Неужели пошли первые трещины во фракции «Слуги Народа» (СН)? И неужели начали сбываться прогнозы недругов В. Зеленского, которые с плохо скрываемой радостью стали готовиться к реваншу. Когда речь заходит о коррупции в Украине, настроение начинает падать, а пессимизм нарастать, и кажется, что у гидры под названием «коррупция» головы будут вырастать до бесконечности
Все началось с выдвижения САП подозрения в коррупции некоторым членам СН из финансового комитета. К тому же пошли слухи среди самих «слуг» о нечестности в их рядах. В финансовом комитете неожиданно образовалась оппозиционная группа, которая отказалась голосовать за законопроект, связанный с рынком недвижимости, а именно с устранением одной из схем при оценке недвижимости, которая выглядит коррупционной. Часть СН проголосовала по сути за сохранение этой схемы, которую связывают с А. Яценко и с которым связывают возможный подкуп этих депутатов. Сумма подкупа якобы составляла 2530 тыс. долларов. Как утверждают злые языки, сумма непристойно малая и, дескать, СН еще не разобрались в расценках их работы и повелись на такую ничтожную сумму. Один из подозреваемых А. Дубинский предложил коллегам не распускать сплетни, не «стучать» друг на друга, а предоставить четкие доказательства, если они есть.
Очень хочется, чтобы этих доказательств не было, но, как утверждает отечественная пословица, дыма без огня не бывает, да и взятки при ярком свете не даются. Бывает, конечно, все – и дым без огня, и специально распускаемые сплетни, но депутаты партии СН, на которую украинцы возлагают большие надежды, должны понимать свою ответственность перед избирателями и не поддаваться на провокации, которые скоро посыпятся на них, как манна небесная. Одну из таких провокаций некоторые эксперты связывают с самим г. Яценко, но не важно, кто был автором этой провокации, главное, что этот автор выиграл от разгоревшегося скандала. Если никто из депутатов действительно не брал взятки, то нехорошая тень все равно легла на них надолго, если не навсегда. Провокаторам этого может быть вполне достаточно. Молодые ребята из СН действительно новички в политике, и главное, что им нужно усвоить – это то, что политика жесткая и беспощадная вещь, в которой выживают не все, а главное, что выживают часто нечестными.
Один из самых коварных источников коррупции – это искушение. В христианском учении это называется смертным грехом. В науке этот грех сформулировал великий К. Маркс – дай капиталисту 300 % прибыли и он пойдет на любое преступление. 300 % это огромное искушение и испытание на прочность.
Слугам народа необходимо доказать, что избиратели всетаки не ошиблись, отдав голоса за них, иначе украинской политике придет конец, по крайней мере при оценке ее людьми. Оценка недвижимости и оценка политиков не просто разные вещи, это вопрос будущего украинской государственности. Предыдущие политики провалили экзамен перед избирателями и последнюю надежду люди возложили на молодых, амбициозных и, хотелось бы верить, честных ребят. Кстати, для предыдущих политиков хочу напомнить – сколько бы они не радовались ошибкам СН, у самих у них будущего нет и на честных демократических выборах им уже не выиграть никогда. Возможно, они надеются на новый Майдан, но неужели ктото из народа готов повторить свою ошибку еще раз и путем революции привести к власти тех, кто их однажды уже обманул.
В. Зеленский жестко отреагировал на коррупционный скандал вокруг его соратников и предложил всем им пройти полиграф, и если последний покажет хотя бы малую возможность коррупционного деяния, немедленно отправить их под правосудие. Увлеченность В. Зеленского технизацией и диджилитализацией, конечно, в духе времени, но, как всегда, многим людям это показалось дешевым спектаклем, отвлечением внимания от насущных проблем, PRом и прочими не менее модными штучками в политике. Увы, техника и диджилитализация не абсолютны, хотя уровень достоверности с их помощью возрастает. В борьбе с коррупцией все средства хороши, и полиграф тоже. В свое время бывший и уже забытый премьер А. Яценюк сказал, что компьютеры взяток не берут. Да, не берут, но создаются и настраиваются людьми. Люди могут вносить изменения, модификации в информацию, хранящуюся в компьютере, и это не сразу может быть замечено. Так, в Министерстве образования были в свое время внесены изменения в результаты независимого тестирования школьников. В случае с полиграфом то же самое. Полиграф бесстрастно фиксирует реакции человека и возникающее волнение при некоторых вопросах. Сам человек не способен управлять своим бессознательным. Сознанием – да, реакциями и инстинктами – нет. Реакции и инстинкты достались нам от природы и не подвластны нашему управлению.
Возможно, некоторым людям это в какойто мере под силу, но полностью обмануть полиграф не удастся. А вот трактовать и комментировать результаты и показания полиграфа будут все те же люди. Останутся ли эти комментаторы честными и объективными или, как всегда, будут подобострастными по отношению к власти? Во всяком случае меня насторожил факт почти панибратства А. Дубинского со специалистами, проводившими с ним исследование на полиграфе. Неуместный хохот, сомнительные шутки создавали впечатление какогото союза испытуемого с испытателями. Возможно, я ошибаюсь, и работа на полиграфе требует определенного расслабления как ведущих, так и ведомого, но подготовительный этап выглядел сомнительным, а значит, обнародованные результаты могут показаться тоже сомнительными как в случае с решениями суда. Такие вот у нас сомневающиеся люди, и не стоит за это упрекать, лучше не давать поводов для сомнения.
Татьяна НИКОЛАЕВА