В то время как Украина движется в Европу и переходит на европейские стандарты, запорожский транспорт в части пассажироперевозок ориентируется на экзотические азиатские страны. Реализуют этот дикий азиатский опыт перевозчики-нелегалы, которые оккупируют выгодные маршруты, но при этом не отвечают ни за качество перевозок, ни за безопасность пассажиров, пренебрегая элементарными нормами закона. В рейсы раздолбанные маршрутки уходят с обочины, без документов и страховок. Поэтому к выбору, с кем же ехать, особенно на дальние расстояния, запорожцам необходимо подходить вдумчиво и серьезно. В противном случае ценой беспечности может быть здоровье и даже жизнь.
Маршрутка «БасТура» попала в очередное ДТП
На волосок от трагедии оказались люди, которые воспользовались услугами компании «БасТур», чтобы добраться из Днепра в Энергодар.
1 февраля около 18.00 в селе Орлянское Васильевского района бастуровский «Мерседес Спринтер» попал в ДТП: проезжая через село, маршрутка вылетела на встречную полосу, ее развернуло, после чего она врезалась в беседку и снесла несколько секций забора.
Еще чуть-чуть и микроавтобус влетел бы в жилой дом — в комнате, попадавшей под удар, как раз делал уроки школьник.
Очевидцы рассказывают: в маршрутке ехало почти два десятка пассажиров, большинство из Днепра. Среди пассажиров был и ребенок – мальчик 8-10 лет.
— Находились в доме. Услышали металлический грохот, — рассказывает Наталья, хозяйка дома. – Вышли, видим – маршрутка влетела в забор и беседку. Сначала никого не было слышно, ни звука. Я от ужаса похолодела. Потом люди начали выходить. Как могли, стали оказывать им первую помощь. Ребенка забрали в дом.
— Маршрутка была полная под завязку, — рассказывает пострадавшая в аварии женщина. –Стресс у людей был капитальный. Они потом только поняли, что, слава богу, все живые. А ведь могло быть и по-другому. — Одна женщина спала, та, у которой висок оказался травмирован, а в ушах — стекло. Пришла в себя, ничего не может понять. Началась истерика.
Кроме медиков и полиции, на место происшествия оперативно прибыл некий Дмитрий. Он вел себя вызывающе, представляться отказывался, но позднее очевидцы опознали по фотографии и видео Дмитрия Довбыша, владельца компании «БасТур».
На то, чтобы вытащить маршрутку со двора, ушли без малого сутки: для этого потребовалась помощь местных жителей, кран и эвакуатор.
Анализируя обстоятельства аварии и последовавшие за этим события, особо стоит отметить оперативность, с которой владелец «БасТура» прислал другую маршрутку, чтобы увезти людей с места происшествия. Хотелось бы объяснить это заботой о людях, но надо понимать, что при любом ДТП перевозчику крайне важно как можно быстрее избавиться от пострадавших. В случае, если в дорожно-транспортном происшествии был травмирован человек, то автоматически возбуждается уголовное дело. Поэтому водители и хозяева транспорта любят рассказывать полиции, что пассажиров в автобусе не было, а он просто следовал на ремонт, пострадавших же уговаривают заявить скорой помощи, что травму они получили в быту.
В данном случае есть официальные пояснения, взятые у водителя, в которых он признает, что во время ДТП получили травмы два человека. Информацию о вызове на место ДТП и оказание помощи подтвердили и на подстанции скорой помощи.
В дальнейшем мы расскажем, как полиции удалось оформить протокол – с пострадавшими пассажирами или без. Сейчас правоохранители должны максимально объективно и тщательно провести проверку обстоятельств ДТП и передать дело в суд. А людям придется пройти через долгие страховые перипетии, чтобы получить компенсацию за поврежденное имущество. Потраченные нервы и время им вряд ли кто-то возместит. К тому же ситуация осложняется тем, что компания «БасТур» работает по очень хитрой, но опасной для их клиентов схеме.
Что такое «БасТур»?
Название «БасТур» или «BusTour» запорожцам основательно примелькалось. Знакомый логотип и название в данном случае играет с людьми злую шутку — поскольку узнаваемость абсолютно необоснованно конвертируется ими в доверие, юридических оснований для которого совершенно нет.
Маркетологи этого предприятия, особенно в летнее время, настойчиво обещают качественный сервис «в маршрутках на море». Обычные маршрутки, переоборудованные из грузовых «Спринтеров», на сайте компании называют не иначе, как «комфортабельными автобусами».
«БасТур» выбрал для своей деятельности самые лакомые для перевозчиков направления. Например, летом — на Кирилловку, Приморск, Геническ, Бердянск, Железный Порт. Среди внесезонных фаворитов — энергодарское направление и Днепр, то есть те маршруты, которые приносят деньги и стабильно высокое количество пассажиров. Социальные направления с меньшим пассажиропотоком компания не обслуживает: ездить по селам и райцентрам, жители которых не отличаются платежеспособностью, ей не интересно. Пусть этим занимаются официальные перевозчики.
«В 2010 году мы запатентовали торговую марку, создали еще несколько компаний с похожим названием, которые входят в нашу группу и занимаются еще туроператорской деятельностью», — рассказывал как-то Дмитрий Довбыш журналистам.
В основном, под брендом «БасТур» действуют два основных предприятия — ООО «БасТур» и ООО «Запорожбастранс», а также ряд чэпэшек и других мелких фирм.
В мае 2017 года ООО «БасТур» и ООО «Запорожбастранс» лишились лицензии на право перевозки пассажиров. Причиной стало то, что предприятия не позволили Государственной службе Украины по безопасности на транспорте проверить, как же они выполняют условия лицензирования и выполняют ли вообще. Законность данного решения, кстати, подтвердил Запорожский окружной административный суд, отказав в иске и «БасТуру» и «Запорожбастрансу», которые пытались оспорить лишение лицензий.
Кроме того, в отношении ООО «БасТур» и ООО «Запорожбастранс» Антимонопольный комитет Украины в 2017 году проводил расследования. По их результатам на предприятия были наложены штрафы за недобросовестную конкуренцию – в размере 26 и 49 тыс. грн.
Чем отличается легальный перевозчик от нелегального?
В своих выводах Антимонопольный комитет отметил, что эти предприятия не несут обязательств, связанных с качеством оказания услуг, у них отсутствуют договора личного страхования пассажиров от несчастного случая на транспорте. Снижая расходы на проезд, нелегальный перевозчик фактически делает это за счет безопасности самих пассажиров.
В частности, показателен пункт о страховании. Именно благодаря обязательному личному страхования от несчастных случаев на транспорте, которое всегда есть у легального перевозчика, пассажир максимально быстро и легко в случае ДТП получит компенсацию от страховой компании.
Легальный перевозчик, чтобы работать на пригородном маршруте, должен выиграть конкурс, который проводит Запорожская облгосадминистрация, заключить с ней договор. К нему выдвигается ряд требований по качеству и безопасности перевозок. Все пассажиры должны быть обязательно застрахованы, автобусы должны соблюдать график движения, независимо от того, большой или маленький пассажиропоток.
Нелегальный перевозчик не выполняет эти требования. Чтобы замаскировать себя, он может использовать схему «я везу туристов». То есть, осуществляя фактически регулярные перевозки, он заявляет, что на самом деле возит «туристов под заказ», привлекая сторонние фирмы и фирмочки. В такой системе обеспечить контроль качества и безопасность практически невозможно.