Оппозиция: мы за все, что против, и против всего, что за

708
0

Вся страна на последней неделе обсуждала полуюбилейную дату – полгода президентства В. Зеленского. Такого пристального внимания ко всем промежуточным датам правления не знал ни один президент Украины. К традиционным 100 дням добавились полгода и, надо полагать, теперь каждые полгода, если не каждую четверть, будем отслеживать деятельность В. Зеленского.

Недоброжелатели по-­прежнему настаивают на его непрофессионализме, но старательно не замечают некоторых упрямых цифр. Журналисты подсчитали, что за полгода В. Зеленский выполнил 24 своих обещания. ВР по его инициативе сняла депутатскую неприкосновенность, приняла закон об импичменте президента. Согласно Конституции, президент является главой государства и главным представителем страны на международной арене. На нем лежат в первую очередь функции внешней политики. И вот здесь так называемый непрофессионал дал настоящий бой так называемому профессионалу, своему предшественнику П. Порошенко.

В первые же месяцы В. Зеленский сдвинул с места заржавевший Минский процесс, добился встречи Нормандской четверки и как главнокомандующий начал разведение войск. Профессионал П. Порошенко полностью проиграл непрофессионалу В. Зеленскому. Справедливости ради нужно признать, что В. Зеленский – это исключение из правил, которое подтверждает правило. Политик должен пройти долгий путь, прежде чем стать президентом, но всегда были, есть и будут талантливые люди, способные преодолеть и доказать обратное.

А вот секрет их успеха заключается в том, что они отказываются от многих рутинных и достаточно сомнительных правил игры и начинают другой честный путь, путь государственного деятеля, а не бизнесмена, использующего политику в личных бизнес­интересах. Разумеется, молодой и энергичный президент Украины – не ангел, он может делать ошибки и может не всем нравиться, но это нормально для демократической политики.

На Зеленского не молятся, как на Путина, его активно, жестко и не всегда справедливо критикуют, но он не пресекает критики в свой адрес, хотя она ему может и не нравиться, и тем самым стоит выше любого авторитарного лидера. Демократические лидеры не нуждаются в обожании и обожествлении, они пользуются уважением своих граждан, хотя и не всех.
На этой неделе политики из Оппозиционной платформы «За жизнь» (ОПЗЖ) попытались повторить рекорд В. Зеленского. Они провели марафон не только с журналистами, но и с жителями Украины, обсуждая актуальные экономические и политические проблемы страны и критикуя президента. Главным героем марафона стал В. Рабинович. Сегодня все политические силы парламента ушли в оппозицию к монокоалиции и соответственно к президенту, и ОПЗЖ – не исключение. Уход в оппозицию – это законное право любой партии.

В демократических странах должна быть сильная оппозиция, которая необходима не только для критики власти, но и для поддержания ее тонуса. Отсутствие оппозиции делает власть безнаказанной и все ее решения безгрешными. Сакрализация власти всегда ей угодна, но всегда же ее ослабляет и обесценивает. Обожествление лидера, а это происходит только в авторитарных и тоталитарных странах, освобождает его от ответственности за свою политику – богов ведь не судят. Но рано или поздно наступает момент смены власти и после длительного периода ее обожествления этот процесс смены власти сможет стать настоящим потрясением.

Оппозиция не должна допускать этого потрясения, но, борясь за демократию, сама не должна скатываться к потрясениям.
В ходе марафона г. Рабинович предложил ввести уголовную ответственность за невыполнение президентских обещаний. Ни в одной стране мира нет уголовного наказания за невыполненные обещания, хотя есть и должно быть уголовное наказание за государственные преступления и коррупцию, а для наказания за невыполненные обещания существует процедура выборов.

Предложение г. Рабиновича грешит тем же самым радикализмом, против которого ОПЗЖ справедливо и последовательно борется и в парламенте, и за его стенами. Как же можно вводить уголовное наказание, если многие политические силы, в том числе ОПЗЖ, мешают президенту выполнять свои обещания, и не стоит ли ввести в этом случае уголовное наказание за препятствие власти выполнять свои функции. Согласитесь, при таком подходе мы окажемся не в демократическом, а в самоуничтожающемся обществе. В. Рабинович предложил людям выходить на улицы в знак протеста против свободной продажи земли, но ведь это по сути втягивание людей в очередной майдан.

В конце концов команда «Слуги Народа» на выборах получила право проводить политику восстановления страны после пятилетнего кошмара. Как им это удастся, люди оценят через пять лет. Что касается земли, она является национальным богатством, но требует не просто дрожать над ней, как над мешком золота, а ждет качественной обработки и заботы со стороны владельцев. Закон о земле должен пресекать концентрацию ее в одних или нескольких олигархических руках.

Он должен обязывать владельцев использовать землю по назначению. Закон должен обязывать государство помогать мелким и средним фермерам. Он должен не только обеспечивать им право продавать землю, но и защищать от наглого рейдерства. Но земля в любом случае должна приносить доход в бюджет страны. Возможно, черт не так страшен, как его малюют, и продажа земли при наличии умного закона окажется правильным решением. Власть и оппозиция должны находить компромиссное решение и формировать конструктивные отношения, а не уничтожать друг друга с помощью майданов.

Татьяна НИКОЛАЕВА