и руководство облсовета в связи со служебной халатностью, будет также обращение к омбудсмену Украины.
Что касается фонда, то мы обращаемся к губернатору Запорожской области, председателю облсовета и его депутатам, министру соцполитики Украины с просьбой срочно сесть за стол переговоров, гарантировать дальнейшую работу интерната и после такой гарантии — обсудить способы запуска в интернате отопления. Мы уверены в полной некомпетентности и проявлении преступной халатности со стороны руководителя департамента соцзащиты Светланы Абдурахмановой, начальника отдела интернатных установ Андрея Ковпака, и просим губернатора дать оценку работы этих должностных лиц.
После решения вопроса по Калиновке мы предлагаем при участии общественных организаций провести аудит всех ПНИ Запорожской области для разработки плана реформирования и улучшения жизни воспитанников.
Всегда открыты для диалога!»
Со своей стороны хотим отметить, что безразличие представителей власти к проблемам интерната никак не повышает кредит доверия к ним жителей города и области.