Известный пианист Юрий Кот выступил с Запорожским оркестром!

263
0

На днях в Концертном зале им. М. Глинки состоялся концерт, посвященный 250-летию со Дня рождения Л. ван Бетховена.

Вечер прошел при полном аншлаге, ведь на афишах значились имена не только любимого симфонического оркестра под управлением народного артиста Украины Вячеслава Реди, но и знакомого запорожскому зрителю гостя из столицы – пианиста-виртуоза, народного артиста Украины Юрия Кота.

Безусловно, высокопрофессиональный творческий тандем и репертуар гениального Бетховена оказали на зрителя незабываемое впечатление и вызвали каскад эмоций. В программе вечера звучали «Восьмая симфония» и Четвертый Концерт для фортепиано с оркестром – идейно мощные, глубокие произведения, которые были исполнены на высоком уровне и окутали зрителя чарующей аурой жизнелюбия и торжества свободы! Итак, обо всем по-порядку…

В этом году 250-летие со Дня рождения Бетховена чествует весь музыкальный мир, ведь творчество гения оказало сильнейшее влияние на последующие поколения. Ни одна сфера музыкального искусства 19 века не миновала воздействия титана музыки – почти каждое крупное художественное явление развивало одну из сторон многогранного бетховенского творчества. Его высокое этическое начало, шекспировский масштаб мысли, безграничное художественное новаторство служили путеводной звездой для композиторов самых разнообразных школ и направлений. Даже спустя два столетия после периода его творчества, Бетховен остается на волне популярности и значимости, и по сей день является одним из наиболее исполняемых композиторов в мире.

Поклонникам творчества Запорожского симфонического оркестра давно известен факт, что его художественный руководитель, главный дирижер Вячеслав Редя, формируя репертуар концертов, отбирает эксклюзивные композиции. Многие из этих мелодий редко звучат в концертных залах мира в силу технических сложностей и тонкостей идейной составляющей. Так, например, реже своих «братьев» исполняется Четвертый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. В нем множество штрихов и нюансов, передавать которые должен профессионал высокого уровня. Для исполнения был приглашен один из талантливейших украинских пианистов – Юрий Кот. Артист является лауреатом нескольких серьезных конкурсов (им. Н. Лысенко, 1988, им. С. Рахманинова в Москве, 1990, им. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге, 1992). Ему аплодировали слушатели Японии, Польши, Казахстана, Югославии, Германии, США…

Запорожская публика очень тепло встретила артиста, который своим филигранным исполнением музыки Бетховена мгновенно захватил зрительское внимание и показал высочайший уровень владения фортепианным искусством.

Четвертый концерт выделяется среди других – в нем не солирует фортепиано на старте, но это не значит, что концерт не предоставляет солисту блеснуть техникой. Традиционная фортепианная виртуозность полностью сохраняет свои права, она лишь не выступает на первый план, позволяя слушателю полностью погрузиться в светлый и пронизанный действенной энергией мир произведения. Этот концерт по праву считается наиболее лиричным среди других бетховенских произведений этого жанра, и Юрий Кот мастерски передал это настроение.
Пианисту удалось ярко проявить свою художественную индивидуальность. Его техника отличается выразительностью – очень тонко и доходчиво передается мысль и идея композитора. При этом по отношению к зрителю артист ведет себя интеллигентно, не навязывая свое видение произведения, а словно ищущий художник, одаренный гениальным творческим чутьем — выдержанно преподносит мастерство. Своим исполнением музыкант обогатил мощь звучания оркестра, подчеркнул его колористические возможности. Зритель успел заметить, насколько выразительным был диалог двух стихий – многоголосия оркестра и фортепианного соло. Совместное творчество произвело на присутсвтвующих чарующий эффект и вызвало отклик в виде оваций.

Нам удалось пообщаться с Юрием Котом:
— Юрий, чем для Вас является творчество Бетховена, какие вызывает эмоции и чувства?
— Это воспоминания из детства — через всю мою жизнь проходит его творчество. Сейчас весь мир отмечает год Бетховена, а я бы хотел, чтобы каждый год был годом этого великого гения — его музыка учит, воспитывает. Она насыщена какой-то невероятной энергетикой, способной возвращать к жизни. Это был удивительный человек с непростой судьбой, который, несмотря на трагические ситуации своей жизни, постоянно думал о нас, наследниках.

— В этот раз для запорожского зрителя Вы исполняете Четвертый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. Насколько Вам близко это произведение?
— Я люблю его играть, оно глубокое, тонкое – в нем нетипичный Бетховен, здесь он более лиричен. Если Пятый концерт Бетховена называют «Император», то Четвертый негласно считается «Императрицей». В нем есть и воля, и аристократичные штрихи, и, в то же время — нет той завоевательской мощи, которая есть в Пятом. Я часто играю оба концерта, но Четвертый люблю больше.

— В этом произведении на первый план выступает техника или идея?
— Технически играть Бетховена с одной стороны непросто, но с другой — у него нет бравады техникой. В его произведениях важно не только сыграть большой пассаж, а показать — как ноты между собой связываются, интонируются. Он — из тех композиторов, которые не выставляют технику на первый план. Зритель вообще, слушая музыку, не должен задумываться о технике, важнее чувствовать идею и замысел.

Большим зрительским интересом в этот музыкальный вечер пользовалась также Восьмая симфония Бетховена в исполнении академического симфонического оркестра под управлением Вячеслава Реди. Это произведение пронизано танцевальными ритмами во всех четырех частях цикла. Стилистика – типично бетховенская, целеустремленная, с активным развитием, кульминацией и финалом. Оркестр под управлением Маэстро великолепно раскрыл все части симфонии — ярко, сочно были расставлены акценты и передана задумка автора. Особенно красивым и запоминающимся стал безудержно стремительный финал симфонии. Диалоги оркестровых групп, смены регистров, динамики, внезапные акценты и паузы завораживали и не отпускали внимание зрителя.

Вячеслав Редя мастерски подчеркнул динамичные и, я бы сказала, фирменные бетховенские интонации – резкие и упорные. Оркестр сохранил индивидуализацию автора и психологизм произведения – обнажение чувств и правдивое воплощение жизни! Такое исполнение стало настоящим подарком зрителю, и он не остался в долгу, отблагодарив любимых артистов бурными овациями и возгласами «Браво»! Мы обратились к Маэстро за комментарием:

— Вячеслав Васильевич, в чем состоят стилистические и технические особенности исполнения музыки Бетховена и Восьмой симфонии в частности?
— Весь репертуар Бетховена требует вложения не только эмоциональных, но и физических сил. Здесь негде расслабиться, чем тише звучание – тем активнее должно быть состояние музыкантов и это требует высокого мастерства. Бетховен – мастер контрастов, он их часто использует и их сложно сыграть, передать штрихи и нюансы. В финале Восьмой симфонии нужен такой темп, чтобы за музыкой оставался… вихрь! Симфония ведь мажорная и это настроение важно сохранить и качественно отобразить. Также это произведение интересно своей драматургией, его квинтесенция – это контраст. Он — словно символ жизни! То буря и цунами, то – стихающая волна. Чтобы правильно играть музыку обязательно должна присутствовать образность. И когда удается попасть в «десятку» с образом – рождается чудо!

Концерт действительно получился чудесный! Два народных артиста — Вячеслав Редя и Юрий Кот в андеме с Запорожским симфоническим оркестром подарили зрителю праздник шедевральной музыки Бетховена. Музыканты не только сплотились воедино, искренне передав красоту мелодий и идей автора, но и зажгли сердца присутствующих жизнеутверждающим пламенем – глаза зрителей горели от восторга и благодарности! Браво!

Ксения Шаповалова, фото с сайта филармонии


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here